С 27 февраля на больших экранах можно увидеть «Кончится лето» — новый фильм Владимира Мункуева и Максима Арбугаева, продолжающий феномен якутского кино в России. В 2024-м проект взял гран-при фестиваля «Маяк», а сегодня претендует чуть ли не на звание одного из главных национальных фильмов 2020-х. Рассказываем, почему критики так высоко оценили картину. Спойлер: не только из-за Юры Борисова в касте.

Тима (Макар Хлебников) встречает брата на берегу реки. Кеша (Юра Борисов) с лучезарной улыбкой запрыгивает ему на плечи, говоря подниматься в горку. Нюанс лишь в том, что за спиной вернувшегося — срок за хулиганку. А самое сложное в нашей стране не только «отсидка», но и реабилитация, ведь по социальным нормам тюрьма означает конец.
Отец (Дмитрий Поднозов) устраивает двадцатисемилетнего Кешу в золотодобывающую артель, где его то и дело называют уголовником, а по итогу подставляют и вышвыривают. У Тимы, наоборот, вся жизнь впереди — сдаёт вступительные экзамены и надеется на бюджет. А старшему остаётся либо сидеть на шее у отца, словно сменив место заточения, либо окончательно надеть маску бандита, что он и делает. Решая помочь Тиме с деньгами на новую жизнь, а заодно отомстить обидчикам, Кеша крадёт золотые слитки. Преступление шито белыми нитками, так что быстро оказывается раскрытым. Тогда герой Борисова решает бежать, оставляя за собой бесчисленные кровавые следы.

Мункуев и Арбугаев продолжают формировать феномен якутского кино — той самой «новой волны», заявившей о себе в 2023-м. Первый в своё время показал миру этнодраму «Нуучча» с Сергеем Гилёвым в главной роли, второй получил номинацию на «Оскар» за короткометражку «Выход». Владимир и Максим впервые делят режиссёрское кресло, параллельно занимая и другие кинопосты — сценариста и оператора соответственно.
Ценно, что не центр, а периферия формирует национальный голос, подбирая тот честный угол, который мы, в силу многих обстоятельств, можем не замечать или избегать. И, что интересно, делает это не сложными формами. Команда тяготеет к документальной съёмке, по максимуму снижая операторские фичи и киношную (от слова «волшебный») цветокоррекцию. Кадр прост, а ракурсы примитивны — поначалу это отталкивает, потому что глазу, особенно уставшему, важно зацепиться за нечто причудливо вывернутое и привлекательное. Особенно, когда тебя то и дело балует этим Батыр Моргачёв в «Эре» и «Аутсорсе».
Но Арбугаев идёт от обратного. И делает это намеренно. «Кончится лето» не требует дополнительного объёма в виде визуальных деталей. Во-первых, в основе сценария — реальная история о двух братьях, ограбивших артель. Авторы решили пофантазировать, как бы те скрывались от правосудия, — и смогли бы вообще, ведь порой оно происходит из нас самих. Во-вторых, драматургия настолько подкреплена эмоционально, что приковывает к себе всё зрительское внимание. Скажем больше: даже Борисов сливается с картиной, не выделяясь на фоне общей истории. Команде удалось сделать настоящий симбиоз, где каждый элемент соединён со следующим и предыдущим без возможности самостоятельного плавания.

Несмотря на беспросветную тьму происходящего, «Кончится лето» не изобилует свойственной отечественному кинематографу хтонью, отчего и выигрывает. Перед нами не «Дурак» Юрия Быкова, не «Левиафан» Андрея Звягинцева и не «Жить» Василия Сигарева. И это парадоксирует с концепцией ленты, ведь до последней минуты по крайней мере один из героев пытается выбраться из болотной жижи обстоятельств. Загвоздка в том, что по ходу сюжета он теряет условный нимб и вязнет в собственных ошибках, каждый раз совершая один и тот же выбор.
Борисов в очередной раз перевоплощается в уже прижившееся амплуа — типичного простого парня, который вроде бандит и хулиган, но добрый. Подобное видели не раз: и в «Купе номер 6», и в «Быке», и в той же «Аноре». В нашем материале о феномене актёра мы писали, что Юра играет глазами. Добавим ещё и освещающую мизансцену улыбку, свет от которой аж пробивает экран. Работа артиста в «Кончится лето» держится на этом двуединстве, из-за чего кажется, что тот в очередной раз демонстрирует нам себя. И это разочаровывает, потому что артисту пора сменить образ и открыть новые грани — особенно после номинации на «Оскар». В этом плане отдельного внимания заслуживает Макар Хлебников, который чем-то напоминает Дениса Косикова и немногословностью заставляет верить себе.
Изначально главные роли должны были исполнить якуты, однако Мункуев и Арбугаев акцентировали внимание на достоверности, ведь на приисках золото моют русские. И это ещё одна попытка уйти в документальность. От якутских корней герою Борисова досталось лишь популярное в народе имя Кеша — и на этом будто бы всё. Несмотря на живописные просторы, команда не прославляет край, отчего фильм не выглядит госзаказом. Здесь так же, как и везде, шишки подминают под себя бизнес, пока местные вынуждены брать пиво в кредит.

«Кончится лето» — локальная попытка уйти из сугубо авторского кино в жанровое. Авторы вылепили остросюжетную историю-побег, контрастирующую среди других работ той самой «новой волны». При этом отчётливо видно влияние Балабанова, который, как Пушкин и «Анора» (передаём привет коллеге Егору Москвитину), — наше всё. Актёр последних фильмов Алексея, Александр Мосин, играет начальника артели, тема братства и спасения звучит на протяжении всей ленты, а главная мысль-противовес выглядит так: даже со своими тебе не суждено успокоиться.
Осторожно, спойлер!
Пожалуй, главный минус картины — двойной финал. Мункуеву и Арбугаеву следовало закончить историю на последнем выстреле, когда герой Макара Хлебникова решает поступить по справедливости. После этой сцены тёмный экран и титры были бы кстати, как и полуоткрытый финал, чтобы все гадали: а выжил ли Тима? Однако команда неожиданно оживляет полицейского, которого до этого прибил камнем Кеша, и вместе с ним отправляет парня, уже без надежд на светлое будущее, как соучастника, каяться в преступлениях брата.
«Кончится лето» имеет все шансы стать народным хитом, потому что архетип Кеши узнаваем и понимаем, словно перед нами Данила Багров нового времени. Того самого хронологического отрезка, где нет надежд на счастливый финал. Может, уже никогда не наступит тот самый день или час, когда нам повезёт. Однако это не означает, что фильм гениален. По нему действительно можно сверять время, но каждый год пересматривать не будешь — для такого настроения есть «Брат» в конце концов.