Считается, что профессиональные актёры должны вживаться в самые разные роли и типажи. Но лысым качкам достаточно использовать один образ на протяжении всей карьеры. Вместе с секс-блогером Сергеем Карандеевым, комикс-журналистом Максимом Усенко, редактором сайта о рестлинге VSplanet.net Алексеем Красильниковым, социальным психологом Артуром Аветисяном и студентами Антоном Яковлевым и Славой Сапроненко разбираемся, почему фильмы с брутальными мужчинами популярны, несмотря на свою однотипность.
Из грязи в князи
Популярные лысые качки с юных лет всего добивались сами. Некоторые родились в опасных районах: будучи ребёнком, Дэйв Батиста стал свидетелем трёх убийств. Другие получали деньги с большим трудом: Вин Дизель подрабатывал вышибалой, Джейсон Стэйтем занимался уличной торговлей. Но, несмотря на прошлое, они смогли добиться успеха в кинематографе, завоевать множество престижных наград и получить высокие гонорары. Скала Дуэйн Джонсон даже достиг высот в политике и литературе. Мужчина выдвигался в президенты, а ещё выпустил книгу The Rock Says..., которая в течение нескольких недель находилась в списке бестселлеров по версии The New York Times. У многих актёров-качков есть достижения в спорте: Стэйтем преуспел в прыжках в воду, Скала и Батиста стали мировыми чемпионами по рестлингу. Истории их успеха, словно иллюстрации к книге «Богатый папа, бедный папа» — мотивация для мужчин.
Жизнь стала лучше, я сам стал успешнее. Тут-то мне всё и начало казаться совершенно нереальным, — поделился Дэйв Батиста в интервью для IGN. — Ведь буквально несколько лет назад мне приходилось занимать деньги, чтобы заплатить за еду и жильё. Одалживать, чтобы купить собственным детям подарки на Рождество. Всё это было не так давно
Рестлинг
Рестлинг – один из самых популярных видов спорта в Америке. Однако спортивная карьера заканчивается рано, поэтому рестлерам приходится менять квалификацию. Как вариант — идти в кино. О связи между профессиональной борьбой и кинематографом мы решили узнать у редактора сайта VSplanet.net и у ведущего подкаста «Всё по сценарию» Алексея Красильникова.
— Почему топовые спортсмены идут в кино?
Алексей Красильников: Это хорошие деньги и логичное продолжение карьеры. Рестлинг учит простым вещам: заучивать текст, быть резонансным персонажем, спокойно держаться перед камерой. Всё это будет востребовано и в кино — неважно, при классических съёмках, или на зелёном фоне.
В нулевых продюсеры осознали, что, при подборе актёра с типажом «силовика», не нужно платить популярным боксёрам или бодибилдерам. Рестлеры прекрасно закрывают нишу и хорошо отыгрывают персонажа. Например, Пол Левек (Triple H), которому предложили маленькую роль в фильме «Блэйд 3: Троица», так хорошо себя проявил, что ему дали больше реплик и экранного времени.
— Насколько рестлеры-актёры популярны в Америке?
Алексей Красильников: Сегодня рестлерам приходится сильно поработать, чтобы их начали воспринимать как серьёзных актёров. Популярность на 90% связана со съёмками и лишь на 10% со спортом и вирусными мемами. Например, «RKO из ниоткуда» или HIS NAME IS JOHN CENA. А вот 25 лет назад Скала и Стив Остин были узнаваемы практически везде.
— Раньше рестлеры играли преимущественно второстепенных персонажей (к примеру, Халк Хоган). Но за съёмки в «Царе скорпионов» Скала получил самый большой гонорар за роль первого плана. Чем вызваны эти изменения?
Алексей Красильников: Во второй половине 90-х рестлинг пережил невероятный бум. «Эпоха Аттитуды» превращала в золото практически всех, кто к ней прикасался. Это был взаимовыгодный процесс: спортсмены, ставшие тогда звёздами, повышали её популярность. Именно тогда выступления Скалы и Остина крутили по телевизору в большом количестве каждый понедельник и четверг.
Рестлер мог играть роль, читать реплики, ставить драку, да ещё и совершить какое-нибудь чудное падение… Всё сложилось в один пазл!
Это ведь работало и в прошлом: Джесси Вентура и Родди Пайпер играли в таких мега-популярных боевиках, как: «Хищник», «Бегущий человек» и «Чужие среди нас». Лу Альбано и Афа Аноаи участвовали в «Полиции Майами: Отдел нравов», Кевин Нэш примерил костюм Шреддера, а Стив Остин засветился в сериале «Детектив Нэш Бриджес».
— Почему рестлеров стали звать на главные роли?
Алексей Красильников: У них уже были заслуженные имена и звания чемпионов, а в фильмы ребят звали, в основном, после завершения спортивной карьеры. Всё зависело от связей и умений.
После того как дорожку на самый верх протоптал Дуэйн Джонсон, рестлеров перестали считать людьми второго сорта. Сейчас в кино зовут и молодых звёзд, всё ещё занятых в спорте. Например, Саша Бэнкс сыграла в «Мандалорце», Бекки Линч лишь в последний момент вырезали из «Вечных», а Александр Русев снимается в сериале «Восточный Нью-Йорк».
Сорокалетняя работа американского промоутера рестлинга Винса Макмэна по запуску медийных компаний всё же начала давать свои плоды. Особенно это будет заметно в ближайшее время, поскольку президентом WWE стал известный финансист Ник Хан, занимавшийся менеджментом и продюсированием спортсменов и актёров.
Супергеройское кино
Ещё одна причина популярности лысых качков — съёмки в супергеройском кино. Это не только один из самых востребованных жанров, но и возможность получить предложение об участии в авторских проектах и культовых франшизах. Так, после «Стражей Галактики» (2014) Дэйв Батиста сыграл в картинах «Бегущий по лезвию 2049» и «007: СПЕКТР».
Ник Фьюри очень похожий на Самуэля Джексона появился ещё в 2002 году в комиксе The Ultimates, и только потом образ перекочевал на экраны, — поделился журналист Максим Усенко. — Художники часто используют в качестве референсов популярных актёров. Из-за этого и возникают стереотипы в духе: «очень хочу видеть этого чела в такой-то роли.
Накаченным мужчинам приходится воплощать на экране именно антигероев: Рэй Гаррисон в «Бладшоте», Дракс Разрушитель в «Стражах Галактики», «Чёрный Адам». Роли обусловлены не только брутальностью, но и внешней комплекцией бывших спортсменов.
Для преступника нормально быть «больше» героя — так создаётся ощущение силы, угрозы. Если посмотреть по архетипам, то практически у каждого персонажа есть такой противник, причём часто со схожими способностями. Человек-паук — Веном, Бэтмен — Бэйн, Росомаха — Саблезубый, — рассказывает комикс-журналист Максим Усенко.
Алексей Красильников: Супергеройское кино и рестлинг объединяет тот факт, что борьба — тоже про чудеса, плохих и хороших парней, про особенности их взаимоотношений. Каждый хороший персонаж в рестлинге как супергерой: у него есть какая-то способность, отличающая его от других. Джефф Харди без страха летал с любой высоты, Биг Шоу настолько огромен, что может одной рукой взять противника за голову, а СМ Панк способен убедить своих оппонентов в чём угодно.
Зависть
На экране лысые качки превосходят зрителей по всем показателям. Красивые девушки, дорогие машины и живописные пейзажи — лишь малая часть их окружения. Герои не боятся сделать первый шаг к своим целям, даже если на кону стоит судьба мира, а отсутствие финансов не становится преградой. Например, как только преступления команды Торетто выходят на новый уровень, тут же появляется спонсор Мистер Никто (Курт Рассел) с большим гаражом тачек. Всё это часто вызывает у зрителей зависть.
Уверенность
Лысые качки — эгоистичные и напористые люди, которые не любят нарушения личных границ и правил, — говорит психолог Артур Аветисян. — Они стремятся к победе, пренебрегают собственными травмами и не обращают внимания на опасности. Любят соперничать, особенно, если речь идёт о спортивных состязаниях, ценят силу.
Личной историей поделился ведущий подкаста «Это подкаст про секс» Сергей Карандеев:
«Три года назад, во время локдауна, когда парикмахерские были закрыты, я впервые решил побриться налысо. Тогда я состоял в отношениях и моя девушка не считала меня особо красивым, но мой лысый образ ей понравился.
С тех пор моя жизнь вообще резко изменилась. Из неухоженного гика с залысинами я превратился в уверенного и красивого мужчину. И это не мое раздутое самомнение: то, что лысым мне идёт гораздо больше, чем с волосами, отмечали буквально все.
Лысым быть не только стильно, но и удобно. Стрижёшься два раза в неделю, не нужно зачесывать волосы, париться об укладке, как легла чёлка и что с ней будет на ветру.
Думаю, именно это подкупает девушек — смелость быть собой. С неровным черепом. Без волос. Это под силу только уверенным в себе».
Чувство защиты
Идеальная мускулатура обеспечивает лысым качкам не только регулярное появление на обложках журналов, но и возможность съёмок без участия дублёров — большое преимущество при выборе на главную роль. Выпадение волос также можно связать с физическими нагрузками, в результате которых выделяется большое количество тестостерона.
Крепкие мышцы – показатель того, что парень сможет защитить девушку. Нередко актёров можно увидеть в паре с красотками, нуждающимися в спасении.
Защита женщины, особенно если мы говорим про развитые страны, сейчас нужна не так, как 50 лет назад, — говорит секс-блогер Сергей Карандеев. — Перцовые баллончики, а кое-где и более серьёзные средства обороны сейчас в свободном доступе. Везде стоят камеры. Но психика за прогрессом поспевает гораздо медленнее. В моём окружении достаточно девушек, которые хотели бы, чтобы их парень смог постоять за них в случае конфликта. Но это на уровне ощущений. Сомневаюсь, что многие женщины хотят, чтобы их парень регулярно подвергался опасности.
Брутальность
— Можно ли связать внешний облик актёров с брутальностью?
Артур Аветисян, социальный психолог: Определённую грубость и ощущение «опасности» такой образ действительно даёт. Связано это с расхожими представлениями о том, что лысые люди — зачастую маргиналы или бандиты. Асоциальные элементы, словом.
Чтобы быть зрелищным, нужно показать силу, уверенность и авторитетность. У героя должно быть оправдание риску и аморальным поступкам, ведь они создают крайне эгоистичный и отрицательный образ. Это может быть защита семьи, альтруизм и социально одобряемая деятельность.
Мемы
По большей части, кассовые успехи франшизы «Форсаж» повлияли на то, что лысые качки стали мемами, — рассказал студент Антон Яковлев. — На фильмы с ними идут не потому, что людям нравится их актёрская игра, а из-за общей известности. В последнее время маркетологи тоже начали с этим заигрывать: рекламная кампания «Чёрного Адама» паразитировала на образе Дуэйна Джонсона.
Новую волну популярности актёры-рестлеры получили с распространением мемов, и это вполне объяснимо:
Точка зрения комикс-журналиста Максима Усенко: Итальянский математик Лука Пачоли вывел правило золотого сечения — эстетически приятных пропорций, которые часто встречаются в природе. Лысые качки, чьи головы близки по форме к шару или ещё лучше к яйцу, — это ещё две притягательных и приятных формы.
Точка зрения студента Славы Сапроненко: У популярных лысых качков харизма крутого брутального мужика. В фильмах этот образ гиперболизируется и всегда вызывает смех. Как-то так совпало, что именно у лысых получается самое забавное выражение лица на фотках и видео, когда они такое лицо и делать-то не хотели.
Максим Усенко делится мнением: «Цитаты Джейсона Стэйтема начали распространяться в далёкие годы, когда иронию ещё не изобрели и глубокомысленные картинки часто появлялись в серьёзных группах “ВКонтакте”.
Потом, как с Эйнштейном, Джейсону стали приписывать чужие слова, а интернет начал троллить. «Мысли тюменского Стэйтема» — самый показательный пример, но были и отдельные группы с фейковыми цитатами.
Брутальное лицо актёра попало в точку тюменского гоп-нарратива и обросло собственной мифологией. Почему так получилось? Потому что он выглядит как типичный Дядя Слава, а таким людям очень легко приписать альфаческое тугодумие и узость взглядов».
Студент Слава Сапроненко дополняет: «Некоторые тик-токеры боготворят качков, гоняются за ними, пытаются пожать руку. Другие выкладывают мемы на большие площадки, например YouTube Shorts. Помню, что Isaiah photo специально пробирался к Скале, чтобы сыграть с ним в “Камень, ножницы, бумага”, а один парень пожал Шакилу О’Нилу руку и поставил себе цель повторить эксперимент».
Нет ничего важнее семьи
Звёзды принимают участие в благотворительных акциях, поддерживают юное поколение, не забывают и о своих родных. Например, Скала — координатор программы по раннему выявлению диабета и посол «Красного креста». Вин Дизель обеспечил своих родственников работой в кино: его брат Пол занимается монтажом, а сводные сестры помогают в продюсировании.
Неудивительно, что на экране звёзд тоже окружают близкие люди. «Форсаж» и «Стражи Галактики» — серии, в которых товарищи становятся семьёй. Иногда актёров зовут отыгрывать заботливых отцов, способных поддержать своих однофамильцев даже в самые трудные минуты, как Фил Брокер (Джейсон Стэйтем) в «Последнем рубеже» и Уилл Сойер (Дуэйн Джонон) в «Небоскрёбе». Во многом этот выбор связан с надёжностью и верой в лучшее, с которыми ассоциируются герои-качки.
Актуальность
— Связана ли популярность таких фильмов с тем, что в них используются актуальные образы брутальных качков?
Сергей Карандеев, секс-блогер: Среди семейных мужчин, если мы берём возраст 30-45 лет, достаточно лысых или лысеющих. Вероятно, Вин Дизель и компания ориентрируются на эту целевую аудиторию, говорят с ней о том, что близко. Образами, которые понятны.
Артур Аветисян, социальный психолог: Лысому мужчине-актёру приходится сделать выбор: пытаться сохранить волосы до последнего и жить с залысинами, или решить проблему радикально. Последний вариант позволит выглядеть более опрятно и уверенно. К такому решению часто прибегают бизнес-тренеры, различные гуру и преподаватели йоги, ведь им тоже нужно выглядеть успешным.
Универсальность качков в кинематографе
Боевики
Неудивительно, что актёры с крепкими мышцами добились популярности в боевиках — в этом жанре основное внимание уделяется постановке трюков и зрелищности. Медийные персоны-качки привлекают зрителей даже к низкобюджетным проектам, поэтому их участие — коммерчески выгодно, как съёмки Джейсона Стэйтема в фильме «Эффект колибри».
Хорошие сборы — повод задуматься о запуске франшизы! Только вспомните боевики из нулевых, нередко отличавшиеся лишь именами девушек, размерами пушек и марками автомобилей. Например, франшиза «Перевозчик» с тем же Стэйтемом.
Оставив позади мрачное прошлое, артисты отлично вживаются в роли преступников и шпионов: Джейсон Стэйтем в «Ограблении по-итальянски» и Вин Дизель в «Одиночке». Отыгрывать типаж приходится в фантастике — «Чёрная дыра» (2000), драмах — «Признайте меня виновным» и комедиях — «Девять ярдов».
Супергероика
Идеальная мускулатура и брутальность — визитные карточки как супергероев, так и качков. Накаченные мужчины легко перевоплощаются в сверхлюдей и пришельцев: «Бладшот», «Чёрный Адам», «Стражи Галактики». К подобному сравнению прибегают и режиссёры боевиков, триллеров. В «Форсаже 7» Люк Хоббс смотрит сериал о невероятном Халке, а в «Неуязвимом» способностями Брюса Уиллиса заинтересовывается коллекционер комиксов.
Но главная суперспособность лысых качков — это харизма. Мимика, уверенный взгляд и голос поднимают на новый уровень работы даже с самыми нелепыми диалогами. Например, одна из отличительных особенностей «Форсажа» — эпичные цитаты (о семье, конечно же), знакомые даже тем, кому не приходилось жарить барбекю, утолять жажду светлым лагером и врубать нитро на финишном рывке.
Комедии
Комедии с участием актёров условно делятся на три категории:
Несоответствие образов
Юмор строится на трансформации героев, а одного персонажа могут исполнять несколько артистов. В фильме «Джуманджи: Зов джунглей» неуверенный ботаник Спенсер (Алекс Вулф) превращается в храброго искателя приключений. Комедийный эффект достигается и при помощи слома традиционных тропов. В ленте «Полтора шпиона» неудачник Боб становится спецагентом, что вызывает недоумение у его бывшего одноклассника.
Бадди-муви
Такие фильмы отличает взаимодействие между людьми, неспособными сойтись характерами. В пару к бруталам подбирают звёзд комедийного жанра: Дэйв Батиста и Кумэйл Нанджиани в «Али, рули!», Райан Рейнольдс и Дуэйн Джонсон в «Красном уведомлении», или подростков, как Хлоя Коулмэн и Дэйв Батиста в ленте «Мой шпион». Несмотря на экранную химию, картины преимущественно поверхностны и нередко оказываются в списках антипремий, как было со «Спасателями Малибу» (2017) с Дуэйном Джонсоном.
Специфические условия
Фундаментом для драматургии служит несоответствие образа и окружения. Сюжетный двигатель — попадание карикатурных героев в непривычные ситуации. Например, Вин Дизель в фильме «Лысый нянька: Спецзадание» играет бывшего пехотинца, который вынужденно берётся за охрану пятерых детей. В «Шпионе» опытный агент Рик Форд (Джейсон Стэйтем) пересекается с толстушкой, отправившейся на поиски бомбы.
Приключения
Качки снимаются в приключенческих фильмах для всей семьи. Их бесстрашие и решительность — важные составляющие в поиске загадочных мест, как в ленте «Путешествие 2: Таинственный остров», сражении с ожившими мертвецами, в «Круизе по джунглям» и прохождении опасной игры как в «Джуманджи: Новый уровень» (2019) с Дуэйном Джонсоном.
Драма
Зачастую выбор лысых качков на драматические роли связан с внешними сходствами, как у Майкла Кларка Дункана в «Зелёной миле». Однако значение имеют и стойкость характера как у Сэмюэла Л. Джексона в «Тренере Картере», и первые роли, как у Дуэйна Джонсона: актёр сначала сыграл Люка Хоббса в «Форсаже 5», а после засветился в «Эмпайр Стейт» в полицейской форме.
Персонажи качков часто спасают горожан — «Разлом Сан-Андреас», предупреждают о катастрофах — «Стук в дверь», а иногда и вовсе останавливают космические угрозы, как в «Армагеддоне».
Популярность лысых брутальных мужчин — заслуга не только их крутого внешнего вида. Дело и в участии в проектах самых разных жанров, хорошей медийной репутации, показательных качеств характера, отличной физической форме и целеустремлённости. Поэтому, несмотря на однообразность фильмов с качками, трудно не влюбиться в мужчин, преуспевших сразу в нескольких областях.