18 июля в онлайн-кинотеатре Wink вышла документалка «Фильм о фильме. Слово пацана. Кровь на асфальте», рассказывающая о создании самого громкого российского сериала последних лет. Какие персонажи поменялись местами? Кто неожиданно остался жив и сколько травм получили актёры массовых сцен? Рассказываем, какими ещё подробностями поделились режиссёр Жора Крыжовников и сценарист Андрей Золотарёв вместе с командой.
Андрей Золотарёв: «До выхода “Слова пацана” я был автором множества блокбастеров. Теперь я просто автор “Слова пацана”».
Первая серия «Слова пацана» вышла 9 ноября 2023-го, особо не привлекая внимание масс. До сериала творчество Крыжовникова окружали разные мнения, среди которых бытовало слово «кринж». «Горько!», «Самый лучший день» и «Родные» — режиссёр оборачивает социальную проблематику в декорации «пошлой» России, за которую некоторым стыдно. Однако настроения изменились к середине проекта, когда сарафанное радио достигло таких масштабов, что многие ставили будильники на раннее утро, чтобы первыми посмотреть новый эпизод, ребята из соседнего двора копировали поведение героев, находя в проекте романтизацию бандитизма, а трек «Пыяла» поднялся в чартах. В итоге «Слово пацана» оказался самым популярным сериалом прошлого года. А вот заслуженно или нет, каждый решит для себя сам.
Не секрет, что в основу проекта о казанском феномене легла книга «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» Роберта Гараева. В документальном фильме Жора Крыжовников и Андрей Золотарёв рассказывают, что писатель присутствовал на каждой сценарной встрече, став для команды «источником правил». Авторы написали историю за 300 часов, в том числе основываясь на своих впечатлениях об этом периоде.
«Видимо, всю Россию пригласили на пробы Вовы Адидаса, потому что Вова Адидас и есть вся Россия», — говорит Слава Копейкин.
Кто только не пробовался на роли парней, и каким образом! Например, мама Леона Кемстача, сыгравшего паиньку-пианиста Пальто, вместо видеопроб, отправила команде ролик, где актёр отказывается участвовать в кастинге. Этим он и зацепил Крыжовникова! А вот Аню Пересильд утвердили на роль Айгуль ровно на следующий день после встречи. Также известно, что Ивану Янковскому потребовалось с нуля обучиться игре на гитаре и пойти на бокс. Какие новые навыки приобрели другие актёры, — не уточняется.
Сотрудник милиции Дядя Ильдар (Антон Васильев), мечтающий наказать малолетних бандюганов, стал любимым персонажем Золотарёва. Сценарист настаивал, чтобы герой выжил, хотя Крыжовников имел другие планы на мужичка. Авторы утверждают, что до конца не понимали, кто из героев умрёт, а кто останется.
Важные изменения коснулись линий членов ОПГ Турбо (Слава Копейкин) и Зимы (Лев Зулькарнаев), которые неожиданно поменялись местами. Лев не смог приехать на смену, где снимали сцену со спасением Вовы Адидаса из больницы, поэтому его заменил Слава. Зулькарнаев говорит: «Изначально Зима был гадким и мерзким персонажем, а по итогу оказался даже порядочным». Так, он вместе с Адидасом поехал на стрелу с Жёлтым (Андрей Максимов), членом неприятельской группировки, где героя Янковского поставили на колени. Вместо Зимы отрицательным героем стал Турбо, который и начал «расследование» против влюблённых Марата (Рузиль Минекаев) и Айгуль.
Для реализации проекта постановщик изучал советские фильмы и телепередачи той эпохи. Так, образ героини Насти Красовской вдохновлён заведующей по делам несовершеннолетних из программы «До 16 и старше». Девушка обладает сильной эмпатией, поэтому проникается сочувствием к молодому бандюгану Андрею, стараясь наставить его на путь истинный. Многое мастер брал из окружающего мира — например, деталь в виде бумажного пианино Крыжовников позаимствовал у Юлии Пересильд, которая не имела возможности заниматься музицированием на настоящем инструменте.
«Слово пацана» популяризировал «старые» и народные треки вроде «Нового героя» группы «Мираж» и «Не забывай» «Комбинации». При этом казанские пацаны любили западный поп. На месте «Седой ночи» должна была оказаться песня Boys Boys Boys, которая была сигналом к драке на дискотеке. Однако по сюжету Вова Адидас негативно отзывается об иностранцах, из-за чего в сериале нет ни одного зарубежного трека.
Во время съёмок команда по большей части обходилась без репетиций с камерой, а некоторые сцены и вовсе снимали с одного дубля. Самыми сложными стали массовые драки — числились и переломы. Команда не могла собрать толпу опытных каскадёров, поэтому обучала массовку на месте.
«Были моменты, когда кулак долетал до лица. Такая работа…», —делится координатор трюковых сцен Влас Крутулевский.
Финал меняли четыре раза за несколько суток до съёмок. При этом окончательный вариант придумали прямо на площадке. Идея пересъёмок появилась во время осознания важной детали: после обыска в доме Адидаса, дядя Ильдар не мог не отправиться на работу к его отцу (Сергей Бурунов), где и растоптал репутацию того в клочья.
Кстати, Никиты Кологривого в документалке не оказалось. Позвали его или нет, можно только догадываться!