В российский прокат 12 мая выходит мелодрама Сергея Бодрова-старшего «Дышите свободно» — кино о заикающихся людях и их попытках преодолеть речевой барьер. Идея фильма возникла у режиссёра ещё в девяностые, но претворить в жизнь удалось лишь в 2022 году. Рассказываем, какой получилась эта история — документалистикой с фокусом на заикании, тривиальной мелодрамой с любовным треугольником или манифестом о воли и вольности.
Илья (Евгений Ткачук) — обычный механик, который после контузии начал заикаться. Речевой дефект мешает герою в личной жизни, работе, да и бывшая супруга не разрешает видеться с сыном, ведь дети часто перенимают заикание у родителей. Накопив за два года приличную сумму, он записывается на курс доктора Черкасовой (Полина Агуреева). Устранить недуг она не в силах, но вот скорректировать речь и уменьшить дефект вполне способна. На занятиях у Ильи начинается роман с Верой (Полина Пушкарук), которая тоже пытается улучшить речь. Безмятежные свидания прерывает Черкасова: оказывается, Илья нужен героине не только на время занятий.
Для Сергея Бодрова тема заикания довольно личная: именно речевой дефект стал препятствием на пути к журналистской карьере. Долго вынашивая идею ещё с девяностых, режиссёр закончил сценарий лишь на пандемии: «Первый вариант был написан лет 15 назад. Когда началась пандемия, делать было нечего, все сидели по домам, и я снова взялся за этот сценарий, переписал, а затем послал его моему другу Сергею Сельянову», — рассказывает Бодров в одном из интервью. Тогда же Сельянов включился в процесс, подкорректировал историю; они решили сразу приступить к съёмкам в Санкт-Петербурге. Главных героев сыграли актёры без заикания — но что у Ткачука, что у Пушкарук отлично получилось почувствовать своих персонажей и их речевую особенность. Насколько верно такое решение или стоило пригласить актёров с дефектами речи — вопрос, постоянно обсуждаемый в киноиндустрии. Возможно, альтернативный каст добавил бы правды в эту историю, как это получилось у фильма «CODA: Ребёнок глухих родителей», но история не терпит сослагательного наклонения.

«Дышите свободно» с первых кадров обозначает центровую тему, начиная повествование с реабилитационного центра. Герои по очереди пытаются без запинок выговорить своё имя, но только после особого ритуала Черкасовой у них это получается, хоть и не безупречно. Сцена за сценой мы погружаемся в будни героев: наблюдаем, когда заикание превращается в барьер, какие практики помогают наладить дыхание и уменьшить зажим, в каком состоянии он естественно уходит и какая сила воли ведёт персонажей к их цели. Всё это напоминает документальное кино: трясущаяся камера, ремарки вроде «Когда заики поют, они не заикаются», размеренное повествование, которое лишено сюжетного драматизма. И пусть эти характеристики не превращают фильм в образец жанра, зато они незаметно выстраивают вокруг зрителя жизненный фон людей с заиканием.


Сюжет, завязанный на любовном треугольнике, тоже не отзывается драмой: фильм будто нарочито лишён кульминации. Такое решение оказывается верным, ведь подобной историей зрителя вряд ли сегодня удивишь. Скорее режиссёр концентрируется не на романтических разногласиях героев, а его разрешении — как разойтись по-хорошему, о чём стоит помнить в «маниакальной» стадии влюблённости и, как бы это банально ни звучало, но насильно мил не будешь. Чаши весов у всей троицы равны: сколько вольности у Черкасовой обвораживать и спаивать Илью, столько и у него свободы отказать ей в отношениях или согласиться на них.

Любовная линия хорошо балансирует тему заикания: на фоне личных переживаний героев сковывает их же голос. Режиссёр на примере физического рассказывает о динамике внутреннего, где речь выступает показательной переменной: она напрямую зависит от психологического состояния героев. Словно оголённые провода, одним своим голосом они выдают эмоции и чувства, которые, возможно, хотелось бы скрыть. Так и фраза «Будешь заниматься — всё получится. Главное, дыши свободно», которую говорит героиня Агуреевой, интерпретируется иначе, ведь дело явно не в лёгких.

«Дышите свободно» — размеренное кино, которое формой и темпом подтверждает свою же идею. Неспешное погружение в сюжет, тривиальная история, ещё и лишающая героев статуса «королев и королей драмы», летний фоновый Питер — всё это точно не покажется вам новым. Но, возможно, позволит на полтора часа выдохнуть.