We Can Be Heroes: абсурд высшего качества от создателя «Детей шпионов»

Артём Нечаев

«Мы можем быть героями» — сиквел «Приключений Шаркбоя и Лавы» от Роберта Родригеса, который должен был выйти на Netflix в начале 2021. Но стриминговый сервис, видимо, решил сделать неожиданный подарок и выпустил его прямо под католическое Рождество. Казалось, что фильм будет обычной развлекухой для детей и ностальгирующих, но оказался намного хитрее и умнее.

В начале 2000-х Родригес начал клепать странные детские фильмы вроде «Детей шпионов», которые внезапно оказались хитом и растянулись аж на четыре части. Его кино отличалось запоминающимся детско-всратым стилем декораций, костюмов и даже актёрской игры. Сразу скажем, что все эти составляющие сохранились и в чём-то даже стали лучше, так что ностальгические чувства от просмотра вам гарантированы. «ММБГ» (будем сокращать название) — очень эффективная машина времени, которая легко вернёт вас в старые добрые двухтысячные, когда было хорошо и просто. Видимо, для создателей фильма ностальгия была одним из важнейших параметров, и они решили вложиться в неё на максимум.

Ностальгия тут держится на том самом родригесном стиле из начала двухтысячных, который не сильно изменился. Декорации всё такие же резиновые и психоделичные, актёры всё также переигрывают, кривляясь направо и налево, злодея (а точнее злодейку) снова видно с первого взгляда, разве что костюмы стали менее комичными (тут вам не люди-руки, как в первых «Детях шпионов»). Но рассказывать сегодня мы будем не о ностальгии, потому что фишка тут в другом. Если раньше фильмы Родригеса были просто сделаны в стиле низкобюджетной всратости (хотя бюджеты были не маленькие), то в «ММБГ» перед нами та же самая низкобюджетная всратость, только с панчлайном, да ещё каким!

Кадр из «Мы можем быть героями», Netflix

Сначала без спойлеров обрисуем, что вообще происходит в фильме. Сюжет закручивается прямо с первых минут: супергероев Земли берут в плен какие-то пришельцы с тентаклями и угрожают планете «Захватом». Единственные, кто может хоть что-то сделать —  дети героев, которых держат в бункере в штаб-квартире организации Heroics. У всех есть суперсилы, кроме главной героини Мисси. Детишки, естественно, сбегают из безопасного места и окольными путями направляются на помощь к своим родителям.

И постепенно становится всё интереснее, потому что чем дольше идёт этот фильм, тем больше в нём беспричинности. Это такой большой концепт, о котором у нас есть не менее большой текст. Если его кратко суммировать: объяснять всё в кино — плохо, потому что в жизни большая часть вещей происходит без причины (а ещё мания объяснения сильно вредит кинематографу в целом, но это нам сейчас не важно). Так вот, Родригес просто забил на логику и обоснование происходящего и по мере повествования постепенно повышал концентрацию беспричинности. Это как холодный душ: если зайти в него сразу, будет шок, а если постепенно понижать температуру, в итоге будет не так неприятно. Поначалу отсутствие логики бросается в глаза, но со временем привыкаешь.

Кадр из «Мы можем быть героями», Netflix

Кульминация, естественно, происходит в финале, который внезапно даёт объяснение всему произошедшему. Формально все сюжетные дыры были закрыты одной «пробкой». В реальности же пробки сделаны из пористого материала, поэтому на самом деле в них самих очень много дыр, вот только почему-то вода всё равно через них не льётся. То есть по идее причина всему бреду «ММБГ» есть, но у этой причины нет явной причины. Родригес умудрился сделать внешне клишированный тупенький детский фильм, но направил его в такие дебри, что концовку угадать почти невозможно. Она превращает «ММБГ» в полуторачасовой абсурдный скетч, идеально вписывающийся в современную мем-культуру, которую предсказали ещё «Овощные истории»: «Это смешно, потому что неожиданно».

Формат «Последние десять минут оправдывают всё» — это такая насмешка над тем, как мы смотрим кино. Допустим, вы пошли на какой-нибудь фильм (возможно, даже изначально со скептическим настроем) и за первые полчаса уже нашли сто причин, почему этот фильм — говно. Может быть, вы даже выключили его или ушли из кинотеатра, не дождавшись развязки. Так вот, в случае «ММБГ» можно бесконечно придираться к стилю и логике, но практически все придирки разрушаются тем, что происходит в финале, до которого многие даже не досмотрят.

Так что если вы соберётесь с силами и решитесь отдаться во власть Родригеса, то хорошо настройтесь. Отбросьте все предрассудки, не стройте ожиданий, готовьтесь просто сидеть и тупить в экран, потому что думать тут не нужно. Если вы сможете себя пересилить и не будете придираться к мелочам, то у вас получится насладиться разрывом шаблонов и мозгов, заметить искромётность и тонкость некоторых шуток, а также получить кайф от финала (лично я после концовки минут десять безудержно смеялся, без преувеличений). Ах да, ещё важно: отключите свои кринжеприёмники, потому что с ними у вас ничего не получится. Мы никакого испанского стыда от просмотра не испытывали, но это очень субъективно, так что если при виде детей в пафосных позах у вас начинаются конвульсии, этот фильм может вас убить.

А вот и обещанный СПОЙЛЕРЛАЙН, дальше речь пойдёт как раз о концовке фильма, которую лучше себе не портить.

Кадр из «Мы можем быть героями», Netflix

Возвращаясь к стилю Родригеса и ностальгии по «Детям шпионов»: постепенно происходящее на экране начинает напоминать что-то среднее между квеструмом и детской площадкой. В определённый момент детскость окружения начинают замечать даже сами герои, и поначалу кажется, что это просто создатели фильма так над собой смеются. Сложно представить сюжетный ход, который сможет оправдать эти шутки, но потом нам торжественно вручают ту «пробку», которая затыкает всё.

Оказывается, пришельцы задумали и задизайнили это всё специально для детей супергероев, чтобы их родители передали «бразды правления» своим детям, потому что каждое новое поколение лучше предыдущего. Похищение и спасение были таким тренировочным тимбилдингом для мелких, придуманным девочкой Оджо. Она всё время была в команде детей, а в итоге оказалась предводительницей пришельцев, потому что в их культуре молодым везде дорога. И этим объясняется вообще всё: от квестообразности сюжета до кокетливого переигрывания Мисс Гранады (глава Heroics), которая казалась главной злодейкой, а на деле была приспешницей главной добрячки.

Кадр из «Мы можем быть героями», Netflix

Повторюсь: ПРИШЕЛЬЦЫ ВНЕДРИЛИСЬ В ПРАВИТЕЛЬСТВО США, ПОСТАВИЛИ СВОЮ ГЛАВУ СУПЕРГЕРОЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ПОДМЕНИЛИ ПРЕЗИДЕНТА, ОРГАНИЗОВАЛИ ФЕЙКОВОЕ НАПАДЕНИЕ НА ЗЕМЛЮ, ПОХИТИЛИ ВСЕХ СУПЕРГЕРОЕВ, ПРОСТО ЧТОБЫ СТАРИКИ ОПОМНИЛИСЬ И ОТДАЛИ ВЛАСТЬ СЛЕДУЮЩЕМУ ПОКОЛЕНИЮ!!! ААААААААААА!

Кадр из «Мы можем быть героями», Netflix

И вот тут раскрывается как раз тот самый, не побоимся этого слова, гениальный посыл. В мире происходит всё больше и больше дичи разных оттенков — от печального до смехотворного. Иногда это кажется трагедией, иногда комедией (привет, «Джокер»), но, если отойти на несколько метров, это всегда — отборная дичь, до которой не каждый сценарист додумается. Мир катится в Тартар, но это не новинка — он катится туда уже пару тысяч лет, если не больше. Мы же наблюдаем за этим, как за иммерсивной остросюжетной драмой, поэтому кино сейчас — идеальный медиум для взгляда на жизнь.

И по «ММБГ» кажется, что если что-то и сможет повернуть курс истории в позитивное русло, то это ЧТО-ТО МАКСИМАЛЬНО АБСУРДНОЕ ВРОДЕ ПРИШЕЛЬЦЕВ, КОТОРЫЕ ПРИЛЕТЕЛИ ИЗ КОСМОСА, ПОТОМУ ЧТО ЛЮДИ СЛИШКОМ УПЁРТЫЕ, ЧТОБЫ ИЗМЕНИТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО И ДОВЕРИТЬСЯ НОВОМУ ПОКОЛЕНИЮ. Это настолько дико, что вполне может оказаться правдой. Миру настолько плохо, что просто по-человечески хочется верить во что-то подобное: если вещи и изменятся, то в результате какой-то максимизированной дичи, над которой позже мы будем смеяться.

Одна эта сцена чего стоит!

И финальный аккорд гениальности: пришельцами управляет маленькая девочка, потому что в их культуре к новым поколениям относятся с уважением. Только детский мозг мог придумать такую операцию по доставанию землян из жопы. Только детский мозг мог решить помочь менее развитой цивилизации, а не захватить/уничтожить её. Только детский мозг стал бы тратить своё время и ресурсы в колоссальных количествах на помощь другим. Может быть, и у человечества получится стать такими же *бииип* (классными), как эти пришельцы, если оно наконец доверится молодняку.

Подводя итог, Родригес снял на удивление умное и актуальное кино, замаскировав его про детскую супергероику. Видно, что годы с финала «Детей шпионов» не прошли даром: режиссёр взял из них самое лучшее и переупаковал под современные устои. Он вложил в фильм востребованный посыл, который детям нужен на будущее, а условным «взрослым» было бы неплохо усвоить прямо сейчас (пока не поздно). Но главное то, что Родригес наглядно показал, что не так с тем, как мы смотрим кино, и каким оно может быть, если мы сможем довериться режиссёру и перебороть желание придираться ко всему подряд.

Смотрю мультики и играю в игры по работе. Иногда даже пишу о них.

Понятно