17 октября в российских кинотеатрах вышла «Анора» (Anora). Это новая картина режиссёра Шона Бейкера, известного своими драматическими историями о жизни иммигрантов и секс-работников в Америке. Новый его фильм для отечественного зрителя представляет особый интерес, поскольку ключевые роли исполнили Марк Эйдельштейн и Юра Борисов. Рассказываем, почему картину сравнивают с «Красоткой» и заслужил ли фильм Золотую пальмовую ветвь в Каннах.
Главная героиня в исполнении прекрасной Майки Мэдисон («Крик») играет Анору. Она работает стриптизёршей в Бруклине, где умело разводит мужчин на деньги. Делает это девушка, конечно, чтобы выжить — в Америке всё стоит очень дорого, и приходится вертеться, в том числе проверяя собственные принципы на прочность. Однажды в клуб приходит молодой парень Иван (Марк Эйдельштейн), сын русского олигарха. Анору просят уделить ему время, потому что её бабушка родом из Узбекистана, и девушка с акцентом, но всё же говорит по-русски. Сексуальные танцы и флирт быстро приводят героев к постели. И вот Энни (девушка не любит своё полное имя) уже в особняке Вани, веселится с ним вдвоём и в компании друзей, на безумных вечеринках, где деньги текут рекой и не хочется думать о завтрашнем дне — а лишь наслаждаться моментом.
Фильмы Бейкера всегда построены вокруг простых людей — тех маргинальных слоёв общества, которые вынуждены работать на трёх работах ради выживания, а не жизни. Режиссёр показывает яркие события, которые дают этим людям силы двигаться дальше, их мечты, горести и маленькие радости. И «Анора» продолжает эту традицию, но немного меняет фокус. Девушка получает счастливый билет. Энни наслаждается проведённым с Иваном временем и постепенно проникается чувствами к этому сумасбродному парню. Но всё меняется благодаря одному из таких импульсивных поступков. Стоит им пожениться, как вмешиваются родители Ивана.
Оказывается, они готовы закрывать глаза на траты, приводы и наркотики, но свадьба в Вегасе с «проституткой» — это последняя капля. Папа с мамой летят в Нью-Йорк, а значит Ивану придётся за всё ответить. А пока — он решает оторваться в последний раз. А бедной Аноре придётся всё это разгребать, пытаясь понять, насколько её чувства взаимны и где вообще её место в разборках влиятельных русских.
Весь фильм — это ситуационная комедия. Бейкер подбрасывает героям квест, в котором Аноре в компании двух армян-помощников российской семьи — Гарника и Тороса (Ваче Товмасян и Карен Карагулян) — нужно найти её непутёвого мужа до утра. А помогает им молчаливый Игорь (Юра Борисов), больше похожий на гопника. Картина построена так, что каждые десять минут происходит нелепое и ироничное событие, заставляющее героев перекроить план по поиску Ивана, потом в перерыве они пытаются осмыслить, что с ними приключилось, а зритель искренне смеётся с этого контраста. Но магия фильмов Бейкера в том, что осознание жанра картины приходит в самом конце — на титрах. Ведь «Анора» на самом деле драмеди, которую смотреть весело, а вспоминать грустно, и хочется пойти обсуждать (а иногда даже осуждать) кино.
А ведь тут есть о чём поговорить! Как минимум о невероятном миксе языков (это фишка Бейкера — в «Мандарине», например, смешивался английский с китайским). В диалогах английский смешивается с русским и армянским («Иван-джан, вэр ар ю гоуин’?»). Акценты путают даже носителей языка, из-за чего некоторые слова герои по несколько раз проговаривают друг другу. И эта полифония увлекает своей натуральностью и экспрессией. Возможно, это лучшее изображение русских в американском кино за долгое время — именно того, как они себя ведут, говорят и жестикулируют. В герое Юры Борисова вы наверняка узнаете своих знакомых, а в поведении Тороса будете чувствовать близкий многим россиянам давящий страх перед начальством.
После просмотра хочется обсуждать и саму Анору. Девушка, оказавшаяся по уши «в лаве», быстро осознаёт, что на самом деле ей не рады в высшем обществе. Майки отлично передаёт эмоции своей героини и органично смотрится в образе. Ей сожалеешь и вместе с ней злишься, её хочется обнять и прижать к себе и в то же время с ней хочется спорить. И в паре с ней гармонично работает персонаж Юры Борисова — он пытается банально быть человечным с Анорой, и иногда одного лишь этого достаточно. Его Игорь, как и Энни, в шоке от всего происходящего. Он немногословен, но эмоционален, груб, но при этом удивительно чувствителен — к девушке. И эмоциональные качели, через которые она проходит, только ему одному удаётся притормаживать. Потрясающий дуэт.
Сценарий к «Аноре» Бейкер писал без своего коллеги Криса Бергоча, и это сделало фильм динамичнее. В нём постоянно что-то происходит, а больше всего запоминается долгое интро с представлением жизни Энни и её романа с Иваном. Фильм разгоняется, разгоняется и разгоняется перед неспешным, немногословным финалом, в котором зрителя сталкивают с известными и даже банальными истинами: мир жесток, «счастливый билет» — сказка, а любовь — чувство ситуативное и требующее проверки временем. Вот только Анора всё это узнала на личном горьком опыте.