«Джиперс Криперс»: почему знаменитый монстр 2000-х больше не пугает

«Джиперс Криперс»: почему знаменитый монстр 2000-х больше не пугает

Иван Афанасьев

15 сентября в прокат выходит «Джиперс Криперс: Возрождённый» (Jeepers Creepers: Reborn), четвёртая часть (или даже перезапуск) знаменитой серии хорроров о перепончатом чудовище с крыльями, раз в 23 года устраивающем 23-дневную охоту на людей. Первый фильм стал кассовым хитом и возродил угасшую карьеру режиссёра Виктора Сальвы, но потом с каждым новом фильмом Крипер (так зовут монстра) терял свою удаль. Кинокритик Иван Афанасьев посмотрел новый фильм франшизы и разбирается, что с ним не так и почему монстр, который некогда вселял ужас в сердца зрителей, стал настолько несуразным.

Думаю, впечатление от просмотра самого первого «Джиперса Криперса» был у всех примерно одинаковым: это что ещё за *** (бабака)? В принципе, свойство любого крутого и впечатляющего экранного монстра — вызвать откровенное недоумение, заставить строить теории о его происхождении, физиологии и даже психологии. Причём не обязательно это должен быть условный Чужой, Хищник и другие чудища, явно не похожие на человека. Вопросы о том, почему Майкл Майерс самозабвенно режет одних и никогда не трогает других (например, грудничков), или почему он не умирает вот уже на протяжении 15 фильмов, волнуют фан-сообщество «Хэллоуина» с самого первого фильма. Крипер (тот, что из «Джиперс Криперс», а не этот) — один из самых интересных подобных примеров.

Начать стоит с того, что мы в целом не особо много о нём знаем. Ключевая информация — раз в 23 года он на 23 дня пробуждается, чтобы нажраться человечины и впасть в спячку. Нужно ли ему сожрать определённое количество народу (и считает ли он КБЖУ) или же он жрёт столько, сколько в него влезет — неизвестно. Учитывая, что человечинка ему нужна, в том числе, чтобы отращивать повреждённые части тела, не самый бесполезный вопрос. Есть ещё несколько фактов, которые известны: он чует чужую боль, умеет водить машину, обладает силой, достаточной, чтобы приподнять в воздух небольшой фургон, предпочитает обставлять свой интерьер человеческими телами и любит джаз (ну или одну конкретную композицию). Что они нам дают? Особо ничего.

Кадр из фильма «Джиперс Криперс» / Metro-Goldwyn-Mayer

В том-то и дело, что мы ничего не знаем, и, скорее всего, никогда не узнаем о физиологии и психологии крылатого монстра. В этом и был его прикол, когда в 2001 году вышел самый первый «Джиперс Криперс», ставший настоящим культурным феноменом — начиная с 1980-х, в кино не было новых, оригинальных, по-настоящему впечатляющих и запоминающихся монстров, не считая Гоустфейса из «Крика». Кто-то считает, что источником вдохновения для режиссёра Виктора Сальвы послужила собственная жизнь: в 1988 году он надругался над 12-летним актёром из своего фильма «Дом клоунов» и загремел в тюрьму. Якобы, монстр, охотящийся на подростков — это проекция самого Сальвы, испытывающего чувство вины. Так это или нет, но подтекст играл свою роль: в чудовище с лицом, похожим на жуткую маску для БДСМ, проглядывалось что-то человеческое, и это добавляло жути.

Фишка в том, что в первый раз такая история сработала на ура, но начала выдыхаться уже на втором фильме. Хотя я всё-таки сторонник того, что «Джиперс Криперс 2» — далеко не худшая часть франшизы, и, в целом, не худший фильм для просмотра. Как минимум потому, что появились ещё несколько интересных физиологических особенностей монстра. Например (внимание, спойлер до самого конца абзаца!), вспомните сцену, когда монстр отращивает себе новую голову взамен старой: когтистый «воротник», будто контролирующий процесс, выглядит при этом, как не лишённая собственного сознания часть тела. А если учесть, что голову одного из убитых студентов он в итоге приводит к традиционному виду самого Крипера, можно предположить, что мозг у существа расположен явно не в голове.

Кадр из фильма «Джиперс Криперс 2» / American Zoetrope

Опять-таки, что нам даёт эта информация? Почти ничего, хотя она и добавляла загадочности жуткому монстру. Но на одних физиологических фокусах долго не продержишься, и уже второй фильм отдавал некоторой усталостью, как будто Сальве было интереснее возиться с самим монстром (читай — самим собой), чем с его жертвами и процессом охоты на них. Поэтому закономерно третий фильм, снятый аж через 15 лет (странно, что не через 23), вышел совсем уж вымученным: большая часть сцен происходила при дневном свете, что тут же оголяло дешёвый грим монстра, а многочисленные крупные планы довершали картину, вбивая метафорические гвозди в крышку гроба. В момент выхода «Джиперс Криперс 3» (кстати, номинально не 3, а 2,5 — действие разворачивалось между первой и второй частями) все дружно окрестили похоронами франшизы, и ни бегающая сама по себе рука монстра, ни скромные порции расчленёнки и очень плохой компьютерной графики положение спасти не могли.

Неудивительно, что к четвёртому фильму разменявшего седьмой десяток Сальву решили отстранить от его любимого детища. Думается, как минимум потому, что экс-педофил решил, что это отличная идея — вставить в свой фильм шутку про растление малолетних. Учитывая трешовую природу серии, продолжить её (или добить окончательно) пригласили Тимо Вуоренсолу, режиссёра упоительно гениальной фигни «Железное небо», и сценариста-ноунейма Шона-Майкла Арго, спродюсировавшего ряд малобюджетных ужастиков, у большинства из которых нет ничего, кроме постера (зато один из них — про Самару!). Звучит многообещающе, не правда ли? В общем, понятно, что продюсеры, кажется, всё поняли про серию, поэтому получилось то, что получилось. Четвёртый фильм зачем-то делает в финале сюжетную заковырку для возможного продолжения, но всем ясно, что его не будет, потому что это как просить секс на первом свидании после того, как смачно плюнул девушке в её латте.

Причин провала (фильма и серии в целом) — больше, чем можно себе представить. Претерпевший некоторые внешние изменения Крипер стал выглядеть ещё более крипово (в самом худшем смысле). Его снова показывают крупным планом, от чего можно разглядеть каждую складку в дешёвом гриме. Графика стала ещё хуже — некоторые моменты смотрятся беднее, чем контент небезызвестной студии Asylum (я сам в шоке, что это возможно). Сценарий окончательно потерял связь с реальностью — в мире «Джиперс Криперс: Возрождённый» специально снятый «ролик» про двух жертв Крипера на полном серьёзе выставляют за архивное видео. Ну и много всего другого; но хуже всего — зеленокожий монстр перестал быть хоть чуточку грозным и превратился в посмешище. В паре моментов жертвы даже умудряются ударить его по лицу (!) и убежать (!!). Не совсем понятно, что происходит и зачем вообще это нужно.

Кадр из фильма «Джиперс Криперс: Возрождённый» / Black Hangar Studios

Но одно ясно точно: как бы сильно того ни хотелось, голодная крылатая НЁХ больше не взлетит. Ни в воздух, ни куда либо ещё. У продюсеров была изжившая себя франшиза, которую, похоже, попытались оживить, придумывая новую мифологию. Какой-то культ, какие-то готические вороны-помощники монстра, плюс момент рождения (рождения ли?) самого Крипера, нового или старого — неясно, как и то, сиквел это, приквел или же перезапуск; по крайней мере, в одном из моментов главный герой даже говорит, что, мол, «были когда-то даже три фильма о нём, но всё это, конечно же, выдумка». Господа, отменяете всё, что было до этого — делайте это красиво, а не так, что сами не в состоянии понять, что именно вы делаете. Впрочем, о чём тут можно говорить, если сама фишка летающего монстра, катаюшегося на огромном грузовике и пожирающего людей, изжила себя? Да что там — он, кажется, даже ни разу не взлетает в воздух, а на знаменитом монстрмобиле катается всего два раза за фильм.

Что тут сказать: Крипера убили не люди, и даже не пули. Крипера убила людская лень и отсутствие фантазии. То же самое случилось и с другими знаковыми монстрами — Фредди Крюгером, Кожаным лицом, Мумией… Даже Майкл Майерс, судя по «Хэллоуин убивает», порядком устал делать одно и то же. Что наталкивает нас на мысль: монстр в кино живёт лишь тогда, когда люди, его придумавшие, не паразитируют на собственном или чужом наследии, обгладывая его до костей, а, напротив, наращивают мяса. А такую кашу-малашу, как «Джиперс Криперс: Возрождённый», не станут есть даже от безысходности.

Топ-10 неочевидных треш-хорроров от ДенДиректора 2х2
«Маленькие чудовища», «Злое», «Пушки Акимбо» и даже «Сальный душитель».

Кинокритик и киновед, чуть-чуть сценарист. Обожаю триллеры и хорроры не меньше, чем сложное фестивальное кино.

Tolstoy Comments
Читайте ещё
Рекомендуем
Популярное
Понятно
https://media.2x2tv.ru/jepers-creepers-forever/
«Джиперс Криперс»: почему знаменитый монстр 2000-х больше не пугает
«Джиперс Криперс»: почему знаменитый монстр 2000-х больше не пугает
Почему некогда культовый монстр 2000-х растерял свою удаль?
Кино и сериалы
2022-09-14T09:09
2022-09-15T08:09
Кино и сериалы
Ностальгия
https://media.2x2tv.ru/content/images/2022/09/88--1.jpg
1440
1440
true
1440
1080
true
1440
810
true

15 сентября в прокат выходит «Джиперс Криперс: Возрождённый» (Jeepers Creepers: Reborn), четвёртая часть (или даже перезапуск) знаменитой серии хорроров о перепончатом чудовище с крыльями, раз в 23 года устраивающем 23-дневную охоту на людей. Первый фильм стал кассовым хитом и возродил угасшую карьеру режиссёра Виктора Сальвы, но потом с каждым новом фильмом Крипер (так зовут монстра) терял свою удаль. Кинокритик Иван Афанасьев посмотрел новый фильм франшизы и разбирается, что с ним не так и почему монстр, который некогда вселял ужас в сердца зрителей, стал настолько несуразным.

Думаю, впечатление от просмотра самого первого «Джиперса Криперса» был у всех примерно одинаковым: это что ещё за *** (бабака)? В принципе, свойство любого крутого и впечатляющего экранного монстра — вызвать откровенное недоумение, заставить строить теории о его происхождении, физиологии и даже психологии. Причём не обязательно это должен быть условный Чужой, Хищник и другие чудища, явно не похожие на человека. Вопросы о том, почему Майкл Майерс самозабвенно режет одних и никогда не трогает других (например, грудничков), или почему он не умирает вот уже на протяжении 15 фильмов, волнуют фан-сообщество «Хэллоуина» с самого первого фильма. Крипер (тот, что из «Джиперс Криперс», а не этот) — один из самых интересных подобных примеров.

Начать стоит с того, что мы в целом не особо много о нём знаем. Ключевая информация — раз в 23 года он на 23 дня пробуждается, чтобы нажраться человечины и впасть в спячку. Нужно ли ему сожрать определённое количество народу (и считает ли он КБЖУ) или же он жрёт столько, сколько в него влезет — неизвестно. Учитывая, что человечинка ему нужна, в том числе, чтобы отращивать повреждённые части тела, не самый бесполезный вопрос. Есть ещё несколько фактов, которые известны: он чует чужую боль, умеет водить машину, обладает силой, достаточной, чтобы приподнять в воздух небольшой фургон, предпочитает обставлять свой интерьер человеческими телами и любит джаз (ну или одну конкретную композицию). Что они нам дают? Особо ничего.

Кадр из фильма «Джиперс Криперс» / Metro-Goldwyn-Mayer

В том-то и дело, что мы ничего не знаем, и, скорее всего, никогда не узнаем о физиологии и психологии крылатого монстра. В этом и был его прикол, когда в 2001 году вышел самый первый «Джиперс Криперс», ставший настоящим культурным феноменом — начиная с 1980-х, в кино не было новых, оригинальных, по-настоящему впечатляющих и запоминающихся монстров, не считая Гоустфейса из «Крика». Кто-то считает, что источником вдохновения для режиссёра Виктора Сальвы послужила собственная жизнь: в 1988 году он надругался над 12-летним актёром из своего фильма «Дом клоунов» и загремел в тюрьму. Якобы, монстр, охотящийся на подростков — это проекция самого Сальвы, испытывающего чувство вины. Так это или нет, но подтекст играл свою роль: в чудовище с лицом, похожим на жуткую маску для БДСМ, проглядывалось что-то человеческое, и это добавляло жути.

Фишка в том, что в первый раз такая история сработала на ура, но начала выдыхаться уже на втором фильме. Хотя я всё-таки сторонник того, что «Джиперс Криперс 2» — далеко не худшая часть франшизы, и, в целом, не худший фильм для просмотра. Как минимум потому, что появились ещё несколько интересных физиологических особенностей монстра. Например (внимание, спойлер до самого конца абзаца!), вспомните сцену, когда монстр отращивает себе новую голову взамен старой: когтистый «воротник», будто контролирующий процесс, выглядит при этом, как не лишённая собственного сознания часть тела. А если учесть, что голову одного из убитых студентов он в итоге приводит к традиционному виду самого Крипера, можно предположить, что мозг у существа расположен явно не в голове.

Кадр из фильма «Джиперс Криперс 2» / American Zoetrope

Опять-таки, что нам даёт эта информация? Почти ничего, хотя она и добавляла загадочности жуткому монстру. Но на одних физиологических фокусах долго не продержишься, и уже второй фильм отдавал некоторой усталостью, как будто Сальве было интереснее возиться с самим монстром (читай — самим собой), чем с его жертвами и процессом охоты на них. Поэтому закономерно третий фильм, снятый аж через 15 лет (странно, что не через 23), вышел совсем уж вымученным: большая часть сцен происходила при дневном свете, что тут же оголяло дешёвый грим монстра, а многочисленные крупные планы довершали картину, вбивая метафорические гвозди в крышку гроба. В момент выхода «Джиперс Криперс 3» (кстати, номинально не 3, а 2,5 — действие разворачивалось между первой и второй частями) все дружно окрестили похоронами франшизы, и ни бегающая сама по себе рука монстра, ни скромные порции расчленёнки и очень плохой компьютерной графики положение спасти не могли.

Неудивительно, что к четвёртому фильму разменявшего седьмой десяток Сальву решили отстранить от его любимого детища. Думается, как минимум потому, что экс-педофил решил, что это отличная идея — вставить в свой фильм шутку про растление малолетних. Учитывая трешовую природу серии, продолжить её (или добить окончательно) пригласили Тимо Вуоренсолу, режиссёра упоительно гениальной фигни «Железное небо», и сценариста-ноунейма Шона-Майкла Арго, спродюсировавшего ряд малобюджетных ужастиков, у большинства из которых нет ничего, кроме постера (зато один из них — про Самару!). Звучит многообещающе, не правда ли? В общем, понятно, что продюсеры, кажется, всё поняли про серию, поэтому получилось то, что получилось. Четвёртый фильм зачем-то делает в финале сюжетную заковырку для возможного продолжения, но всем ясно, что его не будет, потому что это как просить секс на первом свидании после того, как смачно плюнул девушке в её латте.

Причин провала (фильма и серии в целом) — больше, чем можно себе представить. Претерпевший некоторые внешние изменения Крипер стал выглядеть ещё более крипово (в самом худшем смысле). Его снова показывают крупным планом, от чего можно разглядеть каждую складку в дешёвом гриме. Графика стала ещё хуже — некоторые моменты смотрятся беднее, чем контент небезызвестной студии Asylum (я сам в шоке, что это возможно). Сценарий окончательно потерял связь с реальностью — в мире «Джиперс Криперс: Возрождённый» специально снятый «ролик» про двух жертв Крипера на полном серьёзе выставляют за архивное видео. Ну и много всего другого; но хуже всего — зеленокожий монстр перестал быть хоть чуточку грозным и превратился в посмешище. В паре моментов жертвы даже умудряются ударить его по лицу (!) и убежать (!!). Не совсем понятно, что происходит и зачем вообще это нужно.

Кадр из фильма «Джиперс Криперс: Возрождённый» / Black Hangar Studios

Но одно ясно точно: как бы сильно того ни хотелось, голодная крылатая НЁХ больше не взлетит. Ни в воздух, ни куда либо ещё. У продюсеров была изжившая себя франшиза, которую, похоже, попытались оживить, придумывая новую мифологию. Какой-то культ, какие-то готические вороны-помощники монстра, плюс момент рождения (рождения ли?) самого Крипера, нового или старого — неясно, как и то, сиквел это, приквел или же перезапуск; по крайней мере, в одном из моментов главный герой даже говорит, что, мол, «были когда-то даже три фильма о нём, но всё это, конечно же, выдумка». Господа, отменяете всё, что было до этого — делайте это красиво, а не так, что сами не в состоянии понять, что именно вы делаете. Впрочем, о чём тут можно говорить, если сама фишка летающего монстра, катаюшегося на огромном грузовике и пожирающего людей, изжила себя? Да что там — он, кажется, даже ни разу не взлетает в воздух, а на знаменитом монстрмобиле катается всего два раза за фильм.

Что тут сказать: Крипера убили не люди, и даже не пули. Крипера убила людская лень и отсутствие фантазии. То же самое случилось и с другими знаковыми монстрами — Фредди Крюгером, Кожаным лицом, Мумией… Даже Майкл Майерс, судя по «Хэллоуин убивает», порядком устал делать одно и то же. Что наталкивает нас на мысль: монстр в кино живёт лишь тогда, когда люди, его придумавшие, не паразитируют на собственном или чужом наследии, обгладывая его до костей, а, напротив, наращивают мяса. А такую кашу-малашу, как «Джиперс Криперс: Возрождённый», не станут есть даже от безысходности.

Топ-10 неочевидных треш-хорроров от ДенДиректора 2х2
«Маленькие чудовища», «Злое», «Пушки Акимбо» и даже «Сальный душитель».
ru-RU
https://media.2x2tv.ru/legal/
2х2.медиа
batman@2x2tv.ru
+7(495) 644 22 24
ООО «Телерадиокомпания «2x2»
192
31
2022
Иван Афанасьев
https://media.2x2tv.ru/content/images/2020/12/121803473_2697979797186788_30894972928904224_o.jpg
Кинокритик и киновед, чуть-чуть сценарист. Обожаю триллеры и хорроры не меньше, чем сложное фестивальное кино.
Иван Афанасьев
https://media.2x2tv.ru/content/images/2020/12/121803473_2697979797186788_30894972928904224_o.jpg
Кинокритик и киновед, чуть-чуть сценарист. Обожаю триллеры и хорроры не меньше, чем сложное фестивальное кино.
«Джиперс Криперс»: почему знаменитый монстр 2000-х больше не пугает
https://media.2x2tv.ru/jepers-creepers-forever/