В кино вышел фильм «Поколение Вояджер» (Voyagers), рассказывающий о долгом космическом полёте с целью колонизировать новую планету и спасти человечество. В фильме поднимается много больших этических концепций/дилемм, но из-за плохого сценария они остаются неразрешёнными. Поэтому мы решили сделать фильмозаменитель: статью, из которой вы можете узнать все интересные аспекты фильма, не смотря его.
Дальше будут спойлеры.
Получилось так, что «Поколение Вояджер» пришёл в эпоху новой этики (феминизм, толерантность, антирасизм и т.д.) с вопросами новейшей этики, то есть из будущего. Только освещает он их так, будто каждый зритель уже несколько лет сидит и думает, например, а правильно ли вообще выращивать людей в лаборатории? Но сейчас у нас другие насущные проблемы, которые не дают покоя, поэтому с вопросами новейшей этики пока стоит только знакомиться. Сейчас мы вкратце распишем, какие из них поднимались в фильме, и оставим материалы для заинтересовавшихся.
Природа человека
На корабле колонизаторов, который проведёт в пути 80 лет и успеет сменить три поколения экипажа, по сути только один человек — персонаж Колина Фаррелла, этакий следящий за миссией. Все остальные — выращенные в лабораториях люди, полученные путём скрещивания генов лучших из лучших. Таким образом, экипаж хотели оградить от тоски по дому: не видели Земли — не по чему скучать. То есть они «вылупились», немного пожили в лабораториях, а потом их посадили на корабль и пинком отправили колонизировать космос.
В этой концепции скрывается главная проблема фильма: он размышляет о природе человека на примере подростков, у которых нет никакой предыстории — это просто чистые листы бумаги. Это как читать лекцию о величии литературы по пустой книге: можно говорить сколько угодно заумных вещей, но у них не будет никакого базиса. Если бы создатели фильма сфокусировались именно на бытии искусственно выращенных людей, из «Поколения Вояджер» могло бы получиться хорошее кино, но в итоге мы имеем кашу из всего подряд, но без молока.
Про природу человека есть крутая документалка от Discovery.
Евгеника
Зато во всей красе предстаёт концепция генетического фашизма — та самая евгеника, на которой Третий Рейх собирался строить новый мир. Речь, конечно, не о расовом превосходстве — на корабле есть представители всех уголков мира. Проблема в самой задумке колонизировать новую планету с помощью генов научных сливок общества — она вызывает кучу вопросов просто из-за истории евгеники. Плюс, в обществе нет сформировавшейся этики выращивания людей, потому что таким пока никто не занимался. Фильм абсолютно не уделяет внимания этому вопросу, хотя он мог бы стать хорошей темой.
Про историю и будущее евгеники можно посмотреть тут.
Гены против воспитания
Один из крупнейших вопросов поведенческой психологии: что больше определяет нас как людей — гены, переданные нам родителями, или же среда обитания, в которой мы растём. Как минимум, сложно со стороны разобраться, откуда у человека взялась та и иная черта характера — из ДНК родителей или потому что его били ремнём в детстве. Поэтому учёные до сих пор не могут достичь какого-либо консенсуса, но продолжают изучать вопрос.
Тут приходит «Поколение Вояджер» и собирается дать ответ: гены, потому что дети росли в абсолютно нейтральной среде и не могли обрасти всяким «мусором». Или же воспитание, потому что каждая наклонность того или иного персонажа сопровождается моментом, который её оправдывает? Например, у героя, который станет условным злодеем, есть момент, в котором он попадает в позицию силы и наслаждается этим чувством. Плюс, мы понятия не имеем, кто родители членов экипажа, поэтому генетическая позиция изначально не может быть ничем оправдана. Получается, что в кино просто нет кирпичиков, из которых можно сложить хоть что-то осмысленное в вопросе поведенческой психологии.
Послушать рассказ умного человека об этой теме можно тут.
Стабильность против эмоций
Здесь новейшая этика заканчивается — в «Поколении Вояджер» есть и более насущные проблемы, но и они остаются неразрешёнными. Например, членам экипажа регулярно надо пить какую-то синюю жижу, которая в тайне от них подавляет эмоции и инстинкты — такой мощнейший наркотик-антидепрессант, который на самом деле анти-всё. Подростки, конечно же, со временем узнают, что с таинственным напитком что-то не так и перестают его пить (видимо, протестность у людей в крови). И снова «конечно же»: всё тут же начинает рушиться, потому что часть экипажа начинает гоняться за острыми ощущениями. А такие погони обычно приводят в дикие дебри, поэтому кукуха некоторых героев вылетает в шлюз.
Вообще, это довольно интересная дилемма: что лучше — всегда быть на спокойном эмоциональном плато или же без устали прыгать от позитива к негативу и назад. Понятное дело, что это вопрос вкуса, но «Поколение Вояджер» почему-то пытается усидеть на двух стульях. С одной стороны, в финале будет хэппи-энд, то есть решение не пить синьку — положительное. С другой стороны этот хэппи-энд получился ценой нескольких жизней, плюс сама миссия колонизации несколько раз была под угрозой провала. И невольно возникает мысль, что если бы экипаж спокойно пил подавляющий напиток, всех турбулентностей можно было бы избежать — что особенно важно в миссиях по спасению человечества, не так ли?
Зумеры против бумеров
Больше всего внимания уделено поколенческому конфликту бумеров и зумеров/миллениалов, точнее одной из его основ. Бэби-бумеров так начали называть из-за исторического контекста: в один момент то поколение решило нарожать кучу детей, создав бум рождаемости. Сейчас эти дети винят родителей в том, что они оставили им ужасный перенаселённый мир, будто когда-то просто решили, что хватит чинить общество и пора жить в кайф. И теперь все проблемы легли на новое поколение, которое в свою очередь всё чаще задумывается, в каком мире будут жить их дети.
Угадайте, почему этот конфликт очень плохо работает в фильме? Да потому что там все члены экипажа принадлежат одному поколению. Поэтому сторона бумеров лишается аргумента «мы прошли через более тяжёлые времена», а сторона зумеров — «мы пришли в мир, созданный вами». И вся этика превращается в схватку обычных добра и зла: наслаждение против работы, правила против хаоса, страх против логики. Тут даже этики особо нет: «Поколение Вояджер» просто берёт и отдаёт победу самой хорошей стороне.
Например, в середине фильма поехавший член команды решает взять бразды правления в свои руки и начинает запугивать всех пришельцем, который пробрался на корабль и хочет всех убить. Мол, голосуйте за меня, я вас защищу. Вот только это доходит до абсурда — на каждую предъяву, «злодей» буквально отвечает: «А это не я, это пришелец». И это работает! Экипаж (который, напомним, должен быть потомками самых умных людей Земли) просто слепо начинает следовать за ним. В конце, конечно, к власти приходит «добро», но кому нужен лидер, которому нечего ответить на «большая бука скушает вас»?
Стадо овец
Если отбросить все этические проблемы, то фильм приходит к одному явному выводу: люди — это просто стадо овец, готовое слепо следовать за любым, кто умеет толкать речи. По сути перед нами всего два героя: добрый и плохой (плюс аморфная девушка посередине), а все остальные просто бегают по кораблю и гадают, кого же слушаться. Причём абсолютно непонятно, это ли хотели сказать авторы фильма: «стадо» всегда находится на втором плане, а на первом — гора этических граблей, через которую ещё пробраться надо, не повредив голову. Поэтому хорошо, что у вас есть фильмозаменитель, да?
Сложно представить фильм, который сможет уложить такие фундаментальные концепции в развлекательный сюжет про космос. Мало того, что из-за отсутствия личных историй героев рушатся все попытки разобрать этические вопросы, так ещё и за персонажами не интересно смотреть, ведь им просто не сопереживаешь, потому что не за что ухватиться. «Поколение Вояджер» можно смело пропускать, благо всё самое интересное мы вам и так рассказали.