В понедельник, 8 ноября, на большие экраны выходят «Вечные» (Eternals) — новый фильм Marvel о представителях расы генетически улучшенных суперлюдей. Они спокойно себе жили на Земле тысячи лет с одной конкретной задачей — убивать монстров и не вмешиваться в ход человеческой истории. Мы уже посмотрели фильм и готовы объяснить, почему лучше потратить 157 минут жизни на что-то другое — например, поиграть в Marvel’s Guardians of the Galaxy.
Как-то раз ребята из Marvel Studios сели и подумали: «Мы уже отдали “Стражей Галактики” Джеймсу Ганну, и получилось круто. Что бы ещё сделать такого… необычного?» И решили взять героев, о которых среднестатистический зритель ничего не знает, потрясающую режиссёрку Хлою Чжао («Земля кочевников», «Наездник»), оператора Бена Дэвиса («Три билборда на границе Эббинга, Миссури», «Стражи Галактики») и ещё много дико талантливых людей. Что могло пойти не так? Как оказалось, многое.
«Вечные» — это история о команде всемогущих людей, которых отправили на Землю бороться с опасными девиантами. А заодно дали им важное условие — не вмешиваться в прогресс и историю человеческой цивилизации. Люди сами должны прийти к колесу, атомной энергии и интернету. Но после неловкой ситуации с Таносом в «Войне Бесконечности» они всё чаще ставят под сомнение великую идею, с которой прибыли на эту планету.
Создание общей вселенной чаще всего ведёт к ситуации, когда нужно совмещать разные стили и жанры с общей эстетикой всей франшизы. Да, вы можете делать шпионский триллер или драму, но структуру, пожалуйста, оставьте ту же. Всё это чревато тем, что фильмы из киновселенной в какой-то момент просто утомят зрителя и станут слишком предсказуемыми. Возможно, именно поэтому в последние годы студия идёт на большие риски с новыми историями. Но выходит так себе (и, кажется, не по вине режиссёров).
В «Вечных» нас знакомят сразу с десятью новыми персонажами. Каждый несёт свой груз человеческой истории. Например, любопытно наблюдать за Фастосом, который частенько хочет ускорить прогресс и помочь людям с изобретениями. Или же за Друигом, мечтающим закончить хотя бы один военный конфликт своими силами и намекнуть человечеству, что не нужно убивать друг друга ради мира. Но за 157 минут невозможно каждому из них уделить то время, которое они заслужили. Поэтому мы просто идём по верхам, в основном концентрируясь на истории Серси, не верящей в свои огромные силы, и Икариса — своеобразного Капитана Америка среди Вечных.
Герои часто пускаются во вдохновляющие монологи о важности гуманности и человеческих жизней. Темп изначально задаётся медленный, как будто настраивая нас на то, что мы успеем познакомиться со всеми и проникнуться каждой историей (чего не происходит). Мы можем лишь отхватить намёки на то, почему вся команда «распалась» и разбрелась по разным частям планеты. Иногда нам даже дают некоторые отсылки к общей киновселенной: например, отвечают на самый главный вопрос — почему эти всемогущие ребята никак не помогли в борьбе с Таносом? Но здесь предупреждение: ответ вас расстроит и покажется максимально притянутым за уши. Чтобы поверить в него, нужно больше, чем пафосные речи.
И самое грустное во время просмотра — видеть короткие намёки на авторский стиль потрясающей команды, которая работала над фильмом. Взять те же серые тона и долгие, медленные виды на природу, характерные для Чжао. В рамках «Вечных» они выглядят неловко и даже неуместно.
В итоге, мы получаем довольно нудный винегрет, который и с общей киновселенной мало соотносится, и в отрыве кажется странным. У нас есть куча новых героев и мало их развития и истории. Громкие монологи и отсутствие динамики. К двум сценам после титров остаётся единственный вопрос. А зачем всё это было?