«Сообщество» Дэна Хармона — предсказатель современной поп-культуры

Артём Нечаев

17 сентября — день рождения одного из лучших ситкомов всея ситкомов, о котором многие даже не слышали. Речь идёт о «Сообществе» (Community) Дэна Хармона, одного из создателей «Рика и Морти». Ситком этот абсолютно великий и важный для киноиндустрии в целом, и сейчас мы вам расскажем почему.

Для начало немного экспозиции: сюжет крутится вокруг группы студентов общественного колледжа в Америке (в таких местах учатся люди всех возрастов). Состоит она из ну уж очень хорошо проработанных и разных персонажей, в которых невозможно не влюбиться — от суперприлежной ученицы-трудоголички, прошедшей через рехаб, до ворчливого старика-расиста, у которого с головой уже не всё в порядке. Начиналось «Сообщество» как обычный ситком с абсурдными ситуациями и довольно умными шутками, а ближе ко второму сезону сериал нашёл свой уникальный язык (очень похожий на «Рика и Морти», но о нём чуть позже), который вывел его на невероятный уровень популярности.

Общество метазависимых

Один из лучших персонажей (кого мы обманываем, они все лучшие) — подросток Абед, который страдает психическим расстройством (диагноз мы не будем ставить) и обожает кино. Из-за своего неумения адаптироваться в обществе, он смотрит на людей через призму кинематографа, постоянно генерируя лучшие отсылки в истории отсылок. А ещё он просто обожает выходить на метауровень.

«Сообщество» вообще начало заниматься разрушением четвёртой стены ещё до того, как это стало модным. Причём делало оно это практически в каждой серии и каким-то невероятным количеством способов. То Абед превратится в Чарли Кауфмана и затянет всех вокруг в воплощение фразы «вся жизнь — театр», то сериал прямо вместе со зрителями будет переживать свой финал, то персонажи внезапно заметят, что они почему-то стали нарисованными, а не сыгранными. И это мы ещё не говорим о том, что Абед почти всегда вслух проговаривает тропы, по которым пойдёт дальше та или иная серия.

Хармон буквально предсказал моду на разрушение четвёртой стены, чем сейчас не занимается только ленивый. Более того, он делал это чуть ли не всеми возможными способами, поэтому дальше создателям кино и сериалов осталось только копировать его. Так что если вам нравятся такие штуки и вы всё ещё не смотрели «Сообщество», то как так вообще?

Фанаты = оружие

Ещё одна фишка-предвестник — это вепонизация фанатов в общении со студиями. Сейчас уже никого не удивить тем, что какой-то хэштег спас тот или иной сериал (как было, например, с «Люцифером»). Но «Сообщество» вывело это на новый уровень простой формулой: «шесть сезонов и фильм», которая впервые прозвучала в последние минуты третьего сезона.

Для контекста: ровно после окончания третьего сезона с проекта прогнали Дэна Хармона (вроде из-за какого-то секс-скандала, но не будем в это углубляться, хотя это тоже в определённом роде предвестник). #SixSeasonsAndAMovie было его наследием — таким образом он завещал своему шоу долго жить, потому что был прекрасно осведомлён преданностью его фанатов.

В итоге четвёртый сезон получился провальным, и из-за гнева фанатов Хармона вернули на пост шоураннера. Он создал ещё два сезона, причём последний тоже был спасён фанатами — после пятого «Сообщество» хотели закрыть, но его выкупил Yahoo для своего нового стримингового сервиса (который, кстати, умер, как только закончился сериал). Хэштег до сих пор живёт, в интернете всё ещё идут разговоры о фильме, а недавняя популярность сериала на Netflix подаёт фанатам надежды.

Галкин, ты в порядке?

О чём вы думаете, когда слышите слово «пародия»? После просмотра «Сообщества» у вас будут как минимум десятки вариантов для ассоциации с этим словом. Мы бы даже сказали, что этот сериал поднял жанр пародии с колен. Они стали как раз тем языком, на котором Хармон общался со зрителями — в первом сезоне одной из лучших серий стала пародия на «Славных парней» (только вместо мафии там был повар, который готовил куриные стрипсы).

Со второго сезона «Сообщество» плотно пустилось в издёвки над жанрами, клише, сценарными тропами, фильмами и сериалами. Серьёзно, вы можете назвать практически любой фильм, а мы скажем, в какой серии «Сообщества» его пародировали. Причём Хармон делал это настолько смешно, что лучше просто некуда. Да и сами ситуации, которые позволяли им пародировать знаменитые фильмы, просто гениальны.

Например, была серия, которая идеально воспроизвела классические тропы фильмов про запуск человека в космос. Только вот там никого никуда не запускали, серия была завязана на симуляции полёта. Группа студентов оказалась заперта в фургоне-аттракционе KFC «Полёт в космос с полковником Сандерсом», но в итоге они прошли через нечто, максимально близкое к настоящему полёту (один из них даже поехал кукухой и попытался всех убить, как полагается).

Неженкам тут не место

Ну что, пришло время поговорить про SJW и политкорректность, но мы коротко, обещаем. Вообще, мы бы посоветовали посмотреть «Сообщество» всем фанатам срачей про толерантность, феминитивы, инклюзивность и т.д., потому что сериал умудрился пройтись по всем этим темам задолго до того, как они стали мейнстримом.

Как минимум оцените разнообразный актёрский состав, который прям располагает к освещению этих тем. У всех разные религии, а ещё в сериале есть персонаж декана, который представляет тематику нетрадиционных сексуальных ориентаций, плюс тут есть тот самый старик-расист, через которого расизм разносят в щепки. Всех тем и не перечислить, но они тут реально ВСЕ.

Вдобавок Хармон настолько тщательно подошёл к формулировке своих высказываний, что даже серия про религии заканчивается дракой, но эта драка — ради единства конфессий. Г Е Н И А Л Ь Н О

Истоки «Рика и Морти»

Вот мы и пришли к самому сочному — «Рику и Морти». Этот мультсериал сам по себе нехило так влияет на индустрию анимации и кинематографа, но он очень во многом был определён «Сообществом». Хармон притащил в свой совместный с Джастином Ройландом мульт всё, о чём мы писали выше, и если вы смотрели «Рика и Морти», то сами заметили кучу параллелей.

Фанатам «Рика и Морти», может, пока и не пришлось спасать свой любимый мультсериал, но он точно один из самых громких в интернете. О том, насколько изысканно мульт ломает четвёртую стену, можно говорить часами (одна серия с Поездом Историй чего стоит) — это явно одно из главных хобби Хармона. Ну и очевидно, что многие серии «Рика и Морти» — те же самые пародии на знаменитые фильмы и сериалы, просто сделанные в научно-фантастической манере и с большими возможностями (хотя «Сообщество» при скромном ситкомном бюджете умудрялось вытворять такое, что мама не горюй). А по поводу политкорректности: в мульте Хармон стал только жёстче высказываться на эту тему (актуальность помогает), но его мнение в принципе совпадает с тем, что он транслировал в «Сообществе».

Пейнтбол — батя «Форсажа» и Marvel

Предпоследнюю часть оставим тут в качестве интересного факта. Первым взрывным эпизодом «Сообщества» стало «Современное военное искусство» — серия, в которой весь кампус колледжа превратился в место боевых пейнтбольных действий, потому что приз за победу в фановом активити оказался слишком большим. Это чуть ли не лучшие 20 с лишним минут в истории ситкомов.

Так вот, к созданию первого пейнтбола приложил руку Джастин Лин, и это настолько его прославило, что под его крыло отдали всю франшизу «Форсажа». А в следующих сезонах за пейнтбол отвечали братья Руссо, которые после отправились снимать кино про Капитана Америку, а в итоге стали авторами самого кассового фильма в истории (речь о «Мстителях: Финал»).

Чернее зеркала

Хотите верьте, хотите нет, но «Сообщество» опередило «Чёрное зеркало». Помните эпизод из третьего сезона о приложении, в котором люди могли ставить друг другу оценки? Так вот, в пятом сезоне «Сообщества» была серия «Разработка приложений и приправ», в которой в колледж приехали разработчики приложения с оценками людей и решили провести тест.

Буквально за несколько дней кампус превратился в оруэлловскую антиутопию — люди разделились на касты по уровням популярности, начался полный хаос, не будем вдаваться в подробности. Можно, конечно, насесть на желтизну и начать орать, что «Чёрное зеркало» украло идею у «Сообщества», но дело совсем не в этом (плюс идея не самая новая).

Прикол в том, что через юмор Хармон раскрыл проблемную тематику гораздо глубже, чем «Зеркало» через нагнетание ситуации. Второй сериал как раз позже начнут винить в том, что он демонизирует технологии и прогресс, когда проблема, на самом деле, в людях. И «Сообщество» донесло эту мысль настолько чётко, что это ваше «Чёрное зеркало» даже рядом не стояло.

Смотрю мультики и играю в игры по работе. Иногда даже пишу о них.

Понятно