Кого можно считать самым «трушным» представителем фандомной культуры? Кто-то представит гика, которому уже некуда ставить фигурки (и всё равно всегда найдётся место для самой последней лимитки вайфу), кто-то — девочку, которая пишет сотый фанфик вместо домашней работы и перед сном перечисляет BTS слева направо. А что насчёт болельщика на трибунах в мерче и гриме, прыгающего от восторга, когда команда забивает гол? Он точно фанат, но внутри фандома или всё-таки нет? Разбираемся в том, что объединяет болельщиков и любителей поп-культуры!
Академическая дисциплина Fan studies изучает фанатов через культуру, социологию и психологию. Учёные ищут закономерности и находят их: в общении, поведении, в символах и языке. Спорт тоже входит в fan studies, исследователи уже давно называют его фандомом — несмотря на то, что мы привыкли разделять болельщиков и участников фанатских клубов: гиков, косплееров, анимешников. А ведь между ними сходств куда больше, чем можно представить!
Вообще первые крупные фанатские сообщества возникли из клубов любителей научной фантастики: сериала Star Trek и других культовых произведений сай-фая. Но сама концепция фандомов пришла именно из спорта. Одна из версий возникновения слова «фанат» — трансформация слова «fancy», означающего энтузиазм по отношению к чему-либо. Производное «fance» использовали в Англии уже в конце 18 века в том числе по отношению к любителям спорта, чаще всего — бокса. Слово «fan» стало популярным уже в бейсбольных кругах в 1880-х, а чуть позже им стали обозначать вообще всех, кто был предан кому-то или чему-то.
Сейчас спорт уже не просто форма досуга, а одна из самых крупных мировых индустрий. Он может показаться отдельным явлением, несравнимым с фандомами, но именно в том, как ведут себя преданные фанаты, есть сходства.
Мерч — точка соприкосновения этих миров. Надевая десяток значков с любимыми тайтлами, мы сообщаем, кто мы такие и чего от нас ожидать. Ещё лучше это работает с выраженным интересом к одному персонажу: мерч с ним — способ показать принадлежность к определённым взглядам. Спортивный же говорит о носителе ещё громче: по нему сразу можно понять «свой» ты или «чужой». Например, когда на трибуне толпа фанатов в футболках одного цвета разделяет друг с другом переживания и эмоции. Это создаёт ощущение единства, ценное для каждого болельщика.
А ещё фанатов объединяет сленг, который возникает как в повседневной жизни, так и в моменты ярких эмоций. Подобный сленг ещё слабо распространен в современном языке, но понятен почти каждому человеку из поколения Z. Например, слово «цундере» (романтически недоступный человек, капризный и холодный) или «яндере» (романтически одержимый человек, до буквального безумия) понимает уже каждый второй. А спорт-словами «тайм-аут» или «позер» пользуются даже крайне далёкие от мира спорта люди.
Для многих людей фанатские сообщества — значимая, а иногда и вовсе центральная часть социальной жизни.
Есть вероятность, что если вы принадлежите к одной из этих фанатских культур, ваше сердце растопит и другая! И фандомы, и спорт — способ хорошо провести время вместе. Сколько людей — столько и практик. Развлекайтесь!