Как показывают приходы от наркотиков в анимации: «Рик и Морти», «Симпсоны» и другие [18+]

Артём Нечаев

Помните встречу Гомера Симпсона со Спиритическим Койотом? Или как Кенни из «Южного парка» попал в другой мультфильм? Или как Мейбл переела запрещённых конфет и летала на дельфинах? Наши любимые мультсериалы поголовно одержимы идеей показать, каково это — объесться кислоты или грибов и отправиться в путешествие по другим измерениям. Наркотрипы были в «Рике и Морти», «Симпсонах» и «Бивисе и Баттхеде».

Мы решили разобраться, что же такого они пытаются нам показать, и обратились за разъяснениями к практикующему наркологу-психиатру Игорю Лазареву. Он подробно рассказал об истории веществ, называемых галлюциногенами или психоделиками, эффектах их воздействия и прочих сопутствующих штуках, а мы использовали вставки из мультов для иллюстрации его слов (потому что подходят они идеально).

Дисклеймер: наркотики — это страшная вещь, которая не приводит ни к чему хорошему! Этот текст написан, чтобы разобраться, как «приходы» показывают в мультсериалах, которые не упускают возможности вставить их в сюжет, и что авторы пытаются таким образом донести до зрителя. Здесь мы смотрим на них как на сюжетный или анимационный инструменты, но в реальном мире это всегда инструмент разрушения.

Психоделический визуал давно устоялся в анимации, потому что его в принципе довольно сложно изобразить в другом медиуме. Для иллюстрации больше всего подходит сериал «Полночное Евангелие» от Пендлтона Уорда, создателя «Времени приключений». Оба его мульта довольно психоделичные по визуалу (во «Времени приключений» лучшим образцом будет серия «Пищевая цепь»), но в «Полночном Евангелие» эта составляющая возведена в абсолют. Вдобавок Уорд напридумывал невероятных миров, которые невозможно описать словами и от которых невозможно оторвать взгляд.

Здесь и далее курсив — комментарий нарколога-психиатра Игоря Лазарева.


Понятие «галлюциногены» обозначает группу веществ в общем. На самом деле, это не столько галлюциногены, а больше вещества, вызывающие дисбаланс в центральной нервной системе между отделами мозга. Из-за этого возникают разные переживания, не только галлюцинации. В эту группу входят много различных веществ — некоторые из них традиционно использовались древними народами. Миграция таких практик шла из Африки через территорию Евразии, потом в Северную Америку, а затем они заселили Южную Америку — обряды и ритуалы перенеслись с галлюциногенными растениями.


Кстати, существует расхожая недоказанная теория, что где-то в истоках эволюции лежат психоделические растения. Якобы какая-то мартышка случайно скушала какой-то цветочек, увидела смысл всего существования, решила заняться трудом, и, возможно, потом поедание всяких цветочков вошло «в моду». Именно об этой теории рассказывает короткометражный мультфильм The Clockwork Elves от создателя «По ту сторону изгороди» Патрика МакХейла: человек находит в лесу какой-то отвар, выпивает его и видит всю историю человеческой расы вплоть до ядерного апокалипсиса. Первым делом после трипа он, конечно же, отправляется к сородичам, чтобы поделиться своей находкой.


Использовались такие вещества не для кайфа, как вы понимаете. Пять тысяч лет назад их точно использовали в обрядах инициации, когда совсем другие были в обществе отношения с богом и внутри племён. Я ездил, например, общался с индейцами в Южной Америке. Там они аяуаску используют практически в любых жизненных ситуациях: роды, взросление, для обряда инициации в мужчину. Они носят такой религиозно-мистический характер по большей части.


Для иллюстрации мистики внезапно лучше всего подходит отрывок из «Гравити Фоллз», в котором Мейбл объелась «Улыбашками». Дело не в том, что видит девочка, а в том, что ей говорят гигантские псы-маскоты. Если послушать речь одного из них задом наперёд, можно услышать фразу «Не доверяй дяде» — такое предупреждение о дальнейшем развитии сюжета, о котором сама Мейбл знать просто не могла. И здесь это хитрый сюжетный приём — такое заигрывание со зрителем, потому что сама героиня вряд ли бы стала перематывать речь пса задом наперёд. Но само наличие такого предупреждения внутри мира сериала — мистика чистой воды. Ах да, ещё там были крутые накаченные летающие дельфины, но это уже другая история.


Так были устроены общества, и к нам их обычаи перешли буквально в ХХ-м веке, когда начали активно изучать Мексику — Кастанеда тот же [автор популярной серии книг об общении с шаманами и практике приёма психоделиков в индейских племенах, — прим. 2х2.медиа]. Потом уже швейцарский химик Хоффман синтезировал вещества ЛСД. Пошла история, что из традиционной культуры возрастом в пять тысяч лет галлюциногены начали использовать в рекреационных целях. Оттенок духовности, конечно, остался, но не надо сравнивать шаманские церемонии Южной Америки с тем, что вы дома съели неизвестно что и ждёте мистический опыт.


В «Симпсонах» тоже присутствовал приём психоделиков, причём не один раз (о втором позже). На этом моменте стоит вспомнить поход Гомера к шаману из полнометражного фильма. В отрывке как раз показывают некоторые из спиритических практик вроде горлового пения. Плюс, когда Гомер уже начал видеть галюны, шаманка вступала с ним в диалог и направляла к выводу, к которому в нормальном состоянии глава жёлтого семейства вряд ли бы дошёл.


Галлюцинации тоже бывают разных видов, основное деление — на истинные и псевдогаллюцинации. Истинные: когда человек что-то видит снаружи. Например, как при белой горячке — видит чёртиков, может быть дезориентировка в пространстве. Псевдогаллюцинации: когда, например, при закрытых глазах человек начинает что-то видеть или голоса начинает слышать. Но он ориентирован, понимает, где находится. Псевдогаллюцинации бывают чаще всего при шизофрении.


Тут у нас есть два чётких примера разных галлюцинаций, о которых говорит нарколог. Начнём с отрывка из фильма «Бивис и Баттхед уделывают Америку»: в нём Бивис ест какой-то кактус и начинает триповать. Стартует он как раз с истинных галлюцинаций: Баттхед в его глазах начинает расплываться, менять облик и т.д. — такая надстройка над реальностью, которую видит «пациент». Позже он воспринимает всё как полную дичь, никак не связанную с реальностью — начинаются псевдогаллюцинации, которые Бивис видел, скорее всего, с закрытыми глазами.

Обратный пример — отрывок «Королева Миссисипи» из «Обычного шоу». Герои пьют необычайно острый коктейль с кучей ингредиентов и в мгновение ока начинают видеть абстрактную дичь вроде полётов в космос. Позже изображение прогрессирует в сторону истинных галлюцинаций: через искажённую картинку можно разглядеть реальность — как, например, героев чуть не сбивает такси с перцем за рулём или как героев сажают в то же такси и отправляют домой, потому что с ними явно что-то не так.


В мультфильмах могут изобразить только визуальную сторону, а в настоящем опыте всё намного сложнее и опаснее. Например, есть понятие синестезии: когда раздражение идёт в одном анализаторе, а сигнал усваивается другим. Синестезия часто при действии психоделиков развивается: человек что-то слышит и начинает это видеть, или при открытых глазах в реальности что-то начинает сливаться, или какая-то парейдолия [эффект, когда мозг воспринимает один образ за другой: например, когда вам кажется, что тостер вам улыбается, — прим. 2х2.медиа]. В мультиках пытаются передать, может быть, какие-то совсем необычные треугольные, геометрические фигуры, но кроме зрительных там все системы чувств задействованы: и тактильные, и слуховые, и т.д. Но самые главные — это разные эмоциональные состояния, которые мультами не передать.


Вы наверняка слышали о концепции «мы все — одно целое», которая, например, лежит в основе буддизма. Её можно понимать по-разному: с помощью знаменитой формулы Альберта Эйнштейна E=mc^2, согласно которой любая масса преобразуется в энергию (то есть все мы — энергия). То есть вы, ваш сосед с дрелью, муха, которая не может вылететь в окно, цветы, на которые у вас аллергия, камни и т.д. — разные формы одной и той же «сущности». Именно это прочувствовали герои «Рика и Морти», когда пролетели через кротовую нору. Формально они ничего не употребляли, но после такой связи с космосом (в прямом смысле) они даже не хотят противостоять друг другу, потому что понимают, что все они — одно целое.


В вопросе приёма галлюциногенов есть важный аспект: исследования псилоцибина показали, что треть исследуемых испытывала мистические, религиозные переживания, может быть, близкие к тому, откуда это все корнями идет. А другая треть испытывала обратное: тревогу, панику, беспокойство и т.д. Поэтому всегда нужно быть аккуратным и знать о том, что бывают случаи, когда человек хотел получить какое-то необычное переживание, а на самом деле у него развился психоз.

Эти вещества, близкие по своей структуре к серотонину — это такой нейромедиатор, который отвечает больше за эмоциональное состояние. В основном они воздействуют на серотониновые рецепторы, это приводит к разным эффектам: к отключению определённых участков мозга, снижению активности, или наоборот — к усилению этих участков. Эффект непредсказуем. Может моторная кора замедлится — человек лежит, отрешён от окружающего мира, погружён в собственные переживания, тело у него вялое, за счёт того, что снижается тонус.


Мы не можем точно сказать, можно ли упороться с помощью кошачьей мочи, как это сделал Кенни из «Южного парка», когда попал в мир, похожий на мульт «Властелины Вселенной». Но зато по концовке его трипа ясно видно, что он ушёл глубоко в себя, оторвался от друзей и окружающего мира и вырубился где-то посреди улицы. Картману пришлось силой будить товарища, потому что тот был как раз в том опасном оторванном от реальности состоянии, о котором рассказывает нарколог.


Вопрос в том, почему сейчас интерес ко всему этому появился — потому что это в принципе один из возможных инструментов психотерапии. Например, психоделическая терапия: она появилась на Западе в ХХ-м веке и, пока её не запретили, активно применялась. Психоделики позволяют получить доступ к глубинным, эмоциональным переживаниям, к психотравмам, которые были какое-то время, потом эти эмоции перешли в подавленное состояние, но всё равно влияют на жизнь — например, в хронических депрессиях проявляются. Но есть и обратная сторона монеты: у вас в процессе трипа эти глубинные переживания могут вылезти, а там, например, бывает такое, что насилие сексуальное вытесняется — такое могло иметь место, но человек просто не помнит.


Шаманизм и психоделическая терапия — штуки очень расплывчатые, поэтому многие, назовём их, профаны с помощью так называемых спиритических практик наживаются на ничего не подозревающих людях. Так случилось с тренером из прошлогоднего сериала Netflix Hoops. У героя были большие проблемы с контролем гнева, которые он решил вылечить с помощью психоделической лягушки. Вот только человек, к которому он обратился за помощью, оказался каким-то упоротым хиппи, который якобы понял всё про жизнь и теперь помогает другим сделать то же самое. Специалист из него такой себе, поэтому тренер ушёл с сеанса без каких-либо результатов, хотя потрепало его знатно.


Возникают такие проблемы: когда у человека депрессия, и он хочет самолечением заниматься с помощью грибов, то вместо результата может быть только хуже. Во-первых, он может не справиться с переживаниями, которые получил. Во-вторых, депрессия может усилиться. В-третьих, не дай бог, он принимает антидепрессанты серотониновые, получится серотониновый криз, это вообще может летальным исходом закончиться.

Может быть и бэд трип. Например, у той трети людей, которые вместо мистического опыта и положительных переживаний просто начинают испытывать паранойю, тревогу, дискомфорт. Можно застрять в этих переживаниях и весь трип просидеть в тревоге и панике.


Идеальным примером бэд трипа будет отрывок из «Гриффинов», в котором Брайан скушал псилоцибиновых грибов. Если начиналось всё относительно нормально, то потом дело дошло до таких ужасающих картинок, что на них даже смотреть страшно (а пёсик-то их не просто видел, но и испытывал). Дело в том, что следящим или ситтером Брайана стал Стьюи — паренёк, которого многие называют чистым воплощением зла. А пёс знает о наклонностях своего друга, поэтому Стьюи в его глазах буквально превращается в демона и чуть не доводит друга до инфаркта. Вдобавок, была гроза, а собаки не очень дружат с громом и молниями.


После приёма галлюциногенов бывают последствия: могут быть флешбэки. Это когда время уже прошло, а возникают такие вспышки псевдогаллюцинаций — человек понимает где находится, но у него начинают заново прокручиваться эти негативные образы, напоминать о себе. Ещё у меня был один пациент, который после приёма ЛСД на протяжении года не отходил, было искажённое восприятие — он смотрел на стену, а там рисунок плыл или пиксели появлялись. Редко такое, но случай был, и пока даже непонятно, как лечатся такие осложнения.

На Западе интерес к психоделикам растёт в геометрической прогрессии, появляются психотерапевты, журналы, очень много людей путешествуют в Южную Америку. Интерес растёт, но почему? Думаю, он связан с кризисом фармакологии в целом, из-за симтомоцентричного подхода в психиатрии. То есть вся Америка сидит на антидепрессантах, они убирают симптомы, но у людей запрос на глубинную проработку, на работу со смыслами. А мульты, те же «Симпсоны», они же наперёд какие-то события просматривают, пытаются поймать тенденции в западном обществе. Тенденция идёт к изучению, вторая волна интереса к психоделикам.


Наверно, самый знаменитый ролик из этой подборки — путешествие Гомера к спиритическому койоту после поедания суперострых перцев. Здесь видеоряд как раз отсылает к индейским корням таких практик: Гомер ходит по американским степям, видит пирамиду майя, общается с местными обитателями. В конце он приходит к откровению, что Мардж может и не быть его «родственной душой». Серия вышла в 1997 году, то есть «Симпсоны» предсказали повторную встречу «западного человека» с чем-то спиритическим — ту самую вторую волну интереса.  


Я как психиатр видел пациентов, у которых возникали психические нарушения в результате приёма психоделиков, но чаще в таких ситуациях у них были скрытые, неизвестные им самим, психические проблемы. У некоторых есть шизофрения в начальной стадии, и психоделики, конечно, ускоряют процесс, становится только хуже от этого. Мы, наркологи, сталкиваемся с неудачными опытами или проблемами. Например, человек экспериментирует со всем подряд — у него на начальном этапе галлюциногены, потом он переходит на другие вещества. И мы сталкиваемся, когда он уже кучу эту вместе употребляет.


Главный любитель употреблять кучу всего — конь БоДжек. В одной из серий он вместе с Тоддом и Сарой Линн отправляется во все тяжкие и употребляет всё, что неправильно лежит. Приводит это к одному из самых ужасающих моментов сериала, когда Диана превращается в нечто — всё потому что наркотики легко могут обмануть своего потребителя и ввести в заблуждение. Короче говоря, ни в коем случае нельзя с ними связываться.


Потому что у человека появился интерес к психоактивным веществам, то он может не задержаться на психоделиках, обойти всё. Примерно несколько проб стимуляторов могут привести к развитию наркомании, поэтому проблемы могут быть разными.

— Можно ли считать эти анимационные ролики из сериалов пропагандой наркотиков?

Я вообще не понимаю, что такое пропаганда, потому что запрет информации гораздо хуже. Лучшая пропаганда антинаркотическая — это разъяснение. У нас люди мало чего понимают. Важна правдивая информация, я не думаю, что если человек решил что-то употребить, его какой-то мультик может на это сподвигнуть, он к этому уже шёл. Вопрос в доступности информации: если ты заинтересовался темой, у тебя должен быть доступ к правдивой достоверной информации, чтобы ты себе не навредил по итогу.


Повторимся, 2х2 против употребления любых наркотиков, включая галлюциногены. Этот текст мы решили написать, только потому что заметили, что в каждом большом мультсериале есть сцены, посвящённые психоделикам. Практически все они, как видно по этой статье, рассказывают о тех или иных стереотипах об этих наркотиках — по большей части употребление освящается в негативном или нейтральном формате. Вдобавок, это связано с тем, что анимация сильно связана с галлюцинациями — когда создатели начали ориентироваться на психоделический визуал, мульты изменились навсегда. Но об этом как-нибудь в другой раз.

Смотрю мультики и играю в игры по работе. Иногда даже пишу о них.

Понятно