Рекап шестой серии пятого сезона «Рика и Морти»

Артём Нечаев

Шестая серия пятого сезона целиком и полностью посвящена Америке и её внутренним проблемам. Авторы ушли не слишком глубоко, чтобы юмор остался понятным зрителям из других стран, но какой-то базис всё равно нужен (нет, не размер госдолга США). И тут как раз рекап под рукой!

Кадр из «Рика и Морти» / [adult swim]

Серия называется Rick & Morty's Thanksploitation Spectacular, и главное слово тут — «thanksploitation». Это смесь Дня благодарения (Thanksgiving) и слова «эксплуатация» (exploitation): основа эпизода лежит в критике того, как политики и не только используют праздник в своих целях. Забавно, что серия вышла не в четвёртый четверг ноября: так «Рик и Морти» используют тему праздника, но не сам праздник. И на этой почве идёт деконструкция «Американской исключительности» — понятия, лежащего в основе государственности США, название которого говорит само за себя.

Начинается эпизод как раз с того, что Рик с улыбкой на лице разбивает бюст Томаса Джефферсона — третьего президента США и, возможно, самого скандального из отцов-основателей (рабовладельчество и всё такое). Главные герои пришли в Национальный архив Америки, чтобы выкрасть Конституцию США (привет, Кейдж) с картой Гробницы Нового Мира. Точнее, Рик и Морти планировали отправиться на весёлую охоту за сокровищами — видно, как дед развлекается, пшикая мочёй на стражников и разрезая лазером надпись “In God We Trust”.

Кадр из «Рика и Морти» / [adult swim]

Но Морти снова прокололся, случайно уничтожив и Конституцию, и монумент Линкольну, и Колокол Свободы, и Статую Свободы (что баллистически невозможно, потому что эти объекты находятся не на одной линии, но это уже детали). Тут же выясняется, что внутри Статуи Свободы был французский робот-захватчик — так нам напоминают, что один из главных символов Америки был создан не американцами. А прямо перед титрами выясняется, что это всё произошло в День Благодарения.

Армия США тут же окружила дом Смитов и установила блокировщик порталов (но это, судя по всему, не важно, потому что он не работает, ведь Рику и Морти удалось вырваться из окружения без палева). Учёный говорит по телефону с президентом, и их диалог выстраивается как мем про Devil May Cry — просто бесконечный обмен «фак ю» иначе известный как «меряться членами» (Саммер уловила это мгновенно). Глава США называет Рика террористом, и тут вспомните древний прикол про то, что если долго произносить одно и то же слово, оно потеряет смысл. Деконструкция продолжается: в основе многих аспектов государственности США лежит Война против терроризма, а как можно бороться с тем, о чём ты не имеешь чёткого представления.

Кадр из «Рика и Морти» / [adult swim]

Мы внезапно узнаём, что Рик уже долгое время превращает себя в индейку, чтобы получить помилование от президента — известная традиция, по которой одну индейку оставляют в живых, попутно отпуская все грехи (хотя какие вообще могут быть грехи у индейки?). Перед нами аналог Хэллоуина из сериала «Бруклин 9-9» — эпизода-состязания, в котором герои каждый год соревнуются в попытках выкрасть тот или иной приз. Только вот авторы «Рика и Морти» не стали делать из этого постоянный гэг, а просто показали кульминацию этих «индейковых игр».

Кадр из «Рика и Морти» / [adult swim]

Рик и президент объясняют свои планы, которые превратились в многослойные попытки переиграть друг друга. Тут же мы знакомимся с государственным аналогом Саммер — вице-президентом (вроде как его образ не списан ни с кого конкретного), который называет Рика бойфрендом главы США, требует переключить внимание на нападение Франции на Нью-Йорк и вроде как пытается действовать в интересах страны. Но президент тут же рушит этот образ «хорошего политика», потому что признаётся, что держит вице-президента в администрации лишь для его десяти процентов голосов.

Шутка сложная: она и про то, что некоторые политики нужны лишь для картинки, и про то, что президента волнуют лишь выборы, и про расизм вдобавок. Интересно, что десять процентов — это базовая ставка агентов актёров во Франции и не только (так даже сериал назвали), так что возможно тут авторы «Рика и Морти» вдобавок сравнивают политику с шоу-бизнесом.

Кадр из «Рика и Морти» / [adult swim]

Президент забивает на Нью-Йорк (снова многослойный прикол про то, сколько раз на город нападали в фильмах и насколько его образ важен для Америки) и начинает индюшачью операцию. Мы знакомимся с максимально клишированным солдатом: жена беременна и не отпускает его, он готов пожертвовать всем ради страны, водит пикап, зависает в баре и т.д. Смотрите, как разрушается образ американского солдата, сформированного фильмами в головах людей. Кстати, важно отметить, что нам уже второй раз за сезон показывают, что вся планета в курсе похождений Рика и Морти.

Кадр из «Рика и Морти» / [adult swim]

Солдат превращают в индеек, и очень хотелось бы увидеть какое-нибудь расследование американского ютубера о том, сколько президент потратил на строительство огромной лаборатории и мерение членами. Планы Рика и главы США начинают исполняться, как и было задумано, так что не будем долго разбирать, отметим лишь несколько штук: авторы шутят про «ружьё Чехова» — слова «это будет важно позже» прекрасно заменяют лишние лекции о том, как работают чипы; операция солдат-индеек перерастает в калейдоскоп тропов из фильмов про военных; драка Рика и индейки напоминает противостояние Питера Гриффина и Петуха Эрни; Морти получает пощёчину вместо Рика.

Президент понимает, что Рику удалось замаскироваться под индеек, и, как только учёный видит, что соперник на шаг впереди, он начинает паниковать. Дед явно боится президента Америки, но серьёзно или по приколу, непонятно. Глава США быстро находит Рика и предлагает отпустить его, если тот признает, что его член меньше. Но дед прекрасно понимает свою ценность для Америки — он делает страну, в которой живёт, лучшей и играет на этом, грозясь переехать в Канаду, но безуспешно. Надо было угрожать переехать в Россию, тогда президент сразу бы сдался.

Кадр из «Рика и Морти» / [adult swim]

Начинается хаотичная драка, в ходе которой мы узнаём, почему был важен чип и что Франция захватила Нью-Йорк. То есть Америка буквально воюет с другой страной, а президент тем временем удовлетворяет своё эго. Не нравится такой президент? Получайте нового, скрещенного с индейкой. Настоящий же отправляется с Риком и Морти в логово FDR — Франклина Д. Рузвельта. Коротко пробежимся по гэгам с этим президентом: фраза «Единственное, чего стоит бояться — это я» отсылает к известной цитате Рузвельта «Единственное, чего стоит бояться — это страх»; Новый Курс на убийство — отсылка к Новому Курсу, который увеличил контроль власти над экономикой после Великой Депрессии; а реплика Морти про беседу у камина отсылает к одноимённой серии обращений президента к народу по радио.

Кадр из «Рика и Морти» / [adult swim]

Лжепрезидент тут же начинает пользоваться своей властью: пилит собственную армию, подкупает Конгресс и мгновенно продаёт Нью-Йорк Франции. Последнее, кстати, можно считать его лучшим поступком, потому что он предотвратил пролитие американской крови — президентам исторически сложно признать поражение в войне, а люди-то продолжают гибнуть. Плюс, просто представьте себе серьёзное заседание главного управляющего органа страны с голым президентом в центре зала — чем вам не деконструкция Конгресса? Причём собрание тут же избирает нового президента, по идее не имея на это права (хотя в истории вроде не было случаев с клонированием глав государств, так что случай уникальный, признаём).

Кадр из «Рика и Морти» / [adult swim]

Главные герои сбегают (президент даже протягивает руку Рику, но тот отказывается) в гараж Смитов, где почему-то рядом с запасной одеждой Рика, Морти и Саммер висят костюмы главы США — неужели они уже тусили с учёным? Мерение членами переходит в демагогию: Рик говорит, что президент занимается ненужной фигнёй, президент говорит, что сохраняет спокойствие его жизни. Морти пытается их прервать, потому что они оба и правы, и неправы, чем вызывает гнев президента. Тут появляется Бет, которая после серии с инцестом имеет некоторую власть над чувством вины главы Америки, и приглашает всех за стол.

По телевизору показывают ремейк «Волшебника страны Оз» режиссёрства Чарли Кауфмана — сцена с пугалом отсылает к фильму «Адаптация», в котором Кауфман вписал себя, пишущего сценарий фильма, в сценарий фильма (а играет его там Кейдж, уже дважды упомянутый отсылками в этой серии). Внезапно Джерри набирается смелости и с подачки Саммер наезжает на президента. Тот легко отражает его нападки, Рик кекает над зятем, и тут происходит переломный момент — у президента и учёного появляется общий «враг» (плюс враг без кавычек в виде президента-индейки). А когда глава США узнаёт, что Рик лишь хотел найти Гробницу Нового Мира, он понимает, что тот веселился, и расплывается в любящей улыбке.

Кадр из «Рика и Морти» / [adult swim]

Чтобы пробраться в Гробницу, героям потребуется завербовать «деревенщин» — так президент называет солдат, что слегка так показывает его истинное отношение к своим войскам. Тут авторы одной фразой предлагают новый базис для постройки всего того, что они разрушили в этом эпизоде: «Недоверие президентам — обязанность патриота». А после глава Америки толкает бессмысленную речь в стиле Джеффа Уингера, героя другого сериала создателя «Рика и Морти» Дэна Хармона «Сообщество» (один из актёров которого, кстати, озвучил президента).

Дальше шутка про расизм: бармен понял, что не заметил отличия темнокожего президента от темнокожего президента-индейки, потому что считал их на одно лицо, и понял, что расист. Это нападение на новое американское общество, в котором люди могут считать, что они за равенство и всё такое, но внутри, сами того не осознавая, быть расистами.

Кадр из «Рика и Морти» / [adult swim]

Спустя одну шутку про АТ-АТ из «Звёздных войн» начинается лютый замес у Монумента Вашингтону, где лжепрезидент превращает индеек в суперсолдат, подозрительно похожих на члены со спины. Главные герои с трудом пробиваются к Монументу Линкольну, где сокрыта Гробница Нового Мира, в которой на самом деле хранится главный секрет Америки.

Видите ли, в мире «Рика и Морти» некоторое время на американском континенте правили гигантские индейки (шутка про то, что динозавры могут быть пернатыми). Люди не могли их одолеть, но им помогли две враждующие группы пришельцев, которые приземлились на Землю, объединились ради общей цели и уничтожили индеек. В этом контексте получается, что раз в году американцы массово едят трупы своих врагов.

Кадр из «Рика и Морти» / [adult swim]

Звучит прекрасное «Оу, они любят друг друга» Морти, которое высмеивает классический троп, по которому пошёл и этот эпизод мультсериала. Странно, что авторы решили усидеть на двух стульях — одновременно и усмехнуться, и воспользоваться — но они вроде как проговаривают, что этот троп не из плохих, так что простим. В любом случае, даже нам приятно видеть, как президент снова дружится с Риком и всё-таки даёт ему помилование.

Начинается последний замес, в котором президенту предстоит столкнуться со своим клоном, пока Рик и Морти летят за Монументом Вашингтона в космос. Учёный снова прокалывается, доверив внуку решить проблему, а внук снова прокалывается, уничтожив Монумент, поцарапав Луну и обрезав флаг США на ней. Президент тем временем убивает лжепрезидента с помощью кукурузы (в этом наверняка есть какой-то смысл, но в голову приходит только Хрущёв). Но злодей, всё ещё являясь действующим президентом Америки, становится террористом-смертником — как вам такая деконструкция?

Кадр из «Рика и Морти» / [adult swim]

Мы коротко слышим все главные моменты жизни президента, пока она проносится у него перед глазами: в ней Америка занимает удивительно мало места, а большая часть отдана под PlayStation. Война с индейками окончена, и глава США просит пришельцев (которые, получается, настоящие отцы-основатели) дать стране ещё один шанс. Тут же он раскрывает, что всё технологическое превосходство, благодаря которому Америке удалось стать светочем «Свободного мира», оказалось инопланетного происхождения.

Как суммирует Морти, всё, что лежало в основе государственности США, оказалось ложью. Всё, что, по мнению американцев, делало их величайшей нацией на планете, было сделано не ими. Образ доблестного солдата, который гордо стоит на страже порядка в головах американцев, был всецело сформирован пропагандой в кино. Даже президенту, якобы олицетворяющему превосходство Америки, глубоко насрать на страну и всё, кроме выборов и размера своего члена. Нам, конечно, сложно в полной мере понять юмор в сторону американской политики, но «Рик и Морти» рисуют понятную всем картину, которая почему-то удивительно напоминает реальность.

Кадр из «Рика и Морти» / [adult swim]

P.s. Коротко про сцену после титров: в ней высмеивается «новое кино про военных» с его тропами:  бедность, несмотря на подвиги, посттравматический синдром и отсутствие медицинской поддержки, каждый из который есть, например, в том же «Соколе и Зимнем Солдате».

P.p.s. В серии было замечено два анимационных косяка. Кто-то подрасслабился.

Смотрю мультики и играю в игры по работе. Иногда даже пишу о них.

Понятно