Гибридных фильмов, то есть картин, где на одном экране совмещены анимация и живая съёмка, к 2021 году набралось уже немало. Но самым культовым до сих пор по праву остаётся кино «Кто подставил кролика Роджера», переиздание которого выйдет 7 декабря в формате 4K Ultra HD. По этому поводу Евгений Спицын несколько раз пересмотрел «Роджера», изучил съёмки бэкстейджа, отсмотрел кучу документов и теперь готов представить самую подробную инструкцию, как перенести мультяшку в кино.
«Кто подставил кролика Роджера» вышел в американских кинотеатрах в 1988 году, и по сложности производства был чуть ли не самым трудоёмким фильмом того времени. И неспроста! Такая масштабная картина со столь амбициозной задумкой встретила аниматоров, кукловодов, монтажёров и других членов огромной команды целым ворохом сложнейших задач. Ведь чтобы создать правдоподобный мир, где мультяшки живут и взаимодействуют с людьми, нужно было сотворить настоящую магию.
Предыстория жанра
Роберт Земекис был далеко не первым, кто решил воплотить в жизнь мечту многих детей и соединить реальный и рисованный миры. Пусть и не в таком масштабе, но в далёком 1923 году до него это уже пытался сделать Макс Флейшер со своей знаменитой серией мультфильмов «Out of the Inkwell», в которой клоун Коко буквально сходил с листа бумаги и взаимодействовал с миром людей.
В 1940 году персонажи Looney Tunes тоже выбрались за пределы бумаги в короткометражке «You Ought to Be in Pictures».
Также не стоит забывать про культовый танцевальный номер Джерри и Джина Келли в 1944 году.
«Мэри Поппинс» 1964 года тоже отметилась солидным куском анимации, хронометраж которой составил около десяти минут, что по тем меркам было довольно много для игрового кино.
Однако это не идёт ни в какое сравнение с количеством анимации в «Кролике Роджере», ведь там мультяшки делят экран с людьми практически на протяжении всего фильма. Такой масштабный мир, конечно же, стоит на своих «трёх китах». Роберт Земекис замахнулся взять лучшее от аниматоров прошлого, а именно:
- Наделил своих персонажей правдоподобностью диснеевских характеров;
- Подарил им настоящие человеческие чувства;
- Приправил всё это безумием Looney Tunes и мультяшными гэгами Текса Эйвери.
На примере Роджера видна смесь из всех трёх пунктов. Например, когда он узнаёт о том, что Джессика играла в «ладушки» с другим, он впадает в отчаяние, потом злится, выпивает, превращается в мультяшную сирену, а затем снова возвращается к человеческим эмоциям.
Технические инновации «Кролика Роджера»
Отлично прописанные персонажи — это всегда хорошо, но когда пытаешься убедить зрителя в том, что мультяшки существуют в мире людей, сценарного профессионализма мало. И тут в дело вступают всякие хитрости, которые в значительной мере использовала команда Земекиса. Чтобы максимально точно передать те или иные движения мультяшек, приходилось мастерить различные устройства, как, например, специальные трубки и насосы для сцены с раковиной.
А для перемещения оружия в пространстве пригласили кукловодов, которые своими умелыми руками смогли в точности передать необходимые движения. Для ещё большей точности иногда была задействована механическая рука.
Даже наручники на руке Боба Хоскинса — это тоже хитрое устройство. Он мог поворачивать их лёгким движением запястья. Похожую руку использовали, чтобы отчаявшийся Роджер выпил рюмку.
Гораздо более сложное устройство соорудили для малыша Германа. В фильме он постоянно крутит в руке сигару, поэтому здесь нужны были точные и быстрые движения, для чего техники смастерили специальную руку, которая повторяла движения «перчатки» оператора (на всякий случай напомним — это 1988 год!).
Что же до сцены с битьём тарелок? Всё верно! Там тоже была механическая рука, но с присоской.
Но всё это мелочи по сравнению со сценой, на которую убили тысячи человеко-часов — бар «Чернила и краски». В одном кадре одновременно происходит очень много всего: посетители сидят за столиками и делают заказы, их шустро обслуживают мультяшные пингвины, за барной стойкой осьминог играючи делает несколько дел сразу, а на сцене Дональд и Даффи устраивают настоящее музыкальное побоище.
Всё выглядит настолько натурально, что зритель даже не задумывается, сколько всего происходит за кулисами, а если говорить конкретно об этой сцене, то под полом. Да, прямо под ногами актёров работали кукловоды, изображая пингвинов: на специальных шестах они держали подносы с напитками и по мониторам следили за своими действиями.
С осьминогом дела обстоят проще. Так как все движения животного плавные, было решено отказаться от механических рук и воспользоваться услугами кукловодов с лесками.
А вот с баталией Дональда и Даффи пришлось повозиться. Для начала оба музыкальных инструмента синхронизировали с мелодией, затем управление различными крышками сделали дистанционным, а ножки рояля даже складывались по команде.
Благодаря очень слаженной работе команды мы получили одну из самых запоминающихся и правдоподобных сцен во всём фильме. Но на этом технические хитрости не заканчиваются.
Ни один уважающий себя детектив не обходится без сцены погони, но что если погоня происходит на мультяшной машине? Кто бы мог подумать, что у такси Бенни в багажнике запрятался водитель?
К слову, в некоторых особо экстремальных кадрах Боба Хоскинса даже пришлось перерисовать для плавного перехода кадров.
Актёрские хитрости на съёмках
Но одних только технических приспособлений и механических хитростей мало, чтобы зритель поверил в происходящее. Без превосходной актёрской игры здесь не обойтись. И надо сказать, что актёры выложились по полной, включая тех людей, кто озвучивал фильм.
Процесс съёмки «Кролика Роджера» немного отличался от процесса съёмок обычного фильма, ведь здесь актёрам очень часто приходилось общаться, по сути, с пустым местом. Задача не из лёгких, но чтобы было проще, на съёмочную площадку приглашались актёры озвучки, которые дублировали реплики своих мультяшных персонажей, находясь вне кадра. А Чарльз Флейшер, который озвучивал Роджера, пошёл дальше — он наряжался в специальный костюм, чтобы больше походить на своего персонажа. Хорошо, что актёр озвучки малыша Германа отказался от такой затеи.
На этом сложности, конечно же, не заканчивались. Основной проблемой как для аниматоров, так и для актёров, была постановка точного направления взгляда. Актёр, разговаривающий с мультяшным персонажем, должен был правдоподобно фокусировать взгляд на пустоте так, будто там кто-то есть.
Боб Хоскинс мастерски обуздал эту способность. Он мог «разговаривать с воздухом», отвернуться, а затем сфокусировать взгляд на том же самом пустом месте. Но никто не идеален: в одной сцене Боб остановил взгляд чуть выше, чем требовалось, но эту проблему быстро решили аниматоры, просто растянув Роджера вдоль стены, так как у него шалили нервишки.
К слову, процесс съёмки сцен, в которых участвовали мультяшки, начинался с подробных репетиций с участием резиновых кукол. На таких прогонах актёры запоминали, куда именно фокусировать взгляд, какой вес должна держать рука, куда должна упереться нога или рука и так далее, а потом уже повторяли весь процесс без кукол. Уж не знаем, использовали ли они для таких постановок резиновую Джессику.
Многослойность анимации
Технических хитростей и отличной актёрской игры тоже недостаточно, чтобы по-настоящему оживить мультяшку в кадре, поэтому тут в дело вступают главные специалисты — аниматоры.
Всё начиналось с того, что Земекис объяснял главным аниматорам под руководством легендарного Ричарда Уильямса, что и как он хотел сделать на экране, показывая им отснятый материал. Художники рисовали небольшие наброски, которые потом перерастали в раскадровки. После этого аниматоры занимались не совсем привычным для них делом — да, они всё ещё рисовали мультфильм, но делали это поверх кадров фильма.
Затем чистовые рисунки отправляли на покрас, и, в целом, далее повторялся процесс производства любого мультфильма того времени. Но этого всё равно мало, так как мультяшка будет в таком случае очень сильно выделяться в кадре и выглядеть плоско. Для придания ему объёма для КАЖДОГО кадра отрисованной анимации дополнительно накладывались слои с эффектами. Получался такой своеобразный бутерброд.
То есть у каждого кадра был слой с подсветкой, слой с бликами и слой с тенями. Каждый этот слой отдельно фотографировали на специальном оптическом принтере, чтобы получить в конечном счёте готовый кадр с объёмным персонажем. Этим совмещением занималась компания «Industrial Light & Magic». В работу им поступило 1004 кадра от команды «Кролика Роджера», что по объёму превышало всё, над чем они работали ранее. На тот момент самым трудоёмким проектом у них были «Звёздные Войны: Возвращение Джедая», для которого им прислали около 300 кадров.
К моменту, когда персонажи оживали и выглядели правдоподобно, оставалось добавить ещё немаловажную часть реализма — звук. Видеоряд отдавали специалистам по звуковым эффектам, которые записывали грохот от падающих предметов, весёлые мультяшные звуки, различные шаги и прочие прелести, чтобы всё не только выглядело реалистично, но ещё и звучало.
Подводя итог, думаем, стало для всех вполне очевидно, какую колоссальную работу проделала команда «Кролика Роджера» лишь для того, чтобы зритель не сомневался в том, что мультяшки реально жили вместе с людьми. И всё это было сделано без использования компьютеров. Все актёры, технические специалисты, кукловоды, аниматоры и остальные члены команды проявили огромное усердие, работая с этими персонажами. И даже спустя столько лет «Кто подставил Кролика Роджера» всё равно остаётся настоящим бриллиантом среди похожих гибридных картин.