11 июля в мировой прокат вышел «Супермен» (Superman) — первый полнометражный фильм в перезапущенной киновселенной DC. Джеймс Ганн тут не только режиссёр, но и куратор всей новой медиафраншизы на пару с Питером Сафраном. Постановщик заслужил эту должность вкладом в киновселенную Marvel трилогией по «Стражам Галактики». Но задолго до Звёздного лорда, Гаморы и Ракеты с Грутом у Ганна была весьма любопытная карьера. О ней и поговорим в этой статье.
«Тромео и Джульетта»
Не секрет, что Ганн с детства любил фильмы ужасов и малобюджетное кино. Он ходил на показы «Ночи живых мертвецов», читал тематические журналы и даже пробовал сам снимать на 8-миллиметровую плёнку вместе с братьями (их у него четверо!) Первой студией, с которой Джеймс начал сотрудничество, стала легендарная Troma Entertainment — компания Ллойда Кауфмана, известная по своим низкобюджетным картинам вроде «Токсичного мстителя», «Каннибал! Мюзикл» и «Атаки куриных зомби».

Студии Troma и её вкладу в независимое кино можно посвятить отдельную статью, поэтому поговорим конкретно о «Тромео и Джульетте» 1996 года. Аккурат к выходу «Ромео + Джульетта» База Лурмана с Леонардо Ди Каприо и Клэр Дэйнс Ллойд Кауфман решил выпустить ироничную пародию. В версии Troma, которую написал Джеймс Ганн под чутким руководством Кауфмана, действие тоже перенесено в современность. Здесь было всё — и стеклянная клетка, где Джульетту запирают на ночь, и достаточно мерзкие постельные сцены, и превращение красавицы в монстра (буквально), и неожиданный инцестуальный контекст в отношениях героев. А ещё в фильме было камео Шона Ганна, с которым Джеймс будет тесно работать на протяжении всей своей карьеры.
Критика, разумеется, разнесла картину, но это помогло Ганну продвинутся дальше и получить новые проекты для Troma. Из интересного — комедийная супергероика «Необыкновенные», которую поставил Крейг Мейзин, сегодня хорошо известный по «Чернобылю» и сериалу The Last of Us.

«Скуби-Ду»
В 2002 году вышел знаменитый фильм о команде «Корпорация Тайна», который полюбился фанатам и спустя годы разлетелся на мемы. Картина удивляла кастом: Сара Мишель Геллар, Фредди Принц-младший, Линда Карделлини, Мэттью Лиллард и Роуэн Аткинсон, но при этом была очень предсказуемой и наивной. «Скуби-Ду» даже номинировали на «Золотую малину» в год выхода, причём в двух категориях — Фред оказался так плох, что Принц-младший получил отдельную «награду». Излюбленная фишка Ганна, которая ещё не раз будет прослеживаться в его творчестве, — попытка деконструировать образы привычных героев, показывая неудачников, которые собираются вместе поневоле. Так, Фред в «Скуби-Ду» предстаёт неуверенным в себе, Дафну подкалывают за выбор одежды, а Велме совсем не помогает её интеллект. Команда распадается, чтобы осознать, что по отдельности они никому не нужны, и стоит сойтись, чтобы разрешить загадку.

Но чего у картины не отнять, так это чувства юмора. Режиссёр Раджа Госнелл позволил Джеймсу Ганну вдоволь поиздеваться над франшизой. В картине много неосторожных шуток о том, что курит Шегги и почему у него такой аппетит. У фильма, кстати, интересная история. Майк Майерс и Джим Керри могли сыграть Шегги, но не срослось. Зато в попытке сделать ленту менее семейной был отснят эпизод, где Велма и Дафна уже вовсе не подружки — в итоговую версию он не попал, зато его много раз вспоминала Сара Мишель Геллар в интервью. При этом на монтаже было множество приколов, например, чрезмерно большой вырез у девушек убирали с помощью CGI.
А вот сиквел, вышедший в 2004 году, встретили хуже. И это притом, что и первую картину критики не особо оценили, зато над ней искренне смеялись зрители. Впрочем, сборов хватило, чтобы в производство запустили третий фильм. Но он стал приквелом и полностью с другой командой авторов.
Кстати, Линда Карделлини ещё не раз появится в проектах Джеймса Ганна.

«Рассвет мертвецов»
Это очень любопытный проект, потому что он ознаменовал сразу две эры в кинематографе. Во-первых, это первый полнометражный фильм Зака Снайдера, который в будущем обретёт мощнейшую фан-базу и выработает свой уникальный пафосный стиль кинокомиксов. Во-вторых, ремейк классического хоррора Джорджа Ромеро закрепил тренд в зомби-муви на бегающих мертвецов, который начался в «28 дней спустя».

Ганн изменил в оригинальном «Рассвете» очень многое. На первый взгляд, это всё та же история о группе людей, переживающих зомби-апокалипсис в торговом центре, но на деле это рассказ о том, как группа людей вынуждена строить маленькое общество с нуля, отбросив всё, чем они были прежде. И только осознав это и забыв разногласия, они смогут пойти дальше. Что, разумеется, не всем по душе.
«Рассвет мертвецов» был тепло принят критиками и зрителями (его даже показывали в Каннах вне основного конкурса), он до сих пор значится в списках лучших фильмов об оживших мертвецах. Ганна за сценарий номинировали на премию Брэма Стокера, но он её не получил, уступив победу другому проекту об оживших мертвецах — «Зомби по имени Шон».

«Слизняк»
Режиссёрский дебют Джеймса Ганна вышел в 2006-м. «Слизняка» он снял, вспоминая любимые боди-хорроры молодости: «Нечто» и «Муха». Это комедийный фильм ужасов о том, как пришелец трансформирует тела землян в небольшом американском городе, а шериф вынужден разбираться с этим, не имея ни малейшего представления, что делать.
В ленте видны традиции студии Troma: множество гипертрофированно мерзких сцен с сексуальным подтекстом, чрезмерно натуральный грим, абсурдные ситуации и много чёрного юмора. Через гротеск Ганн хотел показать клише подобных фильмов ужасов «о происшествии в глубинке» и намеренно изображал штампы, стараясь обыграть их с издёвкой.

Весь фокус «Слизняка» смещён на физические метаморфозы. Наблюдать, как главный злодей постепенно превращается в чудовище, местами физически неприятно. И то, как он трансформирует тела других людей, тоже дискомфортно. В этом чувствуется наследие «Извне» Стюарта Гордона, который обожал повергать публику в шок.
Кстати, здесь Ганн впервые поработал вместе с Нэйтаном Филлионом и Майклом Рукером. Оба актёра в дальнейшем появятся в множестве проектов постановщика, включая и новую киновселенную DC.
«Порно для всей семьи»
Наверное, самая большая шутка в карьере Джеймса Ганна. Веб-проект, пародирующий американскую порноиндустрию и клише в ней, в оригинале назван PG Porn (от Parental Guidance). Это серия короткометражек, которые выходили под слоганом: «Для тех, кто любит в порно всё… кроме секса».

Серии с названиями в духе «Попа-дание у дороги» и «Насаживаю твою жену» показывали какие-то клише из порноиндустрии с участием популярных актёров и реальных актрис жанра кино для взрослых. На одном экране появились Нэйтан Филлион и Ария Джованни, Майкл Розенбаум и Белладонна, Шон Ганн и Бри Олсен, Алан Тьюдик и Белладонна, и, конечно, сам Джеймс Ганн и Саша Грей.
Выглядит это всё очень смешно: порноактрисы хотят начать, собственно, секс, а актёры всеми силами пытаются его избежать — намеренно и не очень. Кстати, и Тьюдика, и Розенбаума в проектах Ганна зритель увидит ещё не раз.

«Супер»
Сегодня имя Джеймса Ганна плотно ассоциируется с супергероикой благодаря «Стражам Галактики». Но немногие помнят, что в 2010-м он уже пробовал себя в этом жанре и снял максимально приземлённую чёрную комедию «Супер» по собственному сценарию. В главных ролях Рэйн Уилсон, Эллен Пейдж и Лив Тайлер. А ещё в картине появились друзья режиссёра — Майкл Рукер, Линда Карделлини и Шон Ганн, а одного из главных героев сыграл Кевин Бейкон, которого режиссёр в конечном счёте снял в мета-роли в рождественском спешле «Стражей Галактики».

Лента рассказывала о герое, чья жена ушла к криминальному авторитету, что побудило его стать супергероем. Особых сил у Багряного болта и его напарницы Болтика не было, но это не мешало им избивать людей на улицах, оправдывая всё благими целями. В этом фильме чёрный юмор Ганна особенно ярко выделялся. Так, одна из линий в ленте — изнасилование мужчины (героиня Пейдж силой склоняет главного героя к сексу), а также гипертрофированная жестокость и кровавые смерти.
«Супер» задумывался как диалог о ценности мстителей в масках и их злоупотреблении насилием при выполнении своего «долга», но оказался не слишком популярным (экранизация комикса «Пипец», вышедшая почти в то же время, всё-таки оказалась и бодрее, и ярче, а темы у картин одинаковые). Тем не менее именно «Супер» привлёк внимание Кевина Файги к молодому режиссёру, который может нестандартно подавать истории о непонятных героях. Чем закончится их будущее сотрудничество — все и так знают.

Lollipop Chainsaw
В 2012 году на PlayStation 3 и Xbox 360 вышла игра от студии Grasshopper Manufacture под названием Lollipop Chainsaw. Это экшен от третьего лица, в котором старшеклассница-чирлидерша с бензопилой сражалась с ордами оживших мертвецов. На поясе у неё болталась голова её парня-неудачника, которого зомби укусили, но он выжил, так как девушка вовремя его обезглавила.

За сценарий отвечал Джеймс Ганн. И хотя игру в момент выхода приняли смешанно (больше всего она понравилась японцам), с годами вокруг неё даже появилось сообщество фанатов, благодаря чему проект перевыпустили на консолях нового поколения в 2024-м. Любопытно, что некоторые элементы стилистики игры Ганн впоследствии адаптировал в своём «Отряде самоубийц: Миссия навылет», например, в экшен-сценах Харли Квинн, где реальное и вымышленное сливается в единый микс, показывая сражение с перспективы сумасшедшей героини.

История представляла собой некий безумный коктейль из зомби-муви и клише японского сторителлинга. Тут были и Миры за Пределами Слов, где обитают души умерших, и Гнилой Мир, откуда родом демоны и зомби, а также демонические боссы — Тёмные Поставщики, — которых необходимо свергнуть, чтобы всё вернулось на круги своя.
«Муви 43»
Печально известный киноальманах Питера Фаррелли 2013 года не мог не появиться в этом списке. Три антинаграды «Золотая малина», статус «худшего фильма» 2013 года, 4% на Rotten Tomatoes, а также невероятное количество камео звёзд первой величины и лучших комедийных режиссёров своего времени. В их числе был и Джеймс Ганн, поставивший новеллу о сексуально агрессивном коте Бизле.
В короткой истории снялись Элизабет Бэнкс и Джош Дюамель, а построена она вокруг шутки об обратной зоофилии. Парень героини убеждён, что у её кота странная тяга к своей хозяйке, которую она в упор не замечает. Сам кот был нарисован в классической 2D-анимации, что, впрочем, никак не влияло на сюжет и отчасти пародировало картины вроде «Гарфилда», где герои также не замечали, что титульный персонаж заметно отличается от других животных.

И напоследок любопытный факт: в 1989 году Ганн основал группу The Icons, которая исполняла некий микс из альтернативного рока и нью вейва. Особого успеха они не достигли, хотя некоторые песни всё же попали в кино — в проекты, которыми занимался сам режиссёр. Можно услышать композиции The Icons в «Тромео и Джульетте», в обеих частях «Скуби-ду» и в «Муви 43». Любовь к музыке впоследствии нашла отражение в супергеройских проектах Джеймса. К своим «Стражам Галактики» и проектам DC он лично подбирал саундтреки, чтобы сцены звучали точно так, как он их задумывал при работе над сценарием.
Говоря о его раннем творчестве, важно сказать, что он многое взял у своего наставника Ллойда Кауфмана. Сценарист и режиссёр хорошо научился миксовать тональность фильмов — когда за драматичной сценой возникает какой-то неожиданно смешной эпизод. Он научился тонко чувствовать болевые точки зрителя, чтобы уметь растрогать его или вывести из себя. В конце концов, Ганн понял, как влюбить зрителя в аутсайдеров, до которых никому нет дела. Можно даже сказать, что без команды «Корпорация Тайна» не было бы Стражей Галактики.

Ганн пробивался в своей карьере, много экспериментируя и пробуя неочевидное, что помогло ему найти свой режиссёрский почерк и редкое чувство стиля. Он нечасто опускался до совсем откровенных пошлостей (оставим печально известную историю с шутками в Twitter’е для другой статьи) и почти всегда понимал, как искренне и чутко подать своих героев, чтобы даже самые нелепые из них вроде супергероя-неудачника или говорящего енота могли выглядеть убедительно.
Надеемся, что чувство баланса раскроется и в новой киновселенной режиссёра.
