С 24 октября на больших экранах можно увидеть фильм «Пришелец» — камерную фантастическую драму Ивана Соснина с Максимом Стояновым в главной роли. История рассказывает о деревенском парне, повстречавшем инопланетное существо в теле маленькой девочки. В этом году картина побывала на фестивалях ММКФ и VOICES, став первой полнометражной работой кинокомпании Red Pepper Film. Рассказываем, как Соснину удаётся с минимальной долей спецэффектов сделать проникновенное кино о космосе.
«Если бы все были такими, как ты, у Земли был бы шанс…»
Лёха (Максим Стоянов) — местный сумасшедший, которого от злобы людской зовут Космонавтом. 20 лет назад у героя пропала мама — от неё осталась лишь связка ключей, которую тот всегда носит с собой. Женщина верила в инопланетян и передала интерес к космосу сыну, отчего его и считают психом. Мужчина рисует круги на полях, а после отслеживает сигналы жителей других планет. В один день к нему на порог заявляется маленькая девочка с огромными голубыми глазами (Алёна Мирошникова), которая телепатически задаёт вопрос: «Зачем ты меня звал?»
Снимать фильмы о космосе в России не так-то просто. Сегодня результата может быть два: либо «Притяжение» Бондарчука, либо «Контакты» Моисеева. Парадокс в том, что спецэффекты в отечественном сеттинге плохо приживаются: тут можно очень долго спорить об их качестве и уместности, чего делать совсем не хочется. Иван Соснин целенаправленно отказывается от обилия компьютерной графики, помещая героев в реальность.
В «Контактах» пришельца представляли несуразным гуманоидом с дырками на голове, который издаёт вой и с трудом передвигается. Соснин выбирает другой маршрут, пытаясь сблизить человека с инопланетным существом. Показать, что мы не так далеки друг от друга.
«Мне хотелось, чтобы пришелец был человеком. Чтобы мы не превращали фильм в сказку-боевик, когда чудище выпрыгивает из-за угла. К такому меня не тянет. Мне близки фильмы вроде «Прибытия» и «Луны 2112». Нравится, когда о пришельцах говорят через полутона, не углубляясь в их инопланетный визуал», — говорит Иван в нашем интервью.
Стабильны и локации: действие разворачивается в обыкновенной русской деревне. Герой Стоянова ходит в местный магазин, выбирая баранки, работает в конюшне и пробирается сквозь сугробы. Ценно, что режиссёр не пытается показать разруху отечественной глубинки — безработицу и бедность. Такого нет: все живут более-менее, без русской тоски. Но главная звёздочка картины — полностью построенный из мусора дом главного героя. Это реально существующее здание на Урале, которое возводили 20 лет. При этом зрители уходили с премьеры в полной уверенности, что увидели декорацию. Однако «Пришелец» снят на небольшой бюджет в сжатые сроки, так что построить подобный дом было бы крайне сложно.
Соснин всегда пишет сценарии сам. Исключение — сериал «Юг» с Ярославом Могильниковым в главной роли, драматургией которого занимался Алим Бесчоков. В хронометраж 1 час 18 минут, что для сегодняшнего кино редкость, Иван помещает сразу несколько социально значимых тем: буллинг, жестокое обращение с животными и загрязнение планеты. Говоря об этом, ему удаётся наполнить реплики Алёны Мирошниковой проникновенными цитатами. В одной из сцен её героиня задаёт Лёше вопрос: «Чтобы жить среди людей, нужно проявлять жестокость и силу?»
Соснин не пробовал иных актёров на роли и не промахнулся. Максим Стоянов, покоривший часть аудитории ролью в ещё не вышедший на большие экраны «Филателии», которую нам удалось посмотреть на фестивале «Окно в Европу», выстраивает потрясающей тандем с Алёной Мирошниковой, для которой фильм дебютный. Немалую часть ленты девчонка-инопланетянка разговаривает телепатически, существуя в кадре глазами, отчего по коже пробегают мурашки.
При этом есть и минусы. Соснин перегибает с финальной сценой: там и цветы распускаются, и чудо случается, и Дарья Виардо поёт. Прям торжество какое-то. Но в целом это лишь крохотная точка во вселенной камерной картины, которая никак не влияет на общее восприятие.
«Пришелец» выделяется на фоне последних российских фильмов об инопланетном. Ему удаётся говорить о сложных темах через простые формы, чего не случилось в «Контактах». Ценно, что даже за маленький бюджет можно снять хорошее кино. Пусть такого будет больше.
P.S.
«Все сумасшедшие люди на Земле просто не отсюда и этого не понимают».