Когда вы последний раз искренне радовались за незнакомого человека? Вот прям чтоб подпрыгивать от эмоций? Как насчёт порадоваться за группу работников британского автопарка, которые решили сделать любительскую постановку «Чужого», а в итоге попали в Вест-Энд, европейский аналог Бродвея? Beat Film Festival показывает документалку «„Чужой“ на сцене» (Alien On Stage) про этих замечательных людей в онлайне и офлайне (16 июня) — рассказываем, почему такой экспириенс не стоит упускать.
Фильм показывают в программе «В это трудно поверить» — и в случае «„Чужого“ на сцене» трудно поверить не в то, что водители автобуса выступают в центре Лондона, а в то, насколько сильные эмоции вызывает эта документалка. К концу фильма я сидел, расплывшись в улыбке, и даже присоединился к стоячим овациям, которыми зрители спектакля наградили актёров. Но не будем забегать вперёд.
В центре сюжета — группа работников автобусного парка в британском графстве Дорсет, которая каждый год к Рождеству делала любительскую постановку по какому-то известному произведению вроде «Робин Гуда». Ставили они это исключительно для себя — средств им никто за это не давал, время тратили свободное, а все вырученные деньги шли на благотворительность. Публика тоже собиралась не очень большая — друзья, знакомые и те, кого привлекли постеры, развешенные в рейсовых автобусах.
Для них это было «стрессоотводом» — работа тяжелая, требует постоянной концентрации, ведь ты отвечаешь за жизни людей, да и отвлечься особо не получится, разве что подкасты послушать. Плюс, всегда приятно собраться компанией коллег, задорно провести время, а заодно дать волю своей креативности. Это, наверно, главный фактор, почему это доставляло им такое удовольствие — подавляющее большинство людей на Земле креативны внутри, но очень мало у кого получается это как-то реализовать, не говоря уже о заработке.
Тут эффект почти как у «Друзей»: сериал отчасти стал таким популярным, потому что всем хотелось иметь такую дружную компанию, а тут на экране пример для подражания — смотри и фантазируй, как оно бывает. Только вот у «„Чужого“ на сцене» есть преимущество: это реальная история. Фильм играет не на зависти, а на простой человеческой радости за ближнего своего. В частности поэтому герои уже в начале фильма западают в сердечко зрителю, когда разговор о выступлении в Вест-Энде ещё даже не идёт: мы видим эти счастливые лица и радуемся, что им удаётся так хорошо проводить время, попутно занимаясь самореализацией.
Вернёмся обратно к сюжету: один из участников этой затеи предложил сделать постановку по «Чужому». А, как вы можете себе представить, это не так-то просто — там и черви из людей вылезают, и лицехваты прыгают, и головы у андроидов отваливаются. Это и для профессионалов сложно воспроизвести, не то что для любителей. Британцы бросили все силы на то, чтобы придумать, как это все реализовать. Кто-то написал здоровый сценарий, кто-то делал декорации из, простите, говна и палок, кто-то взялся за создание костюма Чужого, лицехвата и других инопланетных штук, кто-то взял на себя роль режиссёра, а кому-то выпала участь актёров. Они старались сделать всё настолько хорошо, насколько могли. Поэтому было печально, когда на постановку пришло всего двадцать человек…
К счастью, среди них были Дэниелль Каммер и Люси Харви — две режиссёрки, которые решили рассказать историю создания театрального «Чужого». Вдобавок, они каким-то макаром договорились с театром в Вест-Энде, чтобы показать спектакль там. И тут начинается самое интересное: простые работяги внезапно понимают, что будут выступать в центре Лондона! Можно представить, какой это мандраж, но они, сохраняя спокойствие (но не сон) продолжают репетировать и готовиться к главному выступлению в своей жизни.
Документалка подробно показывает эту подготовку: не самые удачные репетиции, волнение участников, проблемы с заучиванием сценария и т.д. Картина кажется неутешительной, ненадолго даже возникает сомнение, а нужно ли вообще этим людям ехать в Вест-Энд? Но у них самих не возникает никаких сомнений (по крайней мере, в фильме), поэтому в один прекрасный день они садятся в автобус, будто школьники на экскурсии, и отправляются в столицу, попутно попивая вискарик для нервов. А нервы не дадут покоя вплоть до самого выступления: у кого-то подкашиваются ноги, кто-то курит сигареты одну за другой, кто-то пытается представить себя в другом месте. Документалка отлично передаёт эти чувства, за героев искренне переживаешь.
А потом начинается сам спектакль. И прямо с первой сцены зал, билеты в который были раскуплены подчистую, начинает смеяться. Сразу становится понятно, что публика в восторге. И работники автопарка тоже это сразу понимают, поэтому дают себе разгуляться: особенно хочется отметить актрису, сыгравшую Рипли, потому что она явно сильно вжилась в свою роль.
На самом деле, описать происходящее на сцене очень сложно, публика описывается одним словом «восторг», а сами участники постановки всё ещё остаются самыми искренними людьми на планете, получающими неподдельное удовольствие от того, что делают. Так что лучше описать свои эмоции: если до приезда труппы в Вест-Энд я восхищался этими людьми, их трудом и желанием заниматься творчеством, то спектакль и реакция зала дали мне столько дофамина, что в это было трудно поверить.
Создательницы документалки попытались передать атмосферу именно того неповторимого вечера. Лишь немногим удалось там поприсутствовать лично, но это была чистая магия и она обязана стать достоянием общественности. И этот поток творческой энергии настолько сильный, что страшно представить, что творилось в тот вечер в театре Вест-Энда. После спектакля показали тучу восторженных отзывов, и ни один из них не кажется преувеличенным.
«„Чужой“ на сцене» — это уникальная возможность залезть в жизнь работников британского автопарка с «аномальными уровнями креативности» и прожить с ними один из лучших моментов жизни. Это напоминание о том, как хорошо проводить время с друзьями, попутно создавая что-то прекрасное. Это демонстрация того, что каждый из нас способен творить и быть принятым публикой. Это забытая эмоция, как радоваться за незнакомого человека, будто за себя самого.