В прокат 14 октября выходит «Демоник» (Demonic), новый фильм Нила Бломкампа («Район №9») в жанре хоррора. По сюжету, девушка узнаёт, что её мать одержима могущественным демоном, которого намерены уничтожить техноэкзорцисты из Ватикана (вы не ослышались). За пару дней до показа в Америке в сети появились отзывы о фильме, которые были исключительно негативными; сейчас рейтинг «Демоника» чуть поднялся, но лишь до жалких 15% одобрения. Кинокритик Иван Афанасьев призвал всю ужасающую мощь своей насмотренности и с печалью сообщает, что фильм действительно можно записывать в худшие картины года.
После довольно классного, но с некоторым скрипом окупившегося в прокате «Робота по имени Чаппи» и закрытия нового фильма во вселенной «Чужого» Бломкамп плюнул в лицо студиям и занялся настоящим инди — стал снимать короткометражки для Oats Studios. Получалось довольно здорово — в его скромных, но очень толково сделанных мини-фильмах были и жанровый нерв, и фирменный стиль фантаста, способного из грязи и палок собрать небольшой умный блокбастер, и даже впечатляющие CGI-эффекты, несмотря на скромные бюджеты.
Если вы вдруг пропустили это пиршество маленьких шедевров, обязательно ознакомьтесь; особенно советую «Зиготу» и «Опорный пункт» — оба сделаны в жанре сверхъестественного хоррора, скрещённого с фирменным экшен-брутализмом, характерным для милитаризированных фильмов Бломкампа. Так что новости о том, что на карантине режиссёр не сидел, сложа руки, а снимал свой первый полнометражный ужастик, воодушевляли. Тут нужен смешной мем — вот этот.
В общем, начинается всё с того, что к молодой девушке Карли приходит её давний знакомый Мартин — у них, кажется, что-то когда-то было, но мы толком и не узнаем что именно (обрывочность — вообще характерная черта «Демоника», и это не комплимент). Он сообщает, что встретил её мать, с которой героиня не виделась много лет, в какой-то загадочной клинике, где она пребывает в коме. Карли не особенно жаждет встречи с родственницей — давным-давно та сожгла дом престарелых, угробив двадцать человек, и загремела в тюрьму. Тем не менее, представители клиники связываются с Карли и просят приехать — оказывается, её мать заперта в собственном разуме, куда дочери предстоит проникнуть при помощи новейших технологий, чтобы вернуть её к жизни. Вот только, оказавшись в голове матери, девушка понимает, что та совершила злодеяние не по собственной воле, а будучи одержимой чем-то очень могущественным и злым, обожающим сжигать людей.
Чуть забегая вперёд (об этом трещал каждый пресс-релиз и каждая новость, так что не кричите о спойлерах), выяснится, что врачи в клинике — не доктора вовсе, а техноэкзорцисты, использующие современные технологии для истребления демонов, наравне с распятиями, святой водой и прочим. Не знаю как у вас, а у меня при слове «техноэкзорцисты», как у фаната фильмов про изгнание всякой нечисти, аж поджилки тряслись до самого просмотра — это же сколько всего можно придумать! Дьявол, оцифровавший себя в интернете и сводящий людей с ума! Портал в ад, размещённый на каком-нибудь сервере в даркнете! Души людей, закачанные на карманный жёсткий диск! И во главе всего этого — брутальные мужики с компами в руках и распятиями на шее, загружающие в деку какой-нибудь высокотехнологичный аналог «Отче наш». Вы просто представьте, какое кино могло бы получиться! Могло бы. Могло. Бы.
Тут, конечно, можно сказать: «ваши ожидания — ваши проблемы». Безусловно, работаем с тем, что имеем. Но штука в том, что, в погоне за чем-то «эдаким», очередной попытке сделать не просто жанровую картину, а интеллектуальное кино, Бломкамп, кажется, перемудрил и в итоге совершил непростительную глупость. «Демоник» увлечённо конструирует собственную мифологию, совершенно забывая о том, что многочисленные вбросы информации надо бы как-то связать между собой в адекватный лор. Нашлось место всему: секретные подразделения католической церкви, охотники за нечистью, массовые захоронения, виртуальная реальность… Во всё это ещё встроена семейная драма и ма-а-а-ленький кусочек романтической линии, присобаченной, как деталька Lego Duplo к коряво собранному без инструкции «Соколу тысячелетия» из китайского конструктора Brick.
Проблема Бломкампа в том, что он умеет делать очень зрелищное кино, собранное в кулак и шарахающее по башке раньше, чем ты успеешь задуматься, насколько оно, на самом деле, простое — и в случае с переусложнённым донельзя «Демоником» это не работает. Режиссёр сбивается с болтологического саспенса на вялую версию «Заклятия», бросает одни сюжетные линии, чтобы схватиться за оставленные ранее, пытается связать воедино плохо сочетаемые жанры и всё набрасывает, набрасывает, набрасывает всё новые и новые подробности в жанровый винегрет. У фильма, сотканного из многочисленных штампов, нет своего лица — он, как заявленный в сюжете демонический главгад, меняет физиономии без особого смысла и фантазии. Самое худшее, что можно сказать о картине — она всё никак не может начаться: только ты решил, что сейчас в дело вступят экзорцисты с паладинскими ПНВ, как фильм меняет окуляр — и ты будто начинаешь смотреть его не с начала, но заново.
Всего этого можно было бы избежать, если бы Бломкамп, вместо наматывания смысловых слоёв, как мяса для шаурмы, сосредоточился на элементарном. Засунул бы подальше свои притязания на кино про семью и христианское прощение (реально, никак в Джеймса Вана решил поиграться), вырезал бы странную сюжетную линию с погружением в сознание матери Карли, сделал бы из техноэкзорцистов реальную силу, а не мальчиков для битья, и стравил бы их всех в финале с адским созданием.
Как вариант, выкинул бы ещё главную героиню — она даже не никакая, она просто «ни», у неё ни характера, ни прошлого, ни развития. Все её трансгрессии в поведении происходят будто по щелчку невидимого тумблера. Получился бы нормальный, в меру зрелищный технохоррор про столкновение технологии и религии. А так вышел «Демоник» — фильм, в котором есть всё, но нет ничего.