Долгожданный камбэк болтливого наёмника под новым руководством состоялся! Фильм «Дэдпул и Росомаха» (Deadpool & Wolverine) вышел в мировой прокат 25 июля 2024 года. Перед картиной ставили конкретные задачи: помочь персонажам, принадлежавшим FOX, аккуратно переползти в MCU и «спасти Marvel со всей остальной супергероикой от череды кассовых провалов». Пока рано судить, справился ли Уэйд Уилсон с этими квестами. Кажется, он вообще не особо следил за их выполнением и вёл собственную игру, ломая все четвёртые стены вокруг.
К чему привёл такой подход? К превращению «Дэдпула и Росомахи» в культурный маркер, заставляющий задуматься об эволюции кинокомиксов и нынешнем состоянии гик-индустрии, а также подводящий итоги эпохи метаюмора в кинематографе.
Ода супергероике от FOX
После «Финала» у Marvel возникли масштабные планы на мультивселенную, однако нормально поиграться с задумкой авторы смогли лишь в «Нет пути домой» и «Локи», после чего наступили стагнация, передоз сериалами о второстепенных персонажах и скандал с Кангом. Дэдпул, как бы парящий над комиксовой реальностью, выглядел идеальным претендентом на спасение концепта.
По сюжету триквела, Уэйд Уилсон отходит от дел из-за неудачной попытки вступить в команду Мстителей на Земле-616 и ссоры с девушкой в родной реальности. Однако на наёмника выходит организация УВИ (Управление временными изменениями), отвечающая за временные парадоксы в MCU. Внепространственные бюрократы обращают внимание на Дэдпула из-за его игр с переписыванием таймлайна во второй части фильма и предлагают работу в мире Тора, Железного человека и прочих культовых супергероев. Болтливый наёмник сначала соглашается, а потом выясняет, что его дом вместе со всеми друзьями может испариться из-за гибели Росомахи в «Логане» (на герое держалась структура этой линии времени). Тогда Уэйд решает найти какой-нибудь бесхозный аналог мутанта с адамантиевым скелетом и закрыть дыру в пространстве им.
Дальше начинается мультивселенское приключение, которое вроде должно продвигать мысль «Как же круто быть Disney и скупать все франшизы». Камео, отсылки, коллеги из DC, футажи из старых фильмов, миллион версий самого Дэдпула и несостоявшиеся дебюты, которым дали второй шанс — тут есть всё. Скажем так, если бы по нашему материалу с ожидаемыми в ленте гостями делали бинго, то хотя бы одна строка точно заполнилась!
Кажется, после такого аттракциона уже можно окончательно похоронить 20th Century Studios, замешать самых классных персонажей в MCU и воскликнуть: «Видите, мультивселенная — рабочая идея», но «Дэдпул и Росомаха» выбирают иной путь. Фильм Шона Леви и Райана Рейнольдса идёт по стопам «Стражей Галактики 3» и воспевает идею, что локальные супергеройские истории выглядят гораздо интереснее. Авторы ностальгируют по временам, когда кинокомиксы нулевых (пускай в чём-то нелепые и наивные) не были фрагментами большого мультивселенского паззла, а рассказывали уникальные истории. Так что зря режиссёр «Логана» Джеймс Мэнголд ругает приключения наёмника, ведь они с Рейнольдсом играют в одной команде.
Дэдпул, мутанты и ходячие камео забытых персонажей чуть ли не прямым текстом говорят: «Да, мы не вписываемся в канон, но вы в начале 2000-х о его существовании даже не подозревали, так что не вычёркивайте нас из рельности и вспоминайте о нас хоть иногда!» Видимо, с перевоплощением Уилсона в «марвеловского Мессию» всё же придётся повременить, ему пока и у себя дома хорошо живётся.
Эволюция зрителей кинокомиксов
Ещё одна тема рефлексии «Дэдпула 3» — это изменения в восприятии кинокомиксов зрителями. В финальных титрах создатели показывают нарезку из кадров и блуперов со съёмок проектов FOX и будто напоминают, что раньше для экранизации историй о супергероях приходилось превращать цветастые костюмы в стилизованные бронежилеты, избавляться от откровенно нелепых моментов и тщательно пережёвывать лор, чтобы не спугнуть зевак. Но аудитория адаптировалась, вникла в космологию, подсела на изучение кинотеорий и начала выискивать отсылки.
«Дэдпул» словно на спор отказывается вести зрителя по повествованию за руку и проверяет, как далеко можно зайти. Смеялись над жёлтым костюмом Росомахи? Получите его тут, да ещё и с ушастой маской! Не слышали глуповатую метафору от актёра, посвящённую сложному периоду производства одного фильма? Никого не волнует, смейтесь над отсылкой! Не знали, что этот парень сыграл сразу двух персонажей в фильмах Marvel, и вот теперь мы над ним стебёмся за это? Всё равно не будем церемониться с вами и объяснять свои метаприколы, как это сделали авторы ленты «Человек-паук: Нет пути домой».
Создатели «Дэдпула и Росомахи» подмечают изменения в потреблении массовой культуры и приветствуют эпоху, где некоторые фильмы мы воспринимаем не как… фильмы, а как гибридные произведения, в которые сразу вшиты видеоэссе, тут же деконструирующие происходящее и рассуждающие о целесообразности некоторых сценарных решений. Звучит как работёнка для комик-группы «Монти Пайтон», Мэла Брукса или Чарли Кауфмана в лучшие времена, но в 2024 году мы видим это в мейнстримной супергероике.
Теперь почти все понимают, как работают чеховские ружья, трёхактная структура и макгаффины. Зритель не просто смотрит кино, но тут же и препарирует его. Что по этому поводу думает Дэдпул? Да ничего! Он просто говорит это вслух и уходит, оставляя нас наедине с пробитой четвёртой стеной и каким-то экзистенциальным ужасом.
Последний метафильм
Те, кому повсеместный постмодернизм надоел, тоже могут поблагодарить Дэдпула. Кажется, в этот раз болтливый наёмник пристрелил его. Каждый второй зритель современных фильмов и сериалов жалуется на бесконечные меташутки, прикрывающие сюжетные дыры, ленивый millennial writing, разгоны в духе «о, мы находимся в произведении» и отсылки ради отсылок, но даже их «Дэдпул и Росомаха», возможно, заставят придержать скепсис и оценить масштаб задумки. Будто звёзды сложились так, чтобы собрать в одном месте самого известного в поп-культуре разрушителя четвёртых стен (простите, Энди Ларкин и Феррис Бьюллер), кучу заинтересованных в повторе своих ролей актёров, и компанию, скупившую всю интеллектуальную собственность в округе.
Но всё это в последний раз. Метапрыгнуть метавыше метаголовы уже невозможно. Marvel наконец-то сняли фильм с рейтингом R (и посмеялись над этим), а ещё построили несколько сюжетных ходов в фильме буквально на особенностях питчинга проектов в реальности, специфике актёрской работы и паре журналистских материалов. «Метовость» даже выходит из-под контроля Дэдпула и «Диснея». В СНГ-дубляже герой по воле переводчиков троллит пиратские студии озвучки одной репликой и начинает локальный конфликт с ожидаемой ответкой! Да когда такое вообще было в истории кино?! Переплюнуть это можно только убийством Микки Мауса в кадре нового «Дэдпула», настоящим воскрешением Стэна Ли или добавлением руки Галактуса, пробивающей экран кинотеатра насквозь во время премьеры очередных «Мстителей».
Можно не любить такое кино, но надо признать, что в деятельности людей, которые за десятилетия дотащили супергероику и мейнстримную культуру до такой странной точки, есть нечто, заслуживающее уважение. Надеемся, теперь авторам «Велмы», создателям перезапуска «Шоу Рена и Стимпи» и клепателям миллиона второсортных мультов для нынешнего [adult swim] станет стыдно смотреть в сторону метаприколов, и мы спокойно проживём несколько лет без них…
Но без обсуждения «метовости» и отношения к построению кинокомиксовых историй, вся магия «Дэдпула и Росомахи» улетучивается. Странно, когда воспевающий камерную олдскульную супергероику фильм, сам плохо работает в подобном формате. Хоть злодеи мистер Парадокс (Мэттью Макфэдьен) из УВИ и сестра Профессора Икс Кассандра Нова (Эмма Коррин) выглядят интереснее, чем многие плохиши MCU, другие фундаментальные проблемы вроде сохранения статуса-кво (в фильме о слиянии и уничтожении реальностей мультивселенной!) и просевшего качества графона сохраняются.
Хью Джекман всё ещё эффектно вытягивает когти из рук, но его Росомаха просто повторяет арку из «Логана» и имитирует с Уэйдом Уилсоном динамику его другого компаньона — Кейбла. Возможно, без канадского мутанта история Дэдпула о принятии себя и своего маленького мирка выглядела бы более убедительно, но название «Дэдпул и Росомаха», конечно, звучит эффектнее, чем «Дэдпул 3».