В этом году MCU пополнится двумя проектами с рейтингом R (он же приближен к 18+) — «Эхо» и «Дэдпул 3». Такое ограничение студия вводит впервые, а само новое направление назвали Marvel Spotlight. Учитывая частые провалы студии в последние годы, нам кажется, что это может двояко повлиять на ленты. Столкнули двух авторов, которые решили поспорить, изменит ли это киновселенную.
За: появление новых супергероев
Рейтинг R позволит рассказывать истории о супергероях, комиксы о которых нельзя было воплотить в рамках MCU. Например, в ближайшее время выйдет «Дэдпул 3», а в 2025 году — «Блэйд».
Фильм о болтливом наёмнике невозможно представить без чёрного юмора и кровавых сцен. Достаточно вспомнить негодование фанатов относительно картины «Люди Икс: Начало. Росомаха», чтобы понять, что своенравное отношение к персонажу ни к чему хорошему не приведёт. В этом фильме Дэдпул не носил костюм из комиксов и реже прибегал к шуткам (особенно в конце).
Картине о вампирах также требуется возрастной рейтинг, чтобы показать жестокость существ, живущих во тьме. Культовая трилогия о Блэйде из нулевых как раз обладала подходящим рейтингом, а вот недавнего «Морбиуса» высмеяли в том числе из-за неправдоподобности главного героя.
Обновление также позволит осуществить ряд кроссоверов между неожиданными персонажами и воплотить сюжеты из комиксов: «Дэдпул против Карателя», «Современные Росомаха против Халка». Именно столкновение героев приносит большую кассу и одобрение поклонников. В десятку самых кассовых фильмов в мире входят три части «Мстителей» и «Человек-паук: Нет пути домой».
Против: формула Marvel будет мешать
Несмотря на ряд неудач четвёртой фазы, киновселенная Marvel на протяжении всей истории строилась на так называемой «формуле Marvel» — сочетании экшена, шуток, подборки камео и истории на понятных рельсах. Зритель, отправляясь в кино, точно понимал, что получит. И многие намеренно шли на все фильмы подряд, потому что делали это не ради сюжета конкретной картины, а ради проверенной системы.
На протяжении трёх фаз мы несколько раз видели, как студия пробовала экспериментировать — в шпионском боевике («Первый Мститель: Другая война»), в подростковой драме («Человек-паук: Возвращение домой»), в драматичном кроссовере («Мстители: Война Бесконечности»).
В четвёртой фазе хотели продолжить эту линию. Например, в «Мультивселенной безумия» ушли в хоррор, но характерных элементов и, собственно, безумия оказалось недостаточно. При этом фильм при анонсе звучал как попытка Marvel Studios сломать ожидания и переиграть свои же правила — Алую Ведьму сделать антагонистом, пойти на поводу фанатов фансервиса, показать в фильмах альтернативные миры. По слухам, хотели даже «сломать» привычную вселенную и на целую фазу оставить её разрушенной, чтобы в картинах возникали неожиданные кроссоверы (как в комикс-кроссовере «Секретные войны» 2015-го), но в итоге по целому ряду причин картина оказалась вещью в себе. Всё в ней происходящее за пределы сиквела «Доктора Стрэнджа» не вышло. А из прорывного в «Мультивселенной безумия» лишь условная подвязка к сериалу на Disney+.
Внедрение взрослого рейтинга приведёт к ещё более сильному отходу от формулы. Это вынуждает зрителя к более осознанному потреблению, а значит он может начать отказываться смотреть те проекты, которые раньше смотрел бы «по инерции». С этим, например, столкнулся «Капитан Марвел 2», сборы которого заметно ниже первой части как раз из-за падения интереса публики, вызванного как перестройкой отношения аудитории, так и рядом внешних факторов — от пандемии Covid-19 до забастовки сценаристов в США.
За: жанровые эксперименты
Новая сага киновселенной Marvel выглядит как поле для экспериментов. В последних фазах появились сериалы, супергероика от режиссёров авторского кино (Хлоя Чжао — «Вечные», Сэм Рэйми — «Доктор Стрэндж: В Мультивселенной безумия»), а также проекты о людях определённых расовых групп («Шан-Чи и Легенда десяти колец», «Мисс Марвел»).
Введение возрастного рейтинга сможет развязать создателям руки и позволить работать над жанрами, которых до этого ещё не было. Если не вспоминать часового «Ночного оборотня», то ужасы как поджанр в MCU отсутствуют, пускай характерные для них приёмы наблюдались в фильме «Доктор Стрэндж: В Мультивселенной безумия».
Форматные эксперименты могут не только помочь отойти от формулы Marvel, но и привести к «Оскару» и фестивальным наградам. Это доказывает недавний «Джокер», который сначала выиграл Венецианский кинофестиваль, а затем забрал несколько золотых статуэток «Оскар». Хотя это фильм по комиксам с раскрытием давно известного персонажа.
Против: вместе с рейтингом Marvel потеряет уникальность
Если раньше фишка фильмов Marvel была в том, что их можно смотреть всей семьёй и без особой подготовки, то теперь, кажется, это будет утеряно. Так как кровавые эпизоды и использование мата привлекает внимание, то студия вряд ли остановится на использовании выходящих за рейтинг персонажей только в сольных проектах и решит включить их в кроссоверы.
Задуматься нужно и про выход другой супергероики. В 2024 году стартует перезапущенная киновселенная DC: Джеймс Ганн продолжит линию из «Отряда самоубийц: Миссия навылет», то есть это будет взрослое кино с приёмами на грани рейтинга. Также стоит помнить, что Amazon Studios в «Пацанах» и «Неуязвимом» также подходят к жанру с иной стороны о чём мы писали в отдельном материале.
В этом свете вскоре Marvel не будет сильно отличаться от своих конкурентов, из-за чего некоторые работы останутся незамеченными на фоне перспективных «новичков».
За: затрагивание более серьёзных тем
Киновселенной Marvel тесно в дозволенных рамках, ведь проекты не могут затрагивать более мрачные и серьёзные темы. «Стражи Галактики. Часть 3» доказали, что есть ещё нерассказанные истории, хотя и были проектом на грани рейтинга. Отражение на экране рабства, смерти близких и одиночества с последующей жестокостью не было сопоставимо с ежегодными семейными проектами, в которых этих тем касаются вскользь. Вдобавок, в фильме присутствовал крепкий антагонист, что бывает нечасто.
Киновселенная должна соответствовать своим зрителям разных возрастов, а не фокусироваться на подростковой супергероике. Кажется, Marvel не может до конца реализовать потенциал идей: к примеру, «Секретное вторжение» в комиксах куда более масштабное и мрачное событие. Взрослую проблематику и естественность героям поможет добавить рейтинг.
Против: рейтинг R лучше бы смотрелся в анимации
Marvel Studios, понимая, как дорого им обходится производство фильмов и сериалов, несколько лет назад обратила внимание на анимацию. После антологии «Что, если…?» у них в разработке ряд спин-оффов, некоторые из них задуманы со взрослым рейтингом. Так, например, «Зомби Marvel», продолжающий эпизод первого сезона антологии, будет более драматичной и жестокой историей в жанре зомби-апокалипсиса. Причём в «Что, если…?» эту серию обыграли без лишней крови, а в продолжении обещают больше сцен насилия. И это логично — как показать сражения с зомби без чрезмерной детализации?
И здесь взрослый рейтинг даёт Marvel Studios больше возможностей исследовать различные жанры. Анимация позволяет менее затратно создавать большие проекты, и реализовать безумные идеи: например, хоррор об одержимых демонами супергероях.
Правда, анимация для Marvel Studios по-прежнему не приоритет. Студия будто бы все ресурсы тратит на live action. Возможно, что-то изменится после выхода анонсированных «Людей Икс ‘97», мультсериала «Ваш дружелюбный сосед Человек-паук» и «Зомби Marvel», но планы студии в последнее время меняются так часто, что веры в это нет.
На первых порах введение рейтинга и правда может вернуть внимание к проектам Marvel, ведь раньше никогда не решались на подобное. Конечно, аудитория идёт в кино скорее из-за персонажей, а не возрастного ограничения. Но если допустить, что даже промо-материалы новых проектов будут сильно отличаться, то вряд ли подход останется незамеченным. Однако что это даст в более долгой перспективе — покажет время.