Как одержимость Sony блокбастерами мешает небольшим студиям

Лена Николаева

В пятницу, 9 апреля, Джейсон Шрайер выпустил расследование для Bloomberg о том, что происходит сразу в нескольких студиях Sony. Здесь и печальные детали о ремейке The Last of Us, и о новом Uncharted. Собрали все главные моменты из материала.

Visual Arts Service Group — это студия Sony в Сан-Диего, которая долгое время была незамеченным героем при создании многих популярных видеоигр для PlayStation. Именно она помогала завершать некоторые из проектов Sony — разрабатывая анимацию, арт и другой контент. Однако около трёх лет назад несколько больших ребят из Visual Arts Service Group решили, что хотят иметь больше творческого контроля над ситуацией и руководить разработкой, а не просто выполнять второстепенные задачи.

Основал студию Майкл Мумбауэр в 2007 году. Он нанял тридцать разработчиков, чтобы сформировать новое подразделение в Sony. Основной идеей было расширить некоторые из самых успешных франшиз компании. Команда начала работать над ремейком The Last of Us для PlayStation 5. Но Sony не дали им соответствующей поддержки и финансирования, так что всё заглохло. Практически все сотрудники переключились на помощь с The Last of Us Part II.

Пожар вокруг The Last of Us Part II утих. Пора поговорить о ненависти в самой игре
В 2020-м вышло долгожданное продолжение The Last of Us. Большой блокбастер, который говорит с игроком на темы, на которые столь дорогие игры редко разговаривают.

После выхода второй части The Last of Us сотрудники Naughty Dog немного поработали в качестве поддержки для маленькой студии, но потом Sony отдала ремейк создателям игры. Visual Arts Service Group же снова перешли на функцию помощников. Несложно догадаться, что мало кого это устроило, так что практически всё руководство ушло. В том числе Мумбауэр.

Вся эта историю отлично иллюстрирует сложную иерархию разработки видеоигр и консервативный подход Sony к созданию игр для PlayStation 5. Компания владеет более чем десятью студиями по всему миру, но в последние годы уделяет приоритетное внимание только наиболее успешным разработчикам. Naughty Dog, Guerrilla Games — все они тратят десятки миллионов долларов на свои игры, ожидая, что вложения окупятся в геометрической прогрессии. И так обычно и происходит. Помешанность Sony на эксклюзивных блокбастерах привела к тому, что нишевые команды распадаются, а в небольших студиях идёт высокая текучка кадров.

На прошлой неделе Sony реорганизовала офис разработки в Японии, что привело к массовому увольнению людей, работавших над менее известными, но популярными играми, вроде Gravity Rush и Everybody's Golf. Компания сообщила разработчикам, что больше не хочет выпускать небольшие игры, которые имеют успех только в Японии.

Такая зацикленность на командах, выпускающих хиты, вызвала волнения не только в Visual Arts Service Group. Студия Sony Bend в Орегоне, наиболее известная благодаря экшену Days Gone, безуспешно пыталась запитчить продолжение игры. Первая игра была прибыльной, но её разработка заняла много времени, а критика была неоднозначной. Так что создание Days Gone 2 даже не рассматривалось как жизнеспособный вариант.

Вместо этого одной команде Bend было поручено помогать Naughty Dog с мультиплеером, а второй — над новым Uncharted. Некоторые сотрудники, включая руководителей, были недовольны и ушли. Разработчики Bend опасались, что могут быть поглощены Naughty Dog, так что руководство студии попросило исключить их из проекта по работе над Uncharted. В марте 2021 года их желание исполнилось, и теперь они работают над чем-то своим.

Также существовал проект ремейка The Last of Us Мумбауэра под кодовым названием T1X. Ему был дан «зелёный свет». Однако позже новый босс внутренних студий Sony Герман Хульст решил, что проект ремейка слишком дорогой. Это, кстати, объясняется тем, что графику нужно было перерабатывать с учётом новых технологий. Подобная аргументация Хульста не убедила.


По итогу мы получаем грустный вывод: одержимость Sony крупными и громкими играми не позволяет небольшим студиям двигаться и развиваться во что-то действительно крутое. И это печально.

Пишу новости, пересматриваю «Баффи» и цитирую вайны

Понятно