В середине февраля вышел фильм «Страна чудес Вилли», основанный на хоррор-играх серии Five Nights at Freddy’s. Главную роль в нём исполнил великий Николас Кейдж, но даже он не смог спасти нас от скуки при просмотре. Причём в самом фильме есть несколько идей, которые могли бы сделать его отличным, но в итоге они так и остались упущенными возможностями. А вот мы их упускать не собираемся.
Непонятно, зачем вообще было адаптировать Five Nights at Freddy’s, целиком и полностью основанную на скримерах. Создатели, скорее всего, рассчитывали на большую фанбазу игры, но ей этот фильм вряд ли понравится. От оригинала почти ничего не осталось, кроме концепции жаждущих крови аниматроников из детского ресторана. Они, конечно, получились в меру жуткими, но по сути для этого достаточно быть плюшевым роботом с пустым взглядом.
Таким же получился и сам Кейдж: за весь фильм он не произносит ни слова и практически не меняет выражение лица. Он мастер своего дела и даже такую роль умудрился сыграть в своём фирменном безумном стиле, но для успеха этого мало. Кейдж играет не охранника ресторана, а уборщика, которому приходится заниматься грязной работой, чтобы починить свою машину. Весь фильм он молча и методично убирается, периодически прерываясь, чтобы вбить голову очередного обезумевшего аниматроника в стену.
Роботам, кстати, тоже сделали предысторию. Сейчас будут спойлеры, но фильм откровенно не очень и они его испортить не могут. Так вот, в аниматрониках заточены души маньяков, которые заманивали семьи в ресторан и жестоко убивали их, а потом провели сатанистский ритуал и перенеслись в новые тела. Вскоре они начали терроризировать город, жителям пришлось заключить сделку и регулярно предоставлять им жертв на растерзание. Кейдж как раз стал такой жертвой, только вот горожане не ожидали, что он будет мастером в разборке роботов на части.
Попутно группа молодняка планирует сжечь ресторан к чертям, чтобы остановить жестокие убийства. И молодёжь тут нужно чисто в качестве пушечного мяса, чтобы в фильме убивали не только аниматроников. У них персонажи даже максимально клишированные, каждого из которых можно свести к одной простой черте характера: например, влюбленности в предводительницу группы и готовности выполнять любые её команды. А самая большая проблема фильма как раз в том, что и молодняк, и сделка между маньяками и горожанами — абсолютно ненужные сюжетные линии. Одна служит топливом для кроваво-мясной печи, а вторая — неубедительной попыткой объяснить происходящее. А ведь можно было просто отдаться во власть беспричинности, как создатели «Мы можем стать героями»…
Таких «можно было» в случае «Страны чудес Вилли» просто завались. В фильме даже можно найти отголоски упущенного величия, и мы на их основе решили пофантазировать, какой могла быть адаптация Five Nights at Freddy’s.
Сайлент Кейдж
То, что Кейдж весь фильм молчит — лучшая его часть, потому что это амплуа актёру очень идёт. Кажется, только Кейдж способен передать целый спектр эмоций одним наклоном головы, так почему же ему не дали возможность разгуляться в этом образе? В первой половине фильма появляется чёткое желание просто полтора часа смотреть на то, как главный герой спокойно убирает завалы пыли и периодически прочищает аниматроникам кости. Но из-за всего лишнего к середине это ощущение рассеивается.
Более того, в «Стране чудес Вилли» есть идеальная метафора, описывающая как раз такой формат. В перерывах Кейдж зависает в подсобке и находит там старый пинбольный автомат. Он решает потратить свободное время, чтобы бережно очистить его от толстого слоя пыли, предвкушая, как на нём поиграет. Примерно так же мог бы ощущаться фильм про уборщика: зритель бы неспешно смаковал части с подметанием полов в ожидании драк с аниматрониками и финальной битвы Кейджа с главным роботом Вилли. Причём в начале даже показывают, как актёр убирается (и ему, похоже, действительно нужно было это делать), и это выглядит отлично! Но рваный монтаж экшена, непонятная постобработка и сюжетный балласт убивают всю надежду на шедевр.
Киллер Кейдж
Ближе к концу звучит фраза про героя Кейджа и аниматроников: «Это не он заперт тут с ними, а они с ним». И в ней кроется ещё одна гениальная концепция, которая могла бы спасти «Страну чудес Вилли»: обратный хоррор, где актёр выслеживает и убивает испуганных роботов. Просто представьте себя в плюшевой шкуре аниматроника, прячущегося за шторкой и смотрящего в щель на Кейджа, переворачивающего столы в поисках жертвы. Или задумайтесь, насколько страшными могли бы быть скримеры с каменным лицом актёра, нападающего с битой на робота.
Серьёзно, было бы просто не оторваться, но создатели фильма, похоже, не смогли заметить в сценарии гениальную идею, хоть она и попала в финальную версию фильма. Чёрт, да Кейдж сам со своей неподвижной мимикой и пронзительным взглядом намного страшнее тех аниматроников, которые были в «Стране чудес Вилли». Как можно было упустить такую возможность? Обидно до боли.
Факинг Кейдж
В «Стране чудес Вилли» вроде как почти нет ругательств, да они и не нужны: Кейдж матерится одними глазами лучше, чем все Сэмюэли Л. Джексоны. Иногда даже создаётся впечатление, что его сделали немым, просто чтобы фильм не состоял на 90% из fuck, shit и т.д. А это, кстати, было бы идеальным концептуальным продолжением недавнего документального проекта Netflix «История бранных слов», в котором Кейдж спокойно рассказывает, откуда появились эти слова.
Когда герой избивает очередного аниматроника, по лицу видно, как же ему в этот момент хочется с каждым ударом орать матом от дичи, происходящей вокруг. Можно было бы сделать вместо фильма просто мат-фест с Кейджем в главной роли, и исследовать все (ВСЕ) возможные интонации главных ругательств английского языка. А если бы ещё герой при этом не говорил никаких других слов, то это был бы просто концептуальный экстаз.
Стример Кейдж
В целом «Страна чудес Вилли» настолько не получилась, что мы бы лучше просто посмотрели полуторачасовой стрим, как Николас Кейдж играет в Five Nights at Freddy’s, а потом строит дом из отложенных кирпичей. Это даже кажется более прибыльным: затраты минимальные, а во время стрима можно было бы собирать донаты мешками, потому что мало кто откажется закидать деньгами такого актёра. И не нужно идею красть. И не нужно порочить мир игры. И не нужно придумывать тупой сюжет. И не нужно тратиться на маркетинг, потому что о таком ивенте написали бы все. И не нужно ничего, кроме Кейджа.
Не хочется занимать позицию «Сейчас мы вам расскажем, как нужно было сделать», но в случае «Страны чудес Вилли» создатели сами демонстрируют, что можно было сделать лучше. В одной строчке диалога или в простой сцене уборки всё это время скрывались действительно заманчивые идеи для адаптации Five Nights at Freddy’s. Но создатели фильма почему-то решили их не замечать.