Одной из самых ожидаемых премьер наступающего киносезона бескомпромиссно считается новый проект Никиты Власова «Комбинация» — байопик о легендарной девичьей поп-группе, родом из далёких 1980-х. Каст ярок, как летний звездопад: Никита Кологривый, Даня Воробьёв, Володя Канухин, Настя Уколова, Лиза Базыкина и Полина Гухман. Мы уже посмотрели первые две серии, поэтому спешим делиться впечатлениями.
История начинается в Саратове, где старший оперуполномоченный ОБХСС Александр Шишинин (Никита Кологривый) неожиданно решает, что служба в милиции ему больше не мила, а вот карьера продюсера музыкальной поп-группы открывает блестящие перспективы. Даже прокладывает дорогу к всесоюзной, а там, чем чёрт не шутит, и к всемирной славе. К этому решению героя подталкивает знакомство с давним кумиром — Бари Алибасовым (Аскар Ильясов), на тот момент художественным руководителем группы «Интеграл», который не только вдохновляет Шишинина на творческую карьеру, но и привлекает к спекуляции билетами на концерт музыкального коллектива «Мираж». Там Сашу ждёт ещё одна судьбоносная встреча: на этот раз с композитором Виталием Окороковым (Владимир Канухин). Герой понимает, что талант нужно быстро брать в оборот, и, со всем пылом воодушевлённого гениальностью своей идеи человека, убеждает Виталика, что мечта о славе и деньгах — его собственная. А для её осуществления нужно срочно начинать писать хиты.
Единственный человек, которого совсем не впечатляет уход Шишинина из милиции — жена Наталья (Ульяна Кравец). У семьи маленький ребёнок, поэтому потеря единственного стабильного дохода совсем не ко времени. Несмотря на все трудности, отсутствие веры родных, необходимость ночевать в машине и безденежье, Саша не теряет запала и вместе с Окороковым ищет вокалисток буквально на улицах Саратова. И ведь находит… А дальнейшие события уже вошли в историю современной российской поп-музыки.
На самом деле всё было немного не так или даже совсем не так. Но когда байопики претендовали на достоверность? Зритель не хочет видеть на экране правду, ему интереснее смотреть на сказку и блистательную историю успеха, которую готовы предложить киноделы. В прошлом году Никита Власов уже рассказывал мрачную сказочку о девяностых в лихом драмеди «Лада Голд». Теперь, судя по первым двум сериям и трейлеру, решил продолжить гнуть свою линию, если уж и не настолько плотной концентрацией криминала в сюжете, то, как минимум, визуальными приёмами.
Например, в «Ладе» мы периодически смотрели архивные съёмки с пожёванной VHS-кассеты, в «Комбинации» к этому же решению нам прилагается даже камера, на которую периодически снимают главные герои. Эти вставки, как в прошлой работе Власова, выглядят несколько навязчиво и ломают атмосферу картины. Хотя, казалось бы, должны поддерживать визуальный акцент на том времени. Впрочем, в первых сериях вайб конца 1980-х уверенно передают локации. Съёмки периода становления группы проходили в родном городе «Комбинации» — Саратове. Так, местный кинотеатр «Победа» стал Домом культуры, где выступали заезжие артисты.
В целом плотность монтажа совсем не оставляет зрителю времени ни на погружение в сюжет, ни на сопереживание персонажам. Первые полчаса ты лишь пытаешься понять, что происходит в веренице локаций и людей. Однако в какой-то момент резко включаешься в историю, благодаря органичной игре главного актёрского тандема — Кологривого и Канухина. Им веришь, за их историей хочешь наблюдать. Они очень разные и в чём-то противоречивые, но скорее не друг другу, а нынешнему времени и морали.
При этом сопереживать персонажу Кологривого в реалиях 2024 года довольно сложно. Умом ты понимаешь, что, преодолевая сопротивление общества, человек идёт к мечте. Но какая-то часть тебя не может сочувствовать тому, кто фактически оставляет без средств жену с новорождённой дочкой, постоянно превышает служебные полномочия и не гнушается преступать закон. Глобально у Никиты складывается чёткий образ пробивного, уверенного в себе и заряженного идеей парня. У него есть цель, к которой он идёт, невзирая ни на какие жизненные обстоятельства.
Забегая вперёд, надо сказать, что если весь основной каст, очевидно, набирали по принципу внешнего сходства, то Канухина взяли за талант и умение совершенно бесшовно перевоплощаться в любого персонажа. Его композитор творчески взбалмошен, спонтанен и эксцентричен. Поначалу Шишенин мотивирует его тем, что, добившись славы, герой будет выигрышнее смотреться в глазах бывшей девушки. Но вскоре этот опыт становится для него чем-то большим.
В начальных эпизодах нам также покажут, как в группе появились первые участницы: Татьяна Иванова (Елизавета Базыкина) и Алёна Апина (Анастасия Уколова). Героиня Базыкиной — талантливая и яркая хабалка с саратовских окраин. Актриса играет настолько убедительно, что любой миллениал (да и бумер тоже) смахнёт скупую слезу. Лизе не впервой телепортироваться в советскую эпоху, пример — недавний хит «Слово пацана. Кровь на асфальте», где та сыграла роль скромной Наташи. Так что Базыкина уверенно шагает на каблах по саратовским дорогам. Героиня Уколовой, напротив, нежная и домашняя ромашка, которая грезит консерваторией, крахмалит воротнички, но при этом уже имеет за плечами развод и отношения с Окороковым. На фоне коллег игра Насти смотрится хоть и менее ярко, однако хорошо вписывается в общую канву повествования. Интересно посмотреть, как актриса раскроет персонажа по ходу повествования.
По первым двум сериям можно сказать, что у сериала есть предпосылки стать хитом осеннего сезона: яркая картинка, прилипчивые знакомые мелодии, которых на первые две серии пока что преступно мало, великолепный актёрский состав и бодрящая история группы, прогремевшей на всю Россию. Обязательно продолжаем смотреть.