В разгар громких премьер (как и всегда в это время года) 16 декабря в прокат вышло долгожданное возвращение легендарной франшизы — фильм «Матрица: Воскрешение» (The Matrix Resurrections) от Ланы Вачовски. Диджитал-продюсер 2х2 Лёша Абанин успел сгонять на пресс-показ и торопится поделиться своими эмоциями, пока те не остыли. Не переживайте, тут только первые впечатления, и вообще никаких спойлеров.
Сюжет фильма стартует спустя 20 лет после событий «Матрицы: Революция». Нео, а точнее Томас Андерсон, живёт обычной, но очень успешной жизнью. Несмотря на это, у него большие проблемы с кукухой, поэтому он постоянно ходит к психотерапевту, который выписывает ему синие таблетки. Но однажды происходит череда событий, после которой жизнь Нео снова переворачивается с ног на голову: тут и встреча с Тринити, и появление нового Морфеуса с красной таблеткой, и куча повстанцев из «другого мира», и очередное осознание жизни в Матрице.
Описывать сам сюжет — дело неблагодарное, да и бессмысленное. Если совсем сократить весь сценарий и оставить только главную нить, проходящую через весь фильм, то сюжет «Матрицы» будет звучать вот так: выбор, выбор, выбор, выбор, выбор, выбор, выбор, выбор, выбор, выбор, выбор, выбор, выбор, выбор, нет никакого выбора, «Выбор — это иллюзия, ведь вы его уже сделали», выбор, выбор, выбор, выбор, выбор и… выбор.
Но вообще главный герой фильма — не Нео, не новый молодой Морфеус и даже не Нил Патрик Харрис в роли терапевта. Основная персона (если можно так назвать), вокруг которой крутится вся история, — фансервис. Точнее даже не он сам, а ностальгия в глобальном понимании. Может прозвучать немного наигранно и фальшиво, но поверьте, всё именно так. И это не тот привычный фансервис, как в большинстве голливудских супергеройских фильмов, когда особо внимательным зрителям вкидывают отсылки, пасхалки и прочие мелочи. В «Матрице» эта ностальгия перерабатывается «в прямом эфире» и служит сюжетообразующим базисом, от которого отталкиваются герои. И то, как это сделано визуально, действительно поражает (похожий монтаж есть в одном из трейлеров). В этом плане «Воскрешение» с лихвой уделывает финальную часть трилогии «Человека-паука» с Томом Холландом, который в это же время стартовал в кинотеатральном прокате. С другой стороны, по сборам, кажется, «Матрица» проиграет.
«Воскрешение» — это проект не для фанатов и не для денег (да, я живу в идеализированном мире). Это личная история Ланы Вачовски, которая первоначально, как и сестра, не хотела возвращаться к проекту, но смерть близких людей и длительная психотерапия заставили пересмотреть своё отношение к ребуту. Фактически эта «Матрица» и есть психотерапия: как для Вачовски, так и для зрителей. Даже один из героев фильма говорит вслух: «Ностальгия — лучшая терапия».
Лана Вачовски весь фильм говорит о том, что её беспокоит, а не то, что от неё ждут. Именно поэтому постоянно кажется, что она просто посылает в жопу с помощью контекстных метакомментариев и показывает факи всем вокруг. Под раздачу попадают и кинокритики с их подгорающими задницами, и зрители, выступающие против возрождения франшизы, и фанаты, ожидающие новых фильмов, и, естественно, общество с «модными» трендами и тенденциями. Но за всеми этими защитами и сломом ожиданий остаётся привычный искренний посыл Вачовски: она всё также продолжает говорить о любви, сила которой может перевернуть и реальный мир, и виртуальный, делая из новой «Матрицы» своего рода ромком.
Подробнее о том, как происходила подготовка к возрождению франшизы и что по этому поводу думала Лана, почитайте в нашем отдельном материале про расширение вселенной «Матрицы» в аниме, комиксах и компьютерных играх. Тем более эта информация поможет выкупить некоторые отсылки в ребуте (ещё по этой же причине лучше пересмотреть первую часть). Например, через проходных героев этой «Матрицы» Лана прямо (даже не пытаясь завуалировать или поменять имена с брендами) критикует Warner Bros., говоря, что киностудия хочет возродить франшизу, выпустив четвёртую часть с другими авторами, и плевать хотела на создателя вселенной.
Вообще к возвращению на экраны любимой с детства франшизы сложно относиться критически и совсем не хочется подобные ребуты ругать, но есть пара проблем, которые слишком сильно бросаются в глаза и о которых молчать совсем не хочется.
Первое. Какой-то сумасшедший по современным меркам мискаст. Да, новое лицо Морфеуса логично объясняется и оправдывается сюжетом (как и другие изменения в привычных лицах знаковых героев), но те актёры, которые были подобраны кастинг-директорами, бесят безумно. Особенно это касается Нила Патрика Харриса, который играет психоаналитика Нео (и ещё кое-кого). Вроде бы по сюжету надо, чтобы он был условно «никакой», но тут он просто бесит и отталкивает. И, к сожалению, таких промахов достаточно много.
Второе. Новая «Матрица» слишком смешная. Да, сейчас «модно» засовывать в каждое серьёзное попкорновое голливудское кино шуточки для расслабления зрителей, но как же порой смех тут неуместен по отношению к сценарию. В начале фильма вся забавность происходящего действительно здорово настраивает на нужную атмосферу, но вот шутка с полётом (вы поймёте, когда посмотрите) в самом кульминационном моменте фильма ломает весь вайб. Вообще непонятно, ради чего это сделано и зачем именно в такой форме. Половину фильма в голове крутилась мысль о том, что новая «Матрица» — лучшая комедия 2021 года. Конкурентов на этом поприще у неё просто нет.
Но вообще «Матрица: Воскрешение» — крепкий, бодрый боевик, который цепляет необычным для Голливуда подходом к фансервису и ностальгии. Он действительно удивляет повествованием и сюжетом (особенно в первой половине фильма) и немного превозносит ожидания, которых у большинства были не особо высокие. К сожалению, фильм не сможет перевернуть кинематограф и всю поп-культуру так же, как это смогла сделать самая первая часть, но эта «Матрица» таких целей и не ставит — это действительно очень личный терапевтичный фильм для автора. И посмотреть на это обязательно стоит, особенно в кинотеатре и на большом экране. Тем более выбора у вас нет, «ведь вы его уже сделали».
Но вот если Warner Bros. анонсирует продолжение и спин-оффы, попытаясь сделать из «Матрицы» новые «Звёздные войны», то тут уже надо будет плеваться, критиковать и переживать. А новый фильм как раз безумно напоминает диснеевскую махину: тут и больше условных дроидов, и сам Нео становится перманентным джедаем, останавливая руками не только пули, но и отталкивая силой, словно Люк Скайуокер, всех своих врагов). Пока что, на конец 2021 года, скажем спасибо временному и разовому (очень надеемся) возвращению Нео на экраны и к нам в сердечки.