На сервисе START 20 января появились первые серии «Караморы» — 8-серийного проекта, который изначально должен был быть фильмом за авторством Ильи Найшуллера, но позже превратился в сериал, который снял Данила Козловский, также сыгравший в фильме одну из главных ролей. По сюжету анархисты в России начала XX века обнаруживают, что царскую власть, которую они намерены свергнуть, охраняют вампиры. Кинокритик Иван Афанасьев, хлебнувший кровушки на российском сериальном фронте, рассказывает, почему новому проекту Козловского необходимо дать шанс.
К широкому зрителю выходит сериал, в котором почти вся верхушка российской (и европейской тоже, кстати) власти представлена в качестве вампиров! Илье Найшуллеру, изначально числившемуся режиссёром проекта, даже поступали угрозы за такую вольность в обращении с историей. Увы или ура, новой «Матильды» из «Караморы», тем не менее, не выйдет: тут у нас не историческая драма и даже не историческое фэнтези, а чистый кэмп в духе, прости господи, последнего «Кингсмена». И в отличие от своего британского коллеги, чертовски стильный и местами весьма увлекательный.
Для тех, кто не в теме: главный герой — Пётр Каразин, он же Карамора, революционер. Так, кстати, звали героя одноименного рассказа Максима Горького, тоже бывшего анархиста, который пошёл на сделку с политическим сыском и стал сдавать своих подельников. Пётр экранный тоже сотрудничает с полицией, но с теми, кому интересы террористов близки. На этом сходство с литературным коллегой заканчиваются, это лишь одна из многих культурных и исторических аллюзий, которыми сериал переполнен, как последний «Человек-паук» фансервисом (у каждой нации свой service cut, видимо). В ходе очередной акции устрашения Каразин и его боевая группа сталкиваются с Руневским — могущественным вампиром, членом тайного клана, который раскидывает по углам всех товарищей Петра, включая его возлюбленную Алину. После этого Карамора вынужден бежать за границу, чтобы найти там поддержку зарубежных революционеров.
Дальнейшие события рассказывать подробно не буду, скажу лишь, что на этом пути герою предстоит повстречать уйму интереснейших личностей (от Нобеля до Маяковского), посетить ряд весьма любопытных мест, включая родину Дракулы, и, конечно, вступить в схватку с вампирами. Последние, кстати, появляются тут куда реже, чем, возможно, того бы хотелось; самый колоритный из них — конечно же, Руневский, который сразу же обратит чуть не умершую от его визита возлюбленную Караморы в вампирессу. Её линия — отдельный сюжет, в ходе которого они, стало быть, схлестнутся, оказавшись по разные стороны баррикад; переплетение этих двух ветвей истории, к сожалению, утяжеляет и без того насыщенный сериал, в котором события и локации сменяют друг друга с совершенно бешеной скоростью. Вот мы переживаем с героями первую схватку с Руневским, который ведёт себя, как заправской Хищник (вплоть до вырывания голов вместе с хребтом). Вот мы наблюдаем, как Алина, ставшая вурдалачкой, выслеживает маньяка, убивающего проституток. Вот несёмся с Караморой и потомком Альфреда Нобеля по грузинскому Тифлису, где их преследуют члены революционной полиции, выискивающей «иуд» среди анархистов.
Бешеный темп «Караморы», по крайней мере, на протяжении трёх эпизодов, показанных прессе, иногда не даёт возможности передохнуть и отдышаться — из-за этого в моментах, когда действие приостанавливается на мелодраму или скромный детектив, сериал будто провисает и тормозит. Это, конечно, было неизбежно, но есть мысль, что в формате фильма, в котором проект задумывался изначально, он смотрелся бы ещё круче. Ключевое слово — ещё, так как по меркам развлекательного кино (без скидки на происхождение) «Карамора» и так ужасно хороша и может дать фору многим нашим проектам, а то и зарубежным. Здесь есть шикарно поставленные боевые эпизоды — сцена с побегом в Тифлисе в некоторых моментах навевает воспоминания о знаменитом 6-минутном дубле из «Настоящего детектива». Есть яркие персонажи — что сам Карамора, небезынтересный антигерой, что Руневский, благородный вампир, у которого с коллегами, впрочем, свои тёрки, что метущаяся между двумя огнями Алина, вынужденная стать добром, что вечно совершает зло.
Но самое крутое в «Караморе» — это, конечно, стилистика кэмповой царской России и довоенной Европы, чертовски далёкая от реальности, но такая цельная и сочная, что за неё можно простить сериалу если не все его огрехи, то уж точно очень многие. То, с каким вкусом воссоздан этот мрачный мир готического Петербурга, или хтонического Закарпатья, или нуарного Амстердама — всё это в сумме даёт нужный эффект и смотрится как натуральный кинокомикс, яркий и самобытный. Навевает мысли, в первую очередь, о крайне недооценённом «Дуэлянте» Алексея Мизгирёва, своего рода вестерне в декорациях Российской империи. Во вторую — о, страшно сказать, «Президент Линкольн: охотник на вампиров», ещё одном несправедливо неоценённом мэшапе фэнтези и альтернативной истории. И ещё немного — о глупой, но стильной «Лиге выдающихся джентльменов». Вампиры, разъезжающие на элегантных машинах, кабаки с пышногрудыми дивами, где революционеры читают стихи, забористые драки с использованием винтажных пожарных конусов для самых неожиданных комбинаций.
И немного юмора — конечно, очень чёрного и хулиганского. Что здорово — создатели не выносят никому оценок: революционеры часто совершают ошибки, порой роковые, члены тайного сыска тоже не лишены гуманности, и даже в вампирах находится нотка человечности. Вообще, если вдруг у сериала найдутся хулители, что начнут предъявлять ему за неисторичность и очернение чьего-то там образа — можете смело ткнуть их лицом в эпизод, в котором главный вампир на секунду задумывается о том, против кого он борется и кого защищает. Стрелка на моральном компасе героев крутится-вертится — и это здорово: неоднозначному времени — неоднозначные персонажи. Неоднозначному сериалу — неоднозначные отзывы, но одно точно однозначно: «Карамора» — это круто. И неважно, на стороне ли вы царя, революции или же просто сосёте кровь в сторонке.