Liquid TV — 30 лет. Вспоминаем лучшее: от пилота «Бивиса и Баттхеда» до дебюта «Эон Флакс»

Лёша Абанин

Детишки, садитесь поудобнее, сейчас деда Лёша расскажет вам о тяжёлых, но вдохновляющих на надежду временах, когда СССР ещё не распался, а общедоступный интернет (точнее система www) только начал появляться для частного пользования. Это было щемящее время тотального безденежья, но приближающейся свободы. Как вы уже могли понять, ребятушки, хочу я вам поведать о лете 1991 года, когда сумасшедший американский MTV решил в которой раз перевернуть игру и дать мощный пинок (который на своих задницах любители мультсериалов ощущают до сих пор) всей индустрии взрослой анимации. Именно тогда, летом, ровно 30 лет назад в эфир вышла программа Liquid TV, она же «Жидкое телевидение».

Чтобы с самого начала вас заинтересовать, тем более не факт, что вы что-то о ней слышали, сразу скажу, насколько это важная программа. Liquid Television — прародитель всего лучшего, что есть во взрослой анимации. Оно прямо или косвенно дало вдохновение Межгалактическому телевидению из «Рика и Морти», мультсериалу «Робоцып», вайбу всего [adult swim] и экспериментам в мировой рекламе 90-х. Liquid TV показал, какими должны быть анимационные альманахи, да и в целом перепридумал этот жанр, поставив его на поток, заодно послужил отправной точкой для нескольких легендарных тайтлов и показал, что анимация может быть любой. Жаль, многие современные сборники забывают о своих «предках». Да, второй сезон сериала «Любовь, смерть и роботы», я на тебя намекаю.

Кто хуже: второй сезон «Любовь. Смерть. Роботы» или его зрители?
Разбираемся, почему вторая часть альманаха зашла не так сильно, как первый том

А теперь давайте перейдём к сути. «Жидкое телевидение» — это, как вы уже могли понять альманах или просто сборник оригинальных мультфильмов и анимационных сериалов. Большинство из них были созданы инди-художниками специально для этого шоу. Некоторые — были куплены у различных фестивалей, в первую очередь у Фестиваля анимации Спайка и Майка.

Программа просуществовала с 1991 по 1995 годы. Всего было три сезона и 22 эпизода, каждый из которых состоял из десятка короткометражек (их количество варьировалось от серии к серии из-за разного хронометража, но каждый эпизод в итоге шёл в районе получаса). Причём самое забавное было в том, как эта программа начиналась (выходила она, конечно, ближе к вечеру) — не после рекламы или стандартной заставки, как обычно. «Жидкое телевидение» как бы «разжижало» по середине один из музыкальных клипов, который шёл в это время по MTV, и стартовало максимально внезапно, настраивая на уникальную атмосферу и стиль.

Но, думаю, хватит уже демагогии — поговорим о конкретных мультфильмах, которые были либо самыми заметными, либо двигали индустрию вперёд, либо сами потом стали популярными, отделившись от Liquid TV. Так что если не хотите смотреть всё целиком, начните с этих серий.

Самый первый эпизод

Первая серия сразу же погружает в гротеск и сюрреализм, напоминая о российской рекламе журнала «ТВ Парк» из 90-х. Причём первая короткометражка — Soap Opera "A Steamy Scene" — даже не мультипликационная. Это пародия, как вы уже поняли из названия, на мыльные оперы с мылом в главной роли: вот твёрдое мыло в роли Полли, вот диспенсер Джад, а вот кусок мыла в форме розочки по имени Рози, ну и тому подобное. А далее уже разыгрывается романтическая сцена с сериальным светом и озвучкой с предыханием. И это, кстати, не единственная серия — в других эпизодах мыльные герои будут возвращаться ещё много раз.

После него всратейшая 3D реклама сухих завтраков, безумно круто нарисованный нуар-детектив Invisible Hands, реалистичное аниме без слов «Эон Флакс» (о нём чуть ниже), «Театр фигурок из палочек» с простыми человечками, нарисованными карандашом на линованной бумаге и так далее. В общем, просто включайте уже.

Дебют «Эон Флакс»

Вы точно что-то слышали об «Эон Флаксе», потому что франшиза за 30 лет существования действительно стала культовой. В первую очередь любители анимации вспоминают авангардный научно-фантастический мультсериал, который выходил на MTV в 1995 году, как stand-alone проект с десятью получасовыми эпизодами. Позже, получив большую популярность, «Эон Флакс» был адаптирован под комиксы, игру на PlayStation 2 и полнометражный фильм с Шарлиз Терон в главной роли, который вышел уже через 10 лет после премьеры сериала.

Но вообще всё началось в 1991 году, когда режиссёр, сценарист и аниматор Питер Чунг (больше всего известный всем по работе над «Аниматрицей») принёс пилот будущего хита как раз на Liquid TV. Тогда самый первый эпизод уже имел в себе все детали, за которые франшизу и прозвали культовой: мир постапокалипсиса после экологического краха, главная героиня Эон — суперубийца-акробатка в кожаном купальнике, брутальные злодеи и ни одного диалога на фоне перманентных захватывающих схваток.

Питер Чанг так объяснял немой выбор повествования: «Возможно, на это повлияло то, что я очень много времени потратил на просмотр японской анимации, у которой не было перевода, и я просто пытался понять истории через визуал. Это как будто заставляет тебя более активно включаться в происходящее. Но и многие мои любимые режиссёры работают именно так: Хичкок, Кубрик, Антониони. Они очень тонко рассказывают историю через визуальные приёмы».

Старт карьеры Майка Джаджа: «Бивис и Баттхед» и «Офисное пространство»

Режиссёр, продюсер, актер, сценарист, аниматор (он реально вообще всё умеет) Майк Джадж сейчас уже известен всем фанатам поп-культуры: он снял «Идиократию», создал сериал «Силиконовая долина», нарисовал «Царь горы» — и это лишь малая часть его заслуг. Но начинал он именно с Liquid TV, когда за его плечами не было ни единого продукта. Джадж, если честно, после университета вообще работал инженером-испытателем электроники и играл на бас-гитаре в группе.

Но в 1989 году после судьбоносного похода в кинотеатр, где он увидел какую-то анимацию, Джадж решил сам создавать мультипликационные короткометражки. Самый первый его фильм «Офисное пространство» был показан на фестивале анимации в Далласе и сразу приобретён для показа в Liquid TV. Одержимый степлером сотрудник среднестатистической компании Милтон позже лёг в основу одноимённого полнометражного фильма, который тоже снял Джадж.

На этом он естественно не остановился и через год снял две небольших короткометражки: «Бейсбол лягушкой» и «Мир, любовь и понимание» о «двух дебилах, которые сами себе доставляют неприятности». Именно в них впервые и были показаны те самые Бивис и Баттхед. Они тоже были показаны в Liquid TV, после чего MTV заказало снять несколько полноценных сезонов о тупых подростках.

Ну а дальше вы и сами всё знаете: безумная популярность, восемь сезонов, два ребута, полнометражка, несколько сайд сериалов («Дарья», например), компьютерные игры и музыкальные альбомы.

Наработки будущей «Новой жизни Рокко»

К началу 90-х уже достаточно известный в узких кругах аниматор Джо Мюррей нарисовал для Liquid TV короткометражку "Trash-O-Madness", которая рассказывает о валлаби (сумчатое млекопитающее из семейства кенгуровых) по имени Рокко, для которого повседневные и рутинные события вызывают большую тревогу (согласитесь, жиза).

Достаточно быстро эти зарисовки стали частью пилотного эпизода мультсериала «Новая жизнь Рокко», который в течение четырёх лет с 1993 года выходил на Nickelodeon и даже был номинирован на «Эмми». Уже спустя 25 лет компания объявила о перезапуске мульта в виде полнометражки. Что важно — Джо Мюррей продолжал быть шоураннером и главным идейным вдохновителем. И в августе 2019 года этот спешл вышел на Netflix.

Не новичками едиными

Читая этот материал, может показаться, что MTV просто скупало работы никому не известных авторов, помогая им строить свою карьеру (что в основном так и было, конечно), но не только. На Liquid TV, например, показывали короткометражки мультипликатора Билла Плимптона, который к запуску передачи уже был номинирован на «Оскар» за мультфильм "Your Face".

Но MTV и ему тоже дали буст в карьере. На деньги от продажи своих короткометражек Плимптон создал собственный анимационный полный метр The Tune, каждый кадр в котором (внимание!) был отрисован вручную одним человеком. Что? Да! Вообще Билл Плимптон — абсолютно легендарный и недооценённый мультипликатор, обязательно ознакомьтесь с его работами (если лень, хотя бы посмотрите клип "Heard 'Em Say", который он сделал для Канье Уэста).

Перезапуск

«Жидкое телевидение» было закрыто в 1995 году после трёх больших сезонов, после чего были выпущены VHS кассеты со сборниками лучших мультов, но в целом о проекте больше не вспоминали. Лишь в 2014 году MTV (который уже был совсем не тот) решил поиграть на ностальгии выросших миллениалов и перезапустить проект.

Новые короткометражки выпускались не только в эфир, но сразу на сайт и YouTube (поэтому «свежие» эпизоды можно спокойно найти и легально смотреть сейчас, но нельзя вставлять сюда, поэтому кликайте на эту ссылку), именно поэтому проект назывался Liquid Television Online, но, к сожалению, просуществовал всего несколько месяцев.


В конце хотелось бы подвести какой-то итог, добавив в материал немного пафоса в стиле «Знайте матчасть, изучайте истоки ваших любимых мультсериалов и прочее-прочее», но я, пожалуй, не буду. Отмечу лишь, что лично я получил огромное удовольствие, посмотрев все выпуски «Жидкого телевидения» от начала до конца. Это не просто сборник каких-то рандомных анимаций, это действительно мощные, красивые и часто экспериментальные работы, которые сейчас всё ещё смотрятся на одном дыхании.

Родился, пока не умер. Этим и интересен

Понятно