Весь 2023 год Disney празднует юбилей — сто лет! Мы решили не стоять в сторонке и поздравить студию от всего дваждыдвашного сердца, точнее — устроить тематическую неделю! Затронем и историю компании, и любимые мультфильмы редакции, и даже злодеев, о которых как раз пойдёт речь в этом тексте. Disney — мастер по изготовлению харизматичных антагонистов, не уступающих положительным героям. Попробуем выявить основные тенденции отрицательных персонажей студии и узнать рецепт злодея мечты.
По законам драматургии герои произведения делятся на две стороны — добра и зла. Протагонист не может просто так достичь цели — это слишком просто для кинопроизведения длиной в полтора или два часа. Для того, чтобы история выглядела захватывающе и, что самое главное, правдиво, сценарист расставляет по тропинкам сюжетной линии капканы — некие сложности, которые необходимо одолеть персонажу, чтобы стать сильнее. Как правило, такими сложностями выступают антагонисты, на дух не переносящие главных героев.
Злодей — не просто персонаж, совершающий направо и налево плохие поступки. Это личность, имеющая триггер прошлого, провоцирующий агрессию. На примере диснеевских мультфильмов разберём злодея на составляющие и соберём диснеевский рецепт!
РЕЦЕПТ ЗЛА
Фигура злодея
Не все антагонисты Disney — конкретный человек. Порой противником выступает общество. К примеру, в мультфильме «Бэмби», который Тарантино назвал самым жутким кинопроектом, злодей — человечество. Точнее — охотники, которые убивают животных и уничтожают лес. А в ленте «Цыплёнок Цыпа» оппонентами становятся горожане или одноклассники, буллящие добряка в бумажных трусах, нанося ему психологическую травму.
Чаще всего роль антагониста действительно достаётся конкретному персонажу — похитительнице далматинцев Круэлле (Стервелле), повелителю загробного мира Аиду или советнице императора Изме. Они противостоят как конкретному герою, так и обществу в целом. Например, Аид сражается не столько с Геркулесом, сколько с его отцом Зевсом и всеми богами Олимпа, которые отвергли его.
Приспешники
Злодей — кукловод, дёргающий за ниточки не только потенциальных жертв, но и подчинённых. В таком случае работает правило: антагонист — голова, помощники — руки. Герой обрастает приспешниками рангом ниже, безропотно выполняющими его приказы. Часто их мотивация довольна проста — страх или узы службы. Так, бесы Боль и Паник из «Геркулеса» боятся, что Аид сотрёт их в порошок, поэтому крадут малыша с Олимпа в попытках избавиться от него. Охотник из «Белоснежки» — подчинённый Злой Королевы. Он не может отказать правительнице в приказе убить девчонку. Но даже страх не даёт ему совершить грех. Мужчина предупреждает принцессу об опасности и приносит Королеве кабанье сердце вместо человеческого. Помощью приспешников пользуется и Круэлла из «101 далматинца». Она крадёт щенят силами двух бандюганов, стремящихся обогатиться. Задача героини — руководить и отстёгивать денежки.
В этом смысле интересны отношения Измы и Кронка из «Похождений императора». Бугай не особо-то боится советницу правителя. Ему и некогда об этом думать: персонаж спешит закончить «злодеяния», чтобы успеть покулинарить. Кронк работает на Изму, но это не отношения из разряда «повелитель и подданные». На самом деле, мужчина имеет мало отношения к злу — ему бы с белочками поговорить, с детишками поиграть, а не императора в теле ламы в бездну сбрасывать.
«Злодей + приспешники» — частая схема. Однако встречаются герои, берущие дело в свои руки. Яркий пример — Готель, «матушка» Рапунцель. Женщина сама выкрала королевскую дочь, сама заперла её в башне и воспитала, а потом сама же отправилась на поиски девчонки.
Мотив
У антигероя должна быть внятная причина противостояния — мотив. Самый простой троп — борьба за власть. Так, Шрам из «Короля льва» хочет свергнуть брата с престола, чтобы занять его место. Другая цель — месть. Капитан Крюк мечтает отомстить Питеру Пэну за утраченную руку. Последний скормил кисть героя крокодилу, из-за чего у пирата сформировалась фобия. Теперь зубастый преследует Крюка, а тот убегает и постепенно сходит с ума.
Мотив Круэллы из мультфильма — осуществить мечту. Героиня хочет шубу из щенят. Изначально она готова купить у Аниты и Роджера пятнистых малюток, но, получив отказ, решается на подлость. И в этот момент к её действиям добавляется ложка мести.
Харизма
В последнее время харизма — обязательный элемент кинозлодея. Всё чаще антигерои вызывают не злость, а симпатию. Зритель пытается почувствовать персонажа, вывернуть его душу наизнанку в поисках оправдания коварного плана. В середине XIX века сделать это было довольно трудно. Злая Королева из «Белоснежки» 1937 года — не пример харизматичной личности. Перед нами образец мстительной и завистливой мадам. Её не хочется оправдывать, тем более — сопереживать её гибели.
«Геркулес» 1997-го — другое дело. Аид обладает харизмой. Это пример притягательного злодея, которому хочется найти оправдание. Тому есть несколько обоснований. Во-первых, работает внешность. Точёные подбородок и скулы, мертвецки синий цвет кожи и причёска в виде огня делают своё дело. Во-вторых, сказывается и предыстория, которую мы узнаём из уст персонажа. Зевс отправил Аида в преисподнюю. Герой находится там не по своей воле, из-за чего и собирается выпустить титанов. Ему надоело жить в бездне, наблюдая за увеселениями остальных богов.
Отрицание абсолютного зла
Наверняка герой не всегда был злым. Во время создания персонажа сценаристу нужно найти корень ненависти и определить точку доброты. Возможно, к кому-то из близких он относится с любовью. В последнее время всё большую популярность приобретают альтернативные истории злодеев — как кинопродукты, так и книги.
«Малефисенту» 2014 года сменила «Круэлла», появившаяся на больших экранах в 2021-м. Обе ленты раскрывают зрителю трагические судьбы героинь — триггер, который привёл их на тёмную сторону. Зритель понимает причину зла Малефисенты — предательство возлюбленного Стефана. Король отрезал ей крылья и женился на другой.
Круэлла тоже мстит — только в этом случае не столько за себя, сколько за мать, на которую Баронесса натравила далматинцев. Из-за случившегося девушка сначала стала сиротой, потом — бродягой. Она была вынуждена скитаться с дворовыми мальчишками, воровать и скрываться от полиции. По сюжету фильма Баронесса дорожит двумя вещами — псами и карьерой. Круэлла планирует отнять у неё всё.
Писательница Серена Валентино выпускает книги (и комиксы) о диснеевских антигероях, в которых рассказывает о происхождении зла. В серии можно найти истории об Аиде, Крюке, Урсуле и Злых сёстрах. Думаем, совсем скоро Disney выпустит мультсериал, в котором расскажет историю одного из любимчиков.
Сила
У антагониста должна быть схема действий, конкретные навыки. К примеру, Злая Королева использует против Белоснежки магию — заколдовывает яблоко, делая его смертельно опасным. Матушка Готель — крадёт Рапунцель из замка и удерживает её в башне. Горожане из «Цыплёнка Цыпы» атакуют буллингом. А Капитан Крюк — коварным планом и силой. Приёмы могут быть как сверхъестественными, так и нет. Главное, что они действуют на протагониста, заставляя его испытывать дискомфорт.
Внешность
Антигерой должен отличаться от остальных, привлекать внимание зрителя. Это касается как физических черт, так и одежды. Существует несколько внешних особенностей персонажа — чрезмерная красота и условное уродство.
В старых диснеевских мультфильмах злодейки отличались гипертрофированной красотой. Сейчас зрителю может показаться обратное — всему виной неразвитая анимационная техника. Злая Королева из «Белоснежки» или Малефисента из «Спящей красавицы» — внешне идеальные героини. По крайней мере, по сюжету и мнению самих женщин. Они обладают элегантностью и изяществом. Стройность тела, высокий рост, ярко выраженные скулы — вот портрет злодеек, острые черты которых намекают на их сущность.
Внешне специфичные персонажи — более частая история. Злодеев с физическими «изъянами» легче отличить от положительных героев. Таким образом авторы заранее манипулируют зрителем — намеренно формируют предвзятое мнение. Физические особенности отталкивают большую часть аудитории, особенно детей. Часто явный «дефект» вроде инвалидности Капитана Крюка заменяют болезненный видом. Вспомните Изму из «Похождений императора». Мы видим её скелет, на который натянуто тончайшее полотно кожи.
Одежда
Сущность героев также выражается цветовым решением и костюмами. Первые диснеевские злодейки вроде Злой Королевы и Малефисенты облачены в чёрно-фиолетовые одеяния. Это длинные одежды с закрытыми руками и яркими аксессуарами. У первой это корона и ожерелье, у второй — рога и скипетр.
Яркими примерами также могут стать Изма и Стервелла. Первая славится обсессией на фиолетовый цвет. Она не выходит из дома без обтягивающего коктейльного платья и перьев. Если бы фиолетовый превратился в человека, он бы выглядел именно так. Круэлла, напротив, не тяготеет к монохрому, но при этом отличается не меньшей экстравагантностью. Героиня носит шубу (не из далматинцев), а под неё надевает чёрное платье, дополняя образ красными перчатками и помадой такого же цвета. Она не выходит в люди без мундштука и зелёных теней. Образ кричит об эксцентричности.
В противовесе — стиль Аида. Бог подземного царства одет лаконично: тотал блэк дополняет маленький декор в виде черепа. При этом с виду невзрачный образ передаёт суть персонажа и его род деятельности. Экспрессия Аида выражается в характере.
Неявные злодеи
Порой сценаристы вводят в сюжет неявных злодеев — персон, открыто не принадлежащих ни к добру, ни к злу. Подобные персонажи действуют осторожно, часто с помощью словесных манипуляций. Ханс из «Холодного сердца» — скрытый антигерой. Пытаясь заполучить трон, он проникает в зону доверия принцессы Анны и предлагает ей руку и сердце.
Ещё один подобный злодей — Гастон из «Красавицы и Чудовища». С виду недалёкий герой придумывает коварный план. Он манипулирует Белль, заставляя девушку выйти за него замуж, иначе её отца признают сумасшедшим и упекут в психбольницу.
Прототип
Зачастую при создании злодеев аниматоры Disney вдохновлялись реальными людьми. Злая Королева — первый студийный отрицательный персонаж, который сильно отличается от последующих. Художник Арт Бэббит вдохновлялся голливудскими женщинами 1930-х, приверженец образа роковых див. Одной из ярких представительниц стиля вамп стала Марлен Дитрих. Прототип Урсулы — травести-актёр Дивайн. Под псевдонимом скрывается Харрис Глен Милстед — исполнитель главных женских ролей кинопровокатора Джона Уотерса.
Сейчас в арсенале студии более 50 злодеев, каждый из которых обладает исключительной предысторией. Теперь это не абсолюты зла, а заблудившееся во тьме персонажи, которых очень хочется оправдать. А какие у вас любимые диснеевские злодеи?