От пародии до драмы: как создатель «Чернобыля» и сериала The Last of Us снял «Супергеройское кино» | Кино и сериалы на 2x2 | 2023
18+ От пародии до драмы: как создатель «Чернобыля» и сериала The Last of Us снял «Супергеройское кино»

От пародии до драмы: как создатель «Чернобыля» и сериала The Last of Us снял «Супергеройское кино»

Алексей Ионов

В этом месяце исполняется 15 лет с момента выхода «Супергеройского кино» (Superhero Movie) — пародии на «Человека-паука» в частности и супергеройский жанр в целом. Примечательно, что написал и поставил её Крейг Мейзин — человек, имя которого последнее время ассоциируется с проектами совсем другого рода. Мейзин — постоянный соведущий подкаста о сценаристике и сценарном мастерстве Skriptnotes и создатель 2 знаковых драматических сериалов — «Чернобыля» и адаптации популярной видеоигры The Last of Us («Одни из нас»). Рассказываем о фильме и о том, как Мейзин вообще попал в мир пародий.

Крейг Мейзин / MovieZine

Из маркетологов в сценаристы

Изначально Крейг Мейзин вообще не планировал заниматься режиссурой или сценаристикой. Его первой сферой деятельности в кинобизнесе были маркетинг и пиар — Мейзин планировал рекламные кампании для фильмов Disney.

В середине девяностых Мейзину впервые выпала возможность поучаствовать в создании фильма в другой роли, и он написал сценарий научно-фантастической комедии «Человек-ракета».

Кадр из фильма «Человек-ракета» / Walt Disney Pictures и Caravan Pictures

После этого Крейг понял, что писать кино ему нравится гораздо больше, чем его продвигать. А пару лет спустя Мейзину предложили впервые попробовать себя в кресле режиссёра и поставить фильм по сценарию ещё одного безвестного новичка по имени Джеймс Ганн.

«На съёмках ”Необыкновенных” мы, кажется, совершили все ошибки, какие только может совершить режиссёр независимого кино», — вспоминал впоследствии Мейзин. Небольшой бюджет и сжатые сроки производства вылились в огромный недостаток подготовки, иногда Мейзин видел готовые декорации только в утро съёмки. «Фильм выглядит как дерьмо и в нём есть прямо-таки ужасные моменты, — продолжает кинематографист, — и в то же время некоторые случившиеся на площадке вещи до сих пор вызывают самые тёплые воспоминания».

В нулевых Мейзин прославился в первую очередь как комедийный автор. Он написал сценарии для третьей и четвёртой частей «Очень страшного кино» (многие фанаты до сих пор считают третий фильм лучшим во франшизе), а уже после «Супергеройского кино» помог Тодду Филлипсу со вторым и третьим «Мальчишником в Вегасе».

Кадр из «Очень страшного кино 3» / Dimension Films

Мейзин уже тогда обладал огромным авторитетом в индустрии. С 2004 года он вместе с Тедом Эллиотом вёл посвящённый сценарному делу блог The Artful Writer, а когда портал закрылся, запустил ему на смену подкаст Skriptnotes. Когда создатели «Игры престолов» Дэвид Бениофф и Дэн Уайсс в 2009 году сняли первую версию пилота «Игры престолов», они обратились за отзывом именно к Мейзину, и именно Мейзин сказал, что у шоураннеров большие проблемы, и пилот попросту не работает.

Уже после «Мальчишников» Мейзин переключился на более серьёзные проекты и поставил сначала «Чернобыль», а затем «Одни из нас». Примечательно, что сам сценарист считает самыми сложными проектами именно пародии и комедии и говорит, что никогда в жизни не трудился настолько упорно, как во время работы над третьей частью «Очень страшного кино».

В воронке пародий

В начале нулевых у Мейзина не было недостатка в заказах. Он писал какие-то вещи для братьев Вайнштейнов и адаптировал для Роберто Бениньи рассказ Филипа К. Дика «Короткая счастливая жизнь коричневого тапка» (как можно догадаться, до экрана этот сценарий так и не добрался). Затем Крейгу позвонил Боб Вайнштейн и насильно («Вы же знаете, как Боб умеет убеждать», — грустно улыбается в интервью Мейзин) уговорил заняться третьей частью «Очень страшного кино».

Успех первых двух частей франшизы воскресил интерес к жанру, и неожиданно новые пародии снимали уже все вокруг, причём зачастую выделенный бюджет был смехотворен, сроки поджимали, а качество готовой продукции — ниже плинтуса. Мейзин обрадовался возможности поработать с иконами пародийного жанра — Дэвидом Цукером, Пэтом Профтом и Джимом Абрахамсом — но признавал, что условия были далеки от идеальных. «Вайнштейны дико давили на нас, чтобы мы как можно быстрее выпустили готовый продукт. В таких условиях мы не могли выполнить работу так качественно, как хотели бы», — вздыхает сценарист.

Крейг Мейзин и Дэвид Цукер на лекции по сценарному мастерсту. Источник: YouTube. Канал: Campus Movie Fest

А ещё успех «Очень страшного кино» надолго засосал Мейзина в воронку пародийных фильмов производства Вайнштейнов. Так он и попал на съёмочную площадку «Супергеройского кино».

Под давлением

«Супергеройское кино» в девичестве назывался просто «Супергерой». Роль Мейзина ограничивалась написанием сценария, а съёмками должен был руководить Дэвид Цукер. Затем Вайнштейны перетряхнули съёмочную группу, Мейзин оказался в режиссёрском кресле, а Цукеру досталась роль исполнительного продюсера.

Стрекозец, кадр из фильма «Супергеройское кино» / Dimension Films

Давление со стороны Вайнштейнов было чудовищным. Сроки опять были сжатыми, а выделенный бюджет — меньше «Очень страшного кино». Ситуацию усугубляли творческие разногласия. Продюсеры хотели получить пародию на весь супергеройский жанр в целом, а Мейзин пытался ограничиться одним конкретным фильмом — «Человеком-пауком» 2002 года. «Я не хотел пародировать весь жанр, поскольку в таком случае получается не пародия, а набор клише, и итоговый результат превращается в хаос», — жаловался сценарист.

В конечном итоге победило мнение продюсеров. «Человек-паук» остался основной мишенью пародии, но в повествовании появилось множество отсылок и на другие фильмы. «Мы пародируем “Людей Икс»”, “Супермена” и “Фантастическую четвёрку”, — рассказывал в интервью Цукер. — Это пародия на весь супергеройский жанр в целом, как мы делали с “Очень страшным кино”, но здесь более цельный сценарий, как в “Голом пистолете”. В конечном итоге, “сама идея была не очень”», — подытоживает Мейзин.

Стрекозец на защите города

Рика Райкера (Дрейк Белл), типичного неудачника и самого непопулярного ученика в классе, во время школьной экскурсии в исследовательскую лабораторию кусает стрекоза-мутант. В результате у Рика развиваются сверхспособности. И хотя самого Рика больше волнует сногсшибательная соседка-одноклассница Джилл Джонсон (Сара Пэкстон), после несчастного случая, едва не стоившего жизни его дяде Альберту (Лесли Нильсен), Райкер решает бросить вызов преступности как супергерой Стрекозец.

Часовщик, кадр из фильма «Супергеройское кино» / Dimension Films

Поначалу Стрекозец занимается решением всяких банальных проблем вроде ограблений магазина и спасений старушки из-под колёс грузовика (только не спрашивайте, что потом сделалось с этой старушкой), но вскоре у него появляется настоящий злейший враг: Часовщик. Стрекозец понятия не имеет, что под маской Часовщика скрывается Лу Ландерс (Кристофер Макдональд), глава исследовательской лаборатории и дядя парня Джилл, но он понимает, что злодей задумал что-то недоброе. И действительно — смертельно больной Ландерс изобрёл устройство, продлевающее его жизнь за счёт других людей. Вот только незадача: одной человеческой жизни хватает Ландерсу всего на 24 часа, а значит, следующее его убийство должно стать максимально массовым…

Смешанные чувства

«Супергеройское кино» действительно едва ли не покадровая пародия на первого «Человека-паука» Сэма Рэйми, хотя порой в истории Питера Паркера появляются элементы, явно высмеивающие историю происхождения Бэтмена. Возникает в повествовании и сатира на другие образцы жанра, но поскольку на дворе стоял лишь 2008 год, и даже до премьеры первого «Железного человека» оставалось ещё несколько месяцев, другие образцы жанра ограничились сценами с участием местных версий Фантастической четвёрки и Людей Икс.