В этой подборке собрали для вас хорроры о призраках и духах, которые переворачивают и переосмысляют типичные приёмы жанра. До кинотеатров наконец-то добрался фильм «Присутствие» (Presence). Главной особенностью триллера стал выбор необычной точки зрения — история представлена глазами призрака. Камера Стивена Содерберга («Траффик», «Одиннадцать друзей Оушена»), который также выступил режиссёром фильма, имитирует преследующий взгляд наблюдателя с помощью долгих подвижных кадров, что помогает посмотреть на типичное для ужастиков действие под новым углом. Рассказываем и о других необычных фильмах о привидениях.
«Другие» (2001)
Готический хоррор Алехандро Аменабара («Море внутри») переносит зрителя в Англию 1945 года в мрачный, изолированный дом. Грейс Стюарт (Николь Кидман), женщина строгих правил, живёт с двумя детьми, страдающими от непереносимости солнечного света, и ждёт возвращения мужа с войны. Она нанимает трёх слуг, и вскоре начинает замечать странные события: шорохи, закрывающиеся двери и чьё-то невидимое присутствие.
Зритель видит мир глазами героев, которые изо всех сил стараются защитить себя от внешней угрозы, но где скрывается настоящая опасность? Фильм запоминается благодаря неожиданному финалу в духе Шьямалана, который переворачивает статус-кво. Кроме того, лента мастерски использует саспенс, избегая излишнего акцента на хоррор-клише. Вместо этого Аменабар сосредотачивается на драматической истории материнской любви, вине и поиске искупления, превращая классический фильм о призраках в эмоциональное и захватывающее действие.
«Озеро Мунго» (2008)
Этот фильм в псевдодокументальном жанре (мокьюментари) рассказывает историю семьи Палмер, чья жизнь изменилась после трагической гибели их дочери Элис. Родители и брат начинают замечать странности: шумы, пугающие образы на фотографиях и ощущение некоего присутствия. Постепенно через записи, интервью и видеоматериалы раскрывается мрачная правда о жизни Элис, её тайнах и связи с высохшим озером Мунго.
В отличие от других ужастиков с тропом «найденная плёнка» («Ведьма из Блэр: Курсовая с того света», «Паранормальное явление») «Озеро Мунго» полностью стилизовано под документальное расследование. Мы видим синхроны с соседями, друзьями и членами пострадавшей семьи, а также фотографии и видео из их личного архива, сделанные на любительскую технику, — всё это помогает поверить в реальность происходящего.
В своём дебютном фильме Джоэл Андерсон стремился не столько напугать, сколько исследовать то, как горе опосредуется с помощью техники, поэтому в «Озере Мунго» нет громких скримеров. Вместо этого ужас достигается через эмоциональное напряжение.
«1408» (2007)
Писатель Майк Энслин (Джон Кьюсак), скептически настроенный исследователь паранормального, решает провести ночь в печально известном номере 1408 отеля «Дельфин». Несмотря на предупреждения управляющего, Майк уверен, что комната не представляет угрозы. Но уже с первых минут пребывания он сталкивается с необъяснимыми и пугающими явлениями. То, что начинается как вызов самому себе, вскоре превращается в кошмар: номер обрушивает на героя лавину галлюцинаций, извращая время, пространство и реальность.
«1408» выделяется своей камерной обстановкой — действия ограничены пределами одной комнаты. Однако именно это пространство становится антагонистом, превращаясь в живое существо, которое манипулирует памятью, эмоциями и страхами героя. Постепенно Майк начинает терять границы между реальностью и иллюзией, что превращает его борьбу в психологический кошмар. Фильм особенно силён благодаря актёрской игре Джона Кьюсака и изощрённым визуальным эффектам, которые создают ощущение полной изоляции и отчаяния.
Кстати, у фильма есть аж три версии финала. Видимо, чтоб угодить фанатам Стивена Кинга, известного своими трудностями в написании концовок.
«Страшилы» (1996)
До «Властелина колец» Питер Джексон снял блестящий комедийный хоррор «Страшилы». Герой Майкла Дж. Фокса — мошенник Фрэнк Баннистер, который вместе со своими призрачными партнёрами, Судьёй, Сайрусом и Стюартом, устраивает постановочные «изгнания». Однако его образ жизни нарушается, когда в городе появляется злобный дух, убивающий жителей города. Фрэнку предстоит вступить в настоящую битву с потусторонними силами и узнать, как происходящее связано со смертью его жены.
Фильм выделяется умелым сочетанием юмора и жути. Благодаря революционным для своего времени CGI-эффектам удалось создать запоминающиеся образы призраков (от комичных до по-настоящему пугающих). «Страшилы» остаются уникальным фильмом в своём жанре, показывая, как ужасы и комедия могут сосуществовать и умело развлекать зрителя.
«История призрака» (2017)
Дэвид Лоури («Пит и его дракон») представляет призраков в неожиданно минималистичном и трогательном виде. Главный герой (Кейси Аффлек) погиб в автокатастрофе и вернулся в дом, где жил с любимой, в образе традиционного привидения — человека, скрытого под простынёй с прорезями для глаз. Его история — это неподвижное наблюдение за тем, как жизнь вокруг меняется.
«История призрака» — это размышления о бренности жизни, утрате и смысле существования. Медитативный темп фильма, практически полное отсутствие диалогов и минимализм визуальных решений делают его больше похожим на философское эссе, чем на типичную историю о призраке. Даже привидение здесь, вопреки клише жанра, излишне пассивно и не пытается чего-то добиться. «История призрака» определённо понравится тем, кто любит неторопливые, медленные фильмы.
«Хребет дьявола» (2001)
Гильермо дель Торо создаёт мрачную, но трогательную историю, происходящую в испанском детском приюте во время Гражданской войны. Молодой сирота Карлос сталкивается с призраком мальчика Санти, который погиб при загадочных обстоятельствах. Вместе с новыми друзьями Карлос пытается раскрыть тайну гибели Санти, а заодно сталкивается с реальной угрозой со стороны взрослых.
«Хребет дьявола» — это не только фильм ужасов, но и политическая драма, в которой сверхъестественное используется как метафора для изображения последствий войны и человеческой жестокости. При этом сам призрак — наименее пугающий аспект фильма. Он служит моральным центром для глубокой и сложной истории. Как и в «Лабиринте Фавна», дель Торо умело сочетает черты нескольких жанров, чтобы передать глазами детей жестокую реальность Испании времён Франко начала 1940-х годов.
Фильм порадует и своей потрясающей операторской работой: за кадром Гильермо Наварро, получивший «Оскар» за съёмку «Лабиринта Фавна». Визуальная эстетика дель Торо с золотистыми тонами и впечатляющими декорациями создаёт неповторимую готическую атмосферу.
«Убрать из друзей» (2015)
Лео Габриадзе («Ёлки 2», «Ёлки 3») переносит классическую историю о призраке в современный мир технологий. Действие разворачивается на экране компьютера, где группа подростков общается через Skype. Вскоре к их разговору подключается аккаунт погибшей подруги, которая начинает раскрывать их секреты и мстить за своё самоубийство, вызванное травлей.
«Убрать из друзей» — это первый полнометражный screenlife-фильм. Сюжет показан через окна видеозвонков, мессенджеров и социальных сетей. Любимый формат Тимура Бекмамбетова, спродюсировавшего хоррор, помогает создать уникальный эффект присутствия, благодаря чему зритель как бы следит за всем происходящим в режиме реального времени.
Этот фильм явно не лучший образчик жанра, но от него вполне можно получить guilty pleasure. Серьёзно, где ещё вы увидите смерть от утюжка для волос?
«И гаснет свет…» (2016)
Всем никтофобам привет. Давид Ф. Сандберг («Проклятие Аннабель: Зарождение зла», «Шазам!») исследует страх темноты в буквальном смысле. История рассказывает о сущности, которая появляется только при отсутствии света. Ребекка (Тереза Палмер) должна противостоять своим детским страхам, чтобы защитить младшего брата от мстительного духа, таинственно связанного с матерью героев.
«И гаснет свет…» основан на одноимённой короткометражке, идея которой очень понравилась зрителям и критикам и в итоге переросла в полный метр. Простая, но эффективная концепция, апеллирующая к базовому страху темноты и неизвестности, позволяет творчески подойти к освещению. Работа со светом и тенью является сильнейшей стороной фильма. Большинство сцен происходят в полумраке, откуда то и дело ждёшь, когда выпрыгнет скример. За счёт кадрирования, скрытых движений камеры и игры на интуитивном человеческом страхе темноты «И гаснет свет…» страшно смотреть даже днём.
А какие ужастики о призраках показались вам необычными?