В Okko стартовала вторая глава сериала «Лихие» — семейной драмы Юрия Быкова в реалиях криминальных 1990-х. Почти год назад мы делали обзор на первую часть, а также брали интервью сразу у двух актёров: Анны Завтур и Аскара Ильясова. В этой статье рассказываем, как продолжение удивляет динамикой, затрагивает наследие в виде «Брата», идёт по стопам «Слова пацана» и, надеемся, завершает эпопею бандитской России в кино.
Пойманный майором Зозуляком (Евгений Харитонов) Женя Лиховцев (Егор Кенжаметов) даёт показания против себя и отца, признаваясь во множестве совершённых преступлений, чтобы спасти жену Лизу (Анна Завтур). Тюрьма грозит не только ему, но и всем членам группировки «Общак», которые в это время отбивают территорию от криминальных авторитетов других областей. Теперь задача героя не только избавиться от улик, но и выгородить себя перед бандой, узнавшей, что в коллективе завелась крыса.


Быков снимал сериал одним пулом, а потому решил не скакать сюжетно и начать вторую главу ровно с того момента, где закончилась первая. Попытка засчитана, но с нюансами: очень уж сложно вспомнить, кто кого и зачем убил 10 месяцев назад. Особенно после просмотренных «Слова пацана», «Детей перемен» и новинки сезона — «Путешествии на солнце и обратно». Казалось бы, сколько ещё можно говорить об этих ваших 1990-х? Вопрос остаётся без ответа: за сериалом Романа Михайлова, мастера магического реализма в России, Быков премьерит продолжение «Лихих», которое в очередной раз выходит не в то время.

Юрию и продюсерской группе, вместившей аж 16 лиц, в числе которых и сценарист прошлогоднего хита «Трасса» Олег Маловичко, и небезызвестный Александр Цекало, и сам Гавриил Гордеев (он же Гавр), уже второй раз удаётся попасть в собственный капкан. У команды дикое пристрастие выпускать сериал следом за громкими (иногда даже слишком) тайтлами. Так, первую главу затмило «Слово пацана», а перед второй помаячило уже упомянутое «Путешествие». Да, не перебило, но разговоров собрало, во многом благодаря Марку Эйдельштейну, звезде оскароносной «Аноры», в касте.
Идея о разделении сериала на две половины вызывала сомнения с самого начала. Как мы уже писали в 2024-м, «Лихим» нужно было выйти гораздо раньше. Первая часть тайтла чётко выделяла чёрное и белое: бывший егерь, а ныне бандит Лиховцев (Артём Быстров) «мочил» людей по кругу, привлекая к преступлениям старшего сына Женю, который сначала мочился в кровать от снов с трупами, а после стал лидером молодой части банды и уже не щурился при спуске курка.


В продолжении Олег Маловичко меняет его местами с собственным отцом Павлом. В прошлых сериях герой украл у бывшей жены Лизы (вместо Анны Завтур — Полина Максимова) сына и увёз его в тайгу. Персонаж Егора Кенжаметова и Евгения Ткачука становится одной из центральных фигур второй главы: обретает силу, власть, переполняется жесткостью. Таким образом, вместо трёх временных линий остаются две, в которых младший Лиховцев будет уже не ребёнком, а мужем и вышедшим из тюрьмы бандитом. Его детство мы уже вряд ли увидим, потому что закончилось оно после первого выстрела. Лиховцев Кенжаметова всё ещё борется за любовь, а персонаж Ткачука больше не верит в неё.
Быкову и Маловичко наконец удалось показать поколенческую драму, когда с возрастом меняется не только внешность, а в случае сериала — актёры, но и ценности с ориентирами. При этом разность характеров и визуала младшего Лиховцева в разные периоды времени до сих пор вызывает диссонанс: слишком непохожие типажи Кудряшов — Кенжаметов — Ткачук. Что касается Павла, его неизменно играет Артём Быстров, в третьем временном отрезке утопающий в пластическом гриме и морщинах. Его герой начал колебаться: сомневаться в правильности поступков и выборе уехать из деревни в Хабаровск, став частью группировки.
Новые эпизоды «Лихих» демонстрируют не тягу персонажей к лучшей жизни вроде квартиры в городе, машины и долларов в кармане, а их долг перед семьёй. И Женя, и Павел вынуждены переходить черту, чтобы спасти жизнь близких, иногда оказываясь в шаге от смерти. Тематически команда оправдывает деление сериала на две части: в первой герои переезжали в Хабаровск, во второй едут наводить порядки в Москву. С этого момента главным бандитом оказывается вовсе не Джем (Артур Иванов), подмявший под себя часть Дальнего Востока, а Тунгус (Филипп Янковский) — ветеран криминального мира, выбравшийся из тюрьмы на несколько дней, чтобы отметить юбилей и приструнить хабаровского босса. Однако настало время главарей периферии, которые за время отсутствия сильнейших выросли в аппетитах и набрались наглости, а потому война неизбежна.



В игру втянут и герой Аскара Ильясова — Ильяс, который вернулся в родные земли, чтобы заняться делами отца после его смерти. На мужчину ложится ноша — отомстить за смерть родственника любой ценой. Так, под его прицелом оказывается Краб, правая рука Джема (Александр Голубев), и Женя Лиховцев, который много лет назад спас его. Герой прибудет в Хабаровск с намерением поставить всех на место и начнёт медленно реализовывать план: сначала откажется продавать отцовский завод Джему, а после перетянет на свою сторону Лизу, жену младшего Лиховцева. Илья будет представлять новый социальный слой в России — образованных молодых людей, достигших высот не убийствами, а смекалкой и работоспособностью. Маловичко берёт за основу идею Балабанова: подобно Даниле Багрову, бандиты станут представителями потерянного поколения, которому неминуемо придёт на смену новое.

Вторая глава не уступает первой по уровню жестокости и кинематографичности: герои используют отрубленные конечности в качестве подарков друг другу, утопают в тенях, прячутся на общих планах бескрайней тайги и отзываются звенящим молчанием. Кадры всё ещё протяжны, а постельные сцены максимально обнажены и красивы. Несмотря на то, что за год сериал изрядно протух из-за темы, сложно оспорить преимущество его продолжения. Если во время первой части мы то и дело зевали и упрекали Быкова в шаблонности изложения, то вторую смотрим с интересом, пусть мастер и прямолинейно цитирует «Слово пацана» в некоторых сценах. Пока что первые четыре эпизода действительно выглядят семейной эпопеей о разрушении родственных связей, а не просто кровавой бойней. Посмотрим, что будет дальше.