Ну что, кажется, пора заканчивать наш месяц фотоохоты на 2х2, а то он немного затянулся и перешёл на март. Если вы всё пропустили, то мы сейчас быстренько напомним. Мы успели рассказать о разных жанрах фотомодов в играх, говорили о том, зачем вообще они нужны, играли в классные тайтлы, которые перепридумывают фотографию в области гейминга (Alba, Nuts и Umurangi Generation).
И, конечно, мы много говорили с фотографами, которые занимаются в реальной жизни документалистикой, фэшн-съемками или стритом, о том, как механики в фотомодах помогают в профессии. Например, Роман Коломыченко написал для нас колонку о том, что Animal Crossing на Nintendo Switch и фотографы созданы друг для друга, а фотокорреспондент Евгений Фельдман дал большое интервью, в котором рассказал, как сильно скучает из-за пандемии по съёмкам и как фотомоды возвращают его мысленно к работе.
Сегодня мы поговорим с ещё четырьмя фотографами (в том числе я поболтаю сам с собой) из разных сфер об их самых любимых фотомодах в компьютерных играх. С себя и начну, пожалуй.
Лёша Абанин, @aban_in. GTA V
Честно сказать, фотографирую я гораздо больше и чаще, чем играю — первый процесс мне куда важнее, поэтому опыт в различных фотомодах у меня достаточно скромный. Но точно помню, что, когда вышла пятая часть великой серии GTA в 2013 году, я сразу же бросил все попытки проходить сюжетную линию трёх героев, сфокусировавшись на внутриигровой фотографии.
Если вы не в курсе, в GTA V у героев есть телефоны: там и записная книжка, и смс-сообщения, и браузер, и почта — всё, как положено. В том числе там встроено приложение Snapmatic, которое с виду выглядит как пародия на Snapchat и Instagram*, хотя в итоге это просто камера с фильтрами и рамками. Когда я только купил игру на свою PS3, стояли сильнейшие морозы, и мне было лень выходить на улицу, поэтому всю свою любовь и скучание по стрит-фотографии я переместил во внутриигровой телефон.
Да, весь мод сделан очень криво и плохо: разрешение всех фотографий — 960x536 (что? да!), отвратительная регулировка фокуса (и боке), ограничение на 96 кадров, удалять их дико неудобно, снимать с колена или сильно менять ракурсы не получится. Но есть одно но. Камера в GTA V может стать своего рода тренировкой для глаз и оттачивания композиции.
К сожалению, куча фотографий, которые были сделаны семь лет назад, нигде не сохранились, так что пришлось перепроходить игру заново. Очень жду переиздания GTA V на PS5 осенью 2021 года и максимально надеюсь на улучшенный фоторежим.
Иван Краснов, @ivkrasnov. Control
Фотомоды в играх — это отличный тренажёр для фотографа. Поначалу я относился к этому, скорее, как к милому развлечению, но быстро пришёл к выводу, что в таком упражнении может быть много полезного.
Ключевое отличие от реальности в том, что можно остановить время в игре и из бесконечного множества замороженных моментов выхватить тот, что тебе больше по душе. В процессе поиска того самого кадра я начинаю анализировать изображение, слежу за динамикой кадра, цветом и светом, подмечаю какие-то подходящие композиционные решения. То есть весь процесс анализа, происходящий у репортажного фотографа в голове во время реальной динамичной съёмки за доли секунды, здесь спокойно растягивается на нужный тебе промежуток времени.
Это даёт возможность подробнейшей режиссуры кадра и последующего анализа: я могу долго пробовать разные точки съёмки и ракурсы, углы обзора объектива, апертуру и прочее. В итоге нахожу для себя идеальный кадр и пытаюсь понять, почему же он мне так нравится. И из этих выводов уже можно отметить какие-то решения для реальных съёмок.
Ещё часто можно подметить паттерны в локациях или сценариях поведения персонажей, которые можно вполне использовать как общий знаменатель для серии снимков. В конечном итоге такая внутриигровая фотоистория может показать какую-то совершенно иную эстетику или сюжетность. Например, в Control можно обратить внимание на левитирующие по всему Старейшему Дому тела сотрудников Бюро. Взяв за основу этих второстепенных, даже интерьерных персонажей и выдвинув их на первый план, можно сделать серию фотографий, которая будет посвящена телесности, красоте и пластичности тела. Получится что-то напоминающее фотографии Дмитрия Пряхина, только если бы он снимал в Control.
Валерия Савинова, @valeri_whale. The Sims 4
Мне кажется, для не-фотографов фотомоды — просто способ поделиться тем, чего они достигли в игре: будь то классный дом, который они построили или классный персонаж, которого создали. Но когда я в первый раз захотела сделать пару снимков, залипла на часов пять.
В The Sims самое крутое — то, что ты можешь сконструировать почти весь кадр: построить локацию, поставить свет в нужных местах и встать в любом месте, выбрав ракурс. К сожалению, некоторые моменты неподвластны, например, ты не можешь присесть/прилечь, чтобы сфотографировать снизу. И даже самая профессиональная камера, которая есть в игре, обладает только приближением/отдалением и сменой ориентации (горизонталь/вертикаль).
Есть ещё одна сложность. Разработчики игры с каждой версией стараются сделать мир всё реальнее, поэтому влиять на погоду, солнце и персонажа становится невозможно. Если сейчас ночь, то тебе нужен искусственный свет, а если персонаж хочет в туалет, то, чтобы его выражение лица и поза снова стали нормальными, тебе придётся удовлетворить все его нужды.
В целом, это здорово и интересно, мне нравится придумывать и конструировать кадры самой, но вся игра для меня теперь заключается в создании фотографий — об остальных функциях и целях игры я забыла.
Саша Косяк, @kosjaks. Forza Horizon 3
Я познакомился с внутриигровой фотографией осенью 2016 года вместе с релизом игры Forza Horizon 3. До этого как-то не уделял внимания этому, да и играл во всякие CS. Прям плотно начал увлекаться в начале 2017-го, когда разработчики случайно слили девбилд для внутреннего пользования в массы. Там было несоизмеримо больше функций и возможностей для фотографий. В моём случае фотомод дал мне много практики в зиму, когда я не особо активен с фото, да ещё и заболел на месяц в тот момент. Ну и смог приобщиться к фотографированию машин.
Процесс максимально похож на реальный в двух аспектах сразу: во время и после. То бишь снял точно так же, как это мы делаем с реальным фотоаппаратом, пошёл в фотошоп и тифф обработал. Да и вообще считаю, что у «Форзы» один из сильнейших фотомодов среди игр вообще, где боке просчитывается как надо и шаттерспид тоже учитывается. Так что от реальности не далеко ушли.
Ещё очень важный аспект — это комьюнити. Оно, оказывается, существует даже по такой профильной теме. И оно, оказывается, не маленькое, там куча клёвых ребят. Хоть и делятся работы там на два типа: скриншоты и арты, где уже мало чего остаётся от изначальных изображений — мне такое не очень близко, зато выглядит круто. Мне, как фотографу, было интересно понаблюдать и пообщаться, а так же подчерпнуть что-то новое, ведь пользуемся мы одним Фотошопом, но так по-разному.
*Социальные сети Instagram и Facebook запрещены в России.