Неудачная рецензия на Mad God, или 5 злых гениев стоп-моушна

Неудачная рецензия на Mad God, или 5 злых гениев стоп-моушна

Семён Трясин
Вконтакте

В марте 2022 года стриминговый сервис Shudder, специализирующийся на хоррорах и фантастике, осмелился приобрести права на сюрреалистический анимационный балаган «Безумный Бог» (Mad God). Мультфильм снял признанный мастер визуальных эффектов Фил Типпетт, работавший над «Звёздными войнами», «Робокопом» (именно он анимировал знаменитого робота-цыплёнка ED-209) и «Парком Юрского периода». Лауреат двух «Оскаров» задумал «Безумного Бога» ещё в конце восьмидесятых, но первую короткометражку в постапокалиптическом сеттинге выпустил только в 2014 году. Затем последовали другие короткие эксперименты с мрачным стоп-моушном, и лишь в 2021-ом Mad God переродился в полноценную полнометражку и прокатился по кинофестивалям.

Писать рецензию на «Безумного Бога» — занятие неблагодарное. На первый взгляд кажется, что Типпетт хочет рассказать мрачную сказку с отсылками к ретро-фантастике категории B, а на деле постановщик предлагает пережить неповторимый аудиовизуальный опыт и достроить картинку происходящего самостоятельно. Этим режиссёр напоминает Стэнли Кубрика с его «Космической одиссеей» (в Mad God, кстати, тоже появляются знаменитые чёрные монолиты). Полтора часа аниматор вываливает на нас стоп-моушновые реки гноя, крови, гнилой плоти и ржавого железа. На экране копошатся мифические существа, уродливые аберрации из мяса и металла и прочая лавкрафтовская хтонь. Кто-то постоянно куда-то идёт, кого-то всё время пытают и рвут на куски, а выполнено всё это с помощью миллиона анимационных техник.

Передать словами происходящее почти невозможно, так что если у вас есть возможность посмотреть Mad God, то сделайте это прямо сейчас. Мы подождём тут и попробуем реабилитироваться за неудачную рецензию на мультфильм, предоставив вам партию годного стоп-моушна со всего света.

Кадр из мультсериала Губка Боб Квадратные Штаны. Источник: Nickelodeon

Надеемся, что вы всё посмотрели, а то будет казаться, что кадр из «Губки Боба» тут не в тему! Фил Типпетт (как и Пол Тиббит), конечно, крут, но мы нашли ещё несколько безумных гениев стоп-моушна, так что если у вас есть желание окончательно добить свою психику — милости просим!

Ли Хардкэсл

Британец Ли Хардкэсл специализируется на пластилиновом стоп-моушне. В 2006 году аниматор завёл ютуб-канал и начал выпускать первые стёбные мультфильмы. В ранних работах Хардкэсла использовались игрушечные солдатики и экшен-фигурки, поэтому они напоминали эпизоды «Робоцыпа». Позже ютубер окончательно перешёл на пластилин.

Анимация дня. «Звёздные бои насмерть» в декорациях «Оскара»
Пластилиновые драки селебрити снова в моде.

В 2012 году Ли поучаствовал в хоррор-антологии «Азбука смерти» и снял для неё новеллу «Туалет». Уже там можно увидеть формирующуюся любовь аниматора к абсурдному юмору и немотивированному насилию. На YouTube героями Хардкэсла стали поп-культурные персонажи: нелепо умирающие миньоны из «Гадкого Я», Симпсоны в пародии на «Судную ночь» и пугающий аксолотлей Шрек. Мультипликатор частенько использует для своих скетчей пластилин Play-Doh, и мы не понимаем, почему в компании до сих пор не додумались об официальной коллаборации с ютубером!

Роберт Морган

Роберт Морган — ещё один британский мультипликатор, участвовавший в работе над «Азбукой смерти», но уже над её сиквелом. Его новелла Deloused обладает всеми характерными чертами стиля аниматора: безэмоциональные розовые человечки, замороченные «линчевские» сюжеты и тяжело расшифровываемые символы, как в «Голове-ластике», а также постоянная гнетущая атмосфера.

Из представленных режиссёров Морган ближе всех подобрался к Типпетту и «Безумному Богу». Зрителю всегда мерзко, но любопытно добраться до сути, а режиссёру тем временем весело: он сфокусирован на творческом процессе и не задумывается над значением собственных короткометражек.

Кадр из мультфильма Bobby Yeah. Источник: blueLight

Ян Шванкмайер

В детстве чешскому режиссёру Яну Шванкмайеру подарили маленький кукольный театр, и тут всё завертелось! Подросший постановщик умело жонглировал пластилиновым стоп-моушном, покадровой съёмкой и перекладкой в духе анимаций для «Монти Пайтон» от Терри Гиллиама, но его страстью всегда была именно кукольная анимация. Шванкмайер игрался с перспективой и монтажными склейками, менял местами свойства живых и неживых объектов в кадре и критиковал общество потребления в сценариях. Фильмы режиссёра с анимационными элементами напоминают криповые советские мультфильмы, которые можно было поймать в шесть утра по федеральным каналам. И если вы считаете Грута из «Стражей галактики» милым, то ни при каких условиях не смотрите «Полено» Шванкмайера!

Кадр из фильма «Полено». Источник: Athanor

Синъя Цукамото

Если вы наивно полагали, будто гуро — это самое жуткое, что японцы придумали на фоне урбанизации страны, то рекомендуем вам ознакомиться с азиатским технофетишизмом. Одним из пионеров жанра стал Синъя Цукамото, наснимавший кучу фильмов вроде «Тэцуо, железного человека», в которых люди постепенно покрываются кусками металла. Обычно это какая-то странная болезнь, превращающая плоть в гайки, провода, пружины и алюминиевые трубы. На дорогой CGI у Цукамото денег не было, поэтому он использовал стоп-моушн, чтобы показать принудительную трансгуманизацию организма. Склейка — у человека выросли реактивные турбины вместо ног, ещё одна — на месте гениталий появляется бур. В «Киберпанке 2077» о таких имплатнах только мечтают!

Кадр из фильма «Тэцуо, железный человек». Источник: Kaijyu Theatres

А кому покадрово удалось шокировать вас? Делитесь громкими именами и пишите о любимых фанатах пластилина, кукол и таймлапса в комментариях!

Как создаётся шерстяная стоп-моушн анимация. Беседа с аниматором Матвеем Глазуновым
Наш подписчик рассказал, как самостоятельно создал стоп-моушн мультфильм.

Пишу о поп-культуре здесь, пока мейджор-лейбл не выкупит мой нёрдкор-рэп про Шрека и Маппетов

Читайте ещё
Понятно