Прочитав о культовых героинях нулевых, вы наверняка вспомнили про Лилу — загадочное и неповторимое «высшее существо». В рамках нашего тематического месяца «Киногерои с плакатов» разберём историю создания и особенности образа полюбившейся нам в детстве персонажки «Пятого элемента».
Многие готовы в сотый раз пересматривать «Пятый элемент» не только из-за очаровательного Брюса Уиллиса в роли Корбена Далласа, но и загадочной и бесстрашной героини Лилу. Чем же так привлекает эта инопланетная девчонка?
Идея образа персонажки
Пятый элемент или Лилу — это составная часть оружия, способного противостоять злу в лице Мистера Тьмы. Лилу — искусственно созданное, так называемое мессианское «высшее существо», просыпающееся раз в пять тысяч лет, чтобы бороться с силами зла. Лилу владеет рукопашным боем, а также обладает повышенной физической силой и устойчивостью к травмам. Неуязвимость — характерная черта героини, которой она контрастирует с привычными женскими образами поп-культуры нулевых.
Лилу — образ из комикса, который Бессон создал будучи подростком, травмированным разводом родителей и желавшим создать свой фантастический мир и персонажей. «Я не хотел делать большой голливудский комикс, как Marvel или типа того, где пропагандируют всемогущество Америки… Мне хотелось наделить силой какого-то другого персонажа, показать людям новый образ», — объясняет Бессон.
Отдельного внимания заслуживают луки героини. За костюмы отвечал модельер Жан-Поль Готье. И если с белым топом, полосатыми штанами и оранжевым элементом было несложно определиться, то над тем, в чём должна появиться героиня в момент своего рождения, художники по костюму хорошенько поломали голову. По одной из неофициальных версий, модельер вдохновлялся картиной художницы Фриды Кало «Сломанная колонна» (1944). В своём интервью Мила рассказывала, что идея с бинтами пришла в голову именно ей. В процессе съёмок актриса вдохновилась больничной накидкой. «Именно так мне и пришла в голову идея с бандажами», — призналась Мила. А Жан-Поль Готье воплотил идею в жизнь.
Почему Мила Йовович?
Хотя за спиной у Милы уже было около десяти фильмов («Женаты и с детьми», «Чаплин»), актрисе не сразу удалось получить роль. На первых пробах Мила Йовович не понравилась Люку Бессону: она показалась режиссёру зажатой и не способной раскрыть задуманный образ. Однако через несколько месяцев актриса подстроила «случайную» встречу с ним в гостинице, где Бессон увидел Милу в её естественном образе. Будучи ненакрашенной и одетой в своём, по словам актрисы, привычном винтажном стиле, ей удалось получить приглашение на повторные пробы. Мила рассказала, что Люк искал кого-то неординарного и на повторных пробах просил актрису делать странные вещи: например, танцевать так, будто не умеешь управлять своим телом. «Потом Люк сказал мне: “Ты Лилу, которую я искал”», — вспоминает актриса. Сам Бессон отмечал особенную внешность Милы: «Она может быть девушкой из прошлого и одновременно из будущего».
«Пятый элемент» принёс актрисе популярность и открыл дорогу в Голливуд: после выхода фантастического боевика на экраны Мила стала получать приглашения на съёмки в крупные проекты («Обитель зла», «Уцелевшая», «Опасное расследование», «Райские холмы»), а образ Лилу стал одним из самых узнаваемых.
Новая героиня в поп-культуре
Что выделяет Лилу среди других известных киногероинь того времени — она, будучи воскрешённым получеловеком, вбирает особенности нескольких противоположных образов сразу. В героине сочетаются художественная архетипичная дева-воительница (Мулан, Чудо-женщина) и дева в беде (героиня фильма «Принцесса и дракон»). Девушка на раз-два расправляется с толпой инопланетных монстров и сражается с Зоргом, но в то же время героиня нередко идёт на поводу у своих чувств и разочаровывается в людях, которых спасает.
Акцент на девственности — ещё одна особенность её образа. У многих персонажей Милы Йовович девственность так или иначе влияет на ход сюжета, и Лилу не исключение. Девственность объясняет ранимость героини: «Никогда без моего согласия», — именно этой фразой Лилу обозначает свои личные границы.
Несмотря на возраст Лилу (раз она просыпается спустя такие долгие промежутки времени, то лет ей, вероятно, немало), при её пробуждении она во многом превосходит современного человека. В фильме очень ярко показан контраст между Лилу и другими персонажами. Даже в эпоху прогресса — летающих машин и других причуд полностью автоматизированного бытия — Лилу превосходит людей в развитии и легко восполняет пробелы в знаниях: например, за несколько минут изучает историю пяти тысяч лет.
Через образ Лилу Бессон представил миру своё видение сверхчеловека (без отсылок к Ницше) и вместе с этим дал фору культивированным американским персонажам. Героиня обладает невероятной физической силой, а ради спасения всего живого она готова сражаться с толпой монстров и противостоять Мистеру Тьме. Такие персонажки — нечто новое для поп-культуры конца девяностых. В этом и заключается культовость образа героини — необычное сочетание фишек уже существующих образов: поразительные умственные способности, неуязвимость и в то же время человечность.