22 марта на киноэкраны вышел новый полнометражный фильм-сказка «Летучий корабль». Стоит ли смотреть на очередное переосмысление шедевра советской мультипликации, разбираемся в материале.
«Летучий корабль» — это название, которое знакомо и детям, и поколению постарше. В 1979 году одноимённый мультфильм стал поистине всенародным хитом. Музыка Максима Дунаевского и тексты Юрия Энтина, экспериментальная анимация Гарри Бардина и любимые голоса современности, например, Михаила Боярского и Анатолия Папанова сработали как катализатор для запуска магического процесса, да такого, что и песни и визуальные образы героев зритель помнит до сих пор.

Стоило ли сомневаться, что на эту благодатную почву упадут зёрна интереса современных российских киноделов, которые уже выяснили, что переиначивание советских музыкальных (и не очень) сказок — это ключ к успешным кассовым сборам? Под раздачу уже попали «Бременские музыканты», где блистал голым торсом Тихон Жизневский и «По щучьему велению», где свой талант широким зрительским массам явил одиозный Никита Кологривый. Теперь же настала очередь и «Летучему кораблю» отправиться в путешествие по кинотеатрам страны.
Что мы имеем в итоге? Как обычно сценаристы попытались натянуть сову (короткометражный анимационный оригинал) на глобус (полный метр хронометражем в 100 минут). Скажем честно: для того, чтобы насладиться фильмом хоть сколько-нибудь нужно для начала забыть всё, что вы знали об исходном мультфильме. Если и того хуже, и вы читали одноимённую русскую народную сказку, то и эти воспоминания временно заблокируйте в своей голове!
В целом от молодого режиссёра Ильи Учителя, сына того самого Алексея Учителя, который в проекте выступил в качестве продюсера, ожидать киношедевра было бы странно. То, что получилось сложно оценивать в рамках парадигмы «хорошо — плохо», потому что в картине, есть интересные приёмы и находки, но осадочек при просмотре всё равно остаётся. Но обо всём по порядку.
В некотором царстве, в тридесятом государстве жил-был Царь (Леонид Ярмольник) и была у него дочка Забава (Ксения Трейстер), а ещё у царя был эпический дефицит бюджета, который тот решил извести посредством выдачи дочери замуж за Полкана Полкановича (Андрей Бурковский), сына приближенного к государю боярина Полкана (Фёдор Добронравов). План надёжный, как чугунная ванна.


Казалось бы, что могло пойти не так? На беду Царю прилизанный красавец Полкан кажется Забаве каким-то подозрительным субъектом, особенно на фоне встреченного красавца-матроса Вани (Александр Метёлкин), любителя необоснованных музыкальных вставок. Такой расклад, конечно, не укладывается в планы старших, а потому Забаву запирают в замке, Ваню бросают в темницу, где он знакомится с загадочной Леди Джейн, которая подскажет, где искать золото, чтобы удовлетворить финансовые потребности будущего, как надеется Ваня, тестя. Дальше всё идёт по стандартному сказочному сценарию: герои переживут какое-то количество залихватских приключений, зло будет наказано, влюблённые воссоединятся, а справедливость восторжествует.
Перво-наперво хочется отметить совершенно крышесносного персонажа, который повстречается Ванечке в лесных приключениях: Соловья-Разбойника в исполнении Анны Уколовой, которую, конечно, совершенно невозможно узнать под пластическим гримом. Но в отличии от уже упомянутых «Бременских музыкантов» здесь грим хоть и выглядит весьма нетривиально, но, скорее всего, не испугает потенциальных юных зрителей сходу и навсегда. Да и играет Анна настолько живо, насколько позволяют ей рамки роли. Однозначно красотка.
Кстати, если вы уже посмотрели «Летучий корабль» в кино, но до сих пор задаётесь вопросом кто же исполнил роли зажигательных шизофренически-странных и, что уж, довольно кровожадных Бабок-Ëжек, то приоткроем завесу тайны: это был Данила Козловский. Его, конечно, не узнать под слоями грима, но Бабки исполнены разнообразно и талантливо, у каждой прекрасно и понятно передан характер и повадки. Единственное, есть некоторое ощущение, что для детей они реально страшноваты. Даже взрослых жуть и оторопь брала от некоторых сцен с их участием, настолько они не похожи на мультяшных бабушек-ансамблисток из первоисточника 1979 года. Избушка на курьих ножках под стать бабулям: многоэтажная, изнутри больше, чем снаружи, и от неё будто бы веет мотивами серии «Доктора Кто» о Древней Руси, срежиссированной Ноланом (если что, такого эпизода нет, но автору очень хотелось бы, чтобы был).

Внимательный зритель также заметит в фильме и Ксению Раппопорт в небольшой, но интересной роли цыганки-гадалки, чьё актёрское мастерство и профессионализм не скрыть ни за какой маской.
Если говорить о том, кто же из персонажей современной ленты больше прочих вызовет у взрослых зрителей ностальгию по детству, то это, конечно, Водяной (Сергей Гармаш). Тут уже спасибо современным технологиям СGI, благодаря которым дизайн персонажа полностью повторяет мультяшный. Да и заглавная песня более прочих в фильме похожа на версию первоисточника. Про «подружек, пиявок да лягушек» пел он весьма пронзительно.
Вообще, лента позиционирует себя как музыкальная сказка. Музыки и правда много. Тот редкий случай, когда хочется отметить, что её даже больше, чем нужно. Спойлер: если вы пришли посмотреть кино, саундтрек к которому не будет петь Анна Пересильд и где не прозвучит песня «На заре» группы «Альянс», то вы прогадали по обоим пунктам. Помимо этого, конечно, заметно, сколь мучительно режиссёр со сценаристом впихивали в сценарий музыкальные номера, которые порой выглядят совершенно инородно и необоснованно. Но мало того, что они взяли все песни из мультфильма, так и добавили относительно современных композиций в странноватых аранжировках.

Но вдруг вы всегда мечтали услышать композицию «Туда» группы «Михей и Джуманджи» в исполнении Леди Джейн (Полина Гагарина), то ваша мечта определённо исполнится. Новые аранжировки проверенных временем хитов из мультфильма, надо сказать, получились весьма сомнительными, но для детей, которые мультика и в глаза не видели, определённо, сойдёт.
Отдельно хочется отметить костюмы, дизайн которых разработала Надежда Васильева, в своё время создавшая образы для картин Алексея Балабанова, а также «Страны ОЗ» Василия Сигарева и картин Ренаты Литвиновой и Алексея Учителя.

В «Летучем корабле» Надежда кажется реализовала все свои самые смелые костюмные фантазии. Например, только ленивый не отметил смелое решение одеть царскую стражу в надувные розовые галифе, а практически всем персонажам сказки украсить наряды принтами, соответствующими их ролям и характерам. В итоге получилось красочно, порой на грани фола, а временами и за гранью. Эдакая глэм-рок вечеринка в Тридевятом царстве. Честно говоря, в динамике при просмотре картины эта мешанина форм, цветов и принтов смотрится так, будто вся эта суматошная карамель вот-вот перельётся через экран, но на фото смотрится действительно круто. Возможно, стоило несколько притушить концентрацию форм и цвета в кадре, чтобы костюмы не сбивали внимание зрителей с самого действия на экране.
Фильм задумывался масштабной дорогой сказкой, что же имеем в итоге? Ощущение, будто зрителю чего-то недодали, при том, что на экране каждую минуту хронометража всего чересчур: и в визуальном, и в аудиальном плане. Местами не хватило смысла, местами актёрской игры, местами ощущалось, будто создатели фильма так и не нашли для себя ответа на вопрос, для какой же целевой аудитории они снимали кино.