После того, как ребут «Спейс Джема» оказался маркетинговым передозом, люди с опаской смотрели на возвращение Чипа и Дейла вместе с диснеевской вселенной мультяшек. Только вот «Чип и Дейл спешат на помощь» (Chip 'n Dale: Rescue Rangers) внезапно оказался одним из лучших фильмов года с бездонным колодцем шутеек и пасхалок. И тоннами очень уж мрачных подтекстов в духе «Кто подставил Кролика Роджера».
Снаружи
На первый взгляд перед нами один из лучших примеров кино-аттракциона. В «Чипе и Дейле» просто всё очень хорошо сделано и выверено: от самой концепции до экшена. По фильму видно, что создатели делали его не ради наживы («Спейс Джем», мы смотрим на тебя!), а потому что им нравилось. В «Чипе и Дейле» чувствуется душа, смелость и уважение к персонажам. Его не только приятно смотреть, но и весело: шутки тут сыпятся одна за другой. Причём в разных форматах: самоирония «Диснея», социальные комментарии, наезды на конкурентов, визуальные гэги, большая часть из которых — пасхалки.
Им можно посвятить целую энциклопедию, потому что они ВЕЗДЕ. Поверьте, никто не готов к такому количеству отсылок. Реклама Gucci с Добби, уродливый Соник, упоминание Джека из «Кошмара перед Рождеством», первый кроссовер Marvel и DC на большом экране (формально), Баттхед в политике и т.д. Мы назвали самое узнаваемое, а на деле отсылки тут сделаны инклюзивно: их на экране так много, что каждый что-нибудь да приметит, кайфанёт и не будет чувствовать себя обделённым. Там даже есть камео персонажей других студий (вроде Рэнди из «Южного парка»), за что отдельный респект продюсерам.
Перед тем, как мы перейдём к мрачноте, стоит зафиксировать серьёзную заявку «Диснея» на новую мультивселенную. Единственное, что в фильме интересно больше, чем приключения Чипа и Дейла — это устройство мира мультяшек. Он необычный и даёт простор для полёта фантазии (не всегда в хорошем направлении), его населяют известные персонажи кино, плюс темы меты и мультивселенных сейчас одни из самых прибыльных. «Дисней» точно не упустят такую возможность и уже в фильме намекают на спин-офф. Только вот, возможно, их мультивселенная получилась слишком уж депрессивной.
Внутри
«Чип и Дейл спешат на помощь» устроен по классической модели айсберга: на поверхности небольшое приключение, под которым можно разглядеть что-то тёмное в морской пучине. Даже сложно сказать, чего в фильме больше: пасхалок или подтекстов (а часть пасхалок — ещё и источник этих подтекстов). Поскольку вселенная мультяшек — это просто наш реальный мир с анимационной надстройкой, его так и тянет изучить получше. Но, как оказалось, в детали сосуществования людей и нарисованных героев лучше не вдумываться.
Экономическая дискриминация по размерному признаку
Например, в одной из сцен Дейл даёт человеку маленькую бутылку пива. Вроде бы безобидная шутка про разность в размерах, но сразу встают экономические вопросы. Во-первых: сколько зарабатывают маленькие существа — столько же, сколько большие, или меньше? Если разница есть, то перед нами старая-добрая рабочая дискриминация по признаку. Во-вторых, сколько стоят маленькие вещи: столько же, сколько большие, или меньше (потому что нужно не так много материалов)? Если столько же, то это явное завышение цены и снова дискриминация малышей. Если меньше, то это уже обратная дискриминация — большие люди просто беднее, потому что зарабатывают столько же, а вещи стоят дороже.
Ещё это подразумевает целую параллельную индустрию, нацеленную на маленьких созданий. А в каждой индустрии есть лоббирование, коррупция и другие пороки. Плюс есть один интересный подтекст/параллель: для друзей меньших нужны отдельные столы в школах, транспорт, туалетные кабинки и т.д. — аллюзия на специальное оборудование для инвалидов вроде пандусов. И это всё вытекает из факта существования больших и маленьких в одном мире — и одного кадра с маленьким пивом.
Генетическое безумие
Громче всего из «Чипа и Дейла» по интернету прогремел роман Гаечки и Вжика, которые поженились после финала мультсериала и нарожали 42 ребёнка. Отношения мыши и мухи вызывают вопросы сами по себе, но нас волнует генетическая составляющая и её значение во вселенной мультяшек. Все дети Гаечки и Вжика разные — у кого-то больше материнских черт, и наоборот. Значит, в этом мире у анимационных героев есть гены, которые и определяют облик потомства.
Допустим, что межвидовые отношения в местной этике — норма (это же вымышленный мир, а их жители точно не упустили бы возможность сексуализровать всё, что только можно). А что по поводу межанимационных отношений? Если, например, чёрно-белый персонаж переспит с цветным, дети будут в градиенте? Фишка в том, что мы не видим других примеров межвидовых романов, а тем более межанимационных. Видимо, от стиля анимации зависит и совместимость генов, поэтому таким мало кто занимается (иначе нарожали бы монстров). А Гаечке и Вжику просто повезло найти любовь на съёмочной площадке.
Блиц
Коротко пробежимся по мелким деталям, пока не перешли спойлерлайн.
— Дейлу приходится подрабатвывать стриптизёром. Сам танец, слава продюсерам, не показали, но… да… Жизнь с ним жестоко обошлась.
— В фильме есть «Русская баня», а по законам жанра, значит, и русская мафия. Ей наверняка заправляет какая-нибудь Маша из «Маши и Медведя».
— По улицам ходят ампутированные человеческие руки — иначе как там могут существовать тряпичные куклы из «Улицы Сезам»?
— Симпсоны уже не те. Мы видим их бутлег-версию, а по сюжету это происходит с героями, когда их проекты закрывают. Но официальные «Симпсоны» же всё ещё идут — то есть либо главных героев похитили и подменили, либо клонировали для параллельного производства.
Дальше будут спойлеры к основному сюжету фильма. Мы вас предупредили.
Кладбище карьер
Голливуд в реальном мире — ужасно жестокое место, способное сломать актёра в кратчайшие сроки и загубить ему жизнь. Голливуд во вселенной мультяшек получился настоящим тираном, пачками отправляющим карьеры на кладбище. Все анимационные персонажи — это актёры одной роли: зачем кому-то снимать Шрека не в роли Шрека? Получается, если фильмы про огра закончились, то и его карьера подошла к концу. И так происходит со ВСЕМИ мультяшками — они просто обречены на «жизнь БоДжека», ведь тоже «в 90-х были в знаменитом шоу».
В качестве метафоры показали, что происходит с ненужным мерчом: его буквально переделывают в туалетные кабинки, как бы спуская в канализацию. Тут ещё можно было бы порассуждать про зависимость актёров от сувенирной продукции, но это проблема знакомая, потому что из реального мира, так что не будем задерживаться.
Единственная надежда мультяшек — ребуты, плюс встречи с фанатами и съемки в рекламах (как мы видели, свободному Добби тоже приходится нелегко). Поэтому они тупо вынуждены продаваться студиям, чтобы продолжать жить припеваючи — интересный альтернативный взгляд на жажду перезапусков, охватившую современное кино. А если не продаются, то, например, обречены работать продавцом страховок и жить в одиночестве, как Дейл. Или же становятся бездомными, как люди-кошки из «успешного» мюзикла «Кошки».
Мульти-преступность
Из-за этого среди анимашек уровень преступности просто зашкаливает: жестокая жизнь заставляет их становиться на тёмную дорожку. Это, собственно, ориджин главного злодея фильма — Питера Пэна. После съёмок в мультфильме, он начал взрослеть, покрылся прыщами и перестал подходить на роль мальчика, который никогда не вырастет. Жажда «справедливости» и власти привела его к созданию собственной индустрии поддельного кино (и ещё кое-чему, но об этом чуть позже).
Тут интересно, что история Пэна очень похожа на трагичную жизнь реального Бобби Дрисколла — мальчика, озвучившего Питера и подарившего ему свой образ. Парень был на вершине пищевой цепи: его обожал сам Дисней и сделал лицом компании, но после выхода «Питера Пэна» по Бобби ударил пубертат. Мышиная корпорация тут же решила, что он больше не подходит на роль молодого героя, и выперла из индустрии. После этого Дрисколл подсел на наркотики, попал в тюрьму и умер от передозировки. Вообще удивительно, что «Дисней» согласились включить эту параллель в фильм.
В «Чипе и Дейле» преступность не ограничивается мафиози-Пэном. Нам показывают Главную улицу, на которой каждая мультяшка промышляет чем-то нелегальным: от боёв без правил до торговли оружием и наркотиками. А Джек из «Кошмара перед рождеством» вообще занимается отмыванием денег через благотворительные фонды. Так что тут мы даже не додумываем, а просто собираем информацию по крупицам.
Торговля мультяшками
Возможно, вы не заметили, но Питер Пэн — буквально рабовладелец. Он похищает мультяшек, а потом заставляет работать на себя и торгует их образами (а это, собственно, самое ценное, что у них есть). Да, с Пэном в итоге расправились, но он не мог быть единственным производителем поддельных фильмов в мире, так что проблема торговли мультяшками точно ещё жива. И знаете, кажется, местные богатые люди наверняка не против иметь собственного мульт-героя, а некоторые небось их даже коллекционируют (ловите идею для фильма, «Дисней»!).
Пластический абьюз
А теперь прибавьте к этому факт, что мультяшек можно спокойно редактировать, как душе угодно, с помощью специального оборудования. Это как пластическая хирургия на максималках: люди делают операции, чтобы быть красивее — то есть с сексуальными намерениями. А теперь представьте, что вы можете купить себе мультяшку у рабовладельца и сделать его таким, каким пожелаете? Странно, что Пэн сразу не похитил Гаечку — фанаты правила 34 или адепты церкви Лучезарной Гаечки (да, такая есть) были бы готовы заплатить любые деньги.
Торговля органами
Попутно Питер Пэн явно промышляет «органами» похищенных мультяшек. Он не просто делал им пластические операции, но и сохранял ненужные части тел — от причёсок до хвостов. Варианта тут два, оба невесёлые: Пэн либо настолько свихнулся, что стал как маньяк коллекционировать сувениры с жертв, либо он торгует не только персонажами, но их их «органами».
Сырный опиум
Напоследок отметим старую добрую аллюзию между сыром и наркотиками. У мультяшек всегда были сложные отношения с ароматными молочными продуктами, в которых прослеживались намёки на зависимость и одержимость. В мире «Чипа и Дейла» вонючими сырами буквально торгуют подпольно, как наркотой — и персонажи так же сильно на них подсаживаются. Весь замес фильма начинается из-за того, что Монти влез в долги из-за своей одержимости сыром. Со стороны «Диснея» было довольно смело взять старый узнаваемый троп и настолько сильно связать его с наркотиками.
В «Чипе и Дейле» наверняка можно найти ещё много всего мрачного — как минимум, анимационные герои также подвержены разводам, банкротствам, бездомности и т.д. Но картина вырисовывается неутешительная: мультяшки буквально страдают от социальной несправедливости, как разные меньшинства в реальном мире. Задумывали ли это в «Диснее» или просто не разобрали в собственных подтекстах, сказать сложно. Так что остаётся ждать, будут ли они дальше опускаться в эту пучину.