Несомненно, Minecraft — одна из самых популярных игр в индустрии. Развиваясь уже более десяти лет после официального выхода в 2011 году, она не собирается останавливаться на достигнутом. Сначала тайтл завоевал сердца игроков благодаря уникальному песочному геймплею, позволяющему строить, выживать и исследовать. Однако со временем превратился в нечто большее, включив в себя элементы соревновательных мероприятий и даже киберспорта. Хотя изначально игра не позиционировала себя состязательной, она сумела развить в себе этот аспект с помощью усилий фанатов, блогеров и стримеров на платформах YouTube и Twitch.
История поединков в Minecraft началась с появления специализированных серверов, предложивших геймерам мини-игры — например, Hypixel. Одной из них стала SkyWars, где участники находятся на изолированных островах и должны выживать, используя предметы из сундуков. Игра требует стратегического подхода и характеризуется быстрым темпом, что делает её захватывающей и динамичной. Выигрывает тот, кто остаётся последним. Победитель получает различные награды, включая внутриигровую валюту, уникальные предметы и повышение рейтинга на сервере.
Ещё одной значимой игрой на Hypixel стала Bed Wars — командное соревнование, где нужно сражаться на плавучих островах, пытаясь уничтожить кровати противников и защитить собственные. Цель аналогичная — остаться последним выжившим. По состоянию на март 2024 года Bed Wars — вторая по популярности виртуалка на Hypixel, уступающая только SkyBlock.
Подобные мини-игры подарили геймерам популярность, сделав их настоящими киберспортсменами. Роль стримеров и YouTuber'ов в популяризации соревновательных аспектов в Minecraft невозможно переоценить. Особенно стоит отметить таких российских лиц, как JesusAVGN и buster, продолжающих популяризировать тайтл уже после волны хайпа.
Так, в 2023-м Minecraft-турниры привлекли огромное количество людей. Например, MC Championship Twitch Rivals, организованный компанией Noxcrew, собрал более 270 тысяч зрителей и получил призовой фонд в 50 тысяч долларов. Соревнование проводится ежемесячно и привлекает десятки известных авторов контента (среди них: Dream, Quackity, Nihachu, CaptainPuffy и другие), пытающихся победить в различных мини-играх, где нужно показывать ловкость и стратегическое мышление. Кстати, многие виртуалки стали культовыми в рамках Minecraft. Они распространились уже далеко за пределы одного сервера. Так что не стоит удивляться, если на нескольких площадках вы увидите разные вариации одной и той же мини-игры!
Ещё одним значимым событием стал турнир Minecraft Monday, организованный популярными стримерами и YouTuber'ами Keemstar и Ninja ещё в 2019 году. Событие собрало множество известных создателей контента — например, CaptainSparklez и Technoblade, состязавшихся в мини-играх и испытаниях вроде паркура, PvP-боёв и пользовательских карт. Мероприятие быстро набрало популярность. Особенный резонанс вызвал неожиданный коллаб самого популярного YouTube-блогера в мире PewDiePie, который прекрасно разбирается в песочнице, и Джеймса Чарльза — явного профана. Весь стрим был довольно комичным, так как первый решил научить инфлюенсера профессионально играть в Minecraft.
Специфика спортивных мероприятий в упомянутом тайтле заключается в уникальных элементах игрового процесса — использовании модов и командных блоков для создания оригинальных карт и механик. Это позволяет игрокам разрабатывать игры и участвовать в соревнованиях, выходящих за рамки обычных. Так, мод WorldEdit позволяет создавать сложные и детализированные арены, а использование командных блоков даёт возможность вводить уникальные правила. Так, в популярном режиме UHC (Ultra Hardcore) игроки начинают с минимальными ресурсами и не могут регенерировать здоровье, что делает каждую ошибку фатальной и добавляет напряжённости.
Кроме того, тайтл активно развивается и в образовательной сфере. В 2024 году стало известно, что Minecraft Education Esports впервые появится на главной сцене ISTE 2024, где команды школьников будут соревноваться в создании «Школы будущего». Этот проект — часть более широкой инициативы Minecraft Education по продвижению инклюзивных и доступных для всех киберспортивных мероприятий.
Можно прийти к выводу, что как таковой спортивной механики и соревновательного аспекта в игре не было и не может быть из-за отсутствия офлайн-режима для игроков, однако эта направленность проявилась в другом — киберспорте. Начиная с простой строительной песочницы, игра эволюционировала в полноценную киберспортивную платформу с уникальной спецификой и миллионами поклонников по всему миру. Её соревновательная направленность продолжает развиваться, предлагая игрокам и зрителям бесконечные возможности для творчества и состязаний.