24 июня вышли два сериала с похожей тематикой — «Миля» Оксаны Мафагел и «Чистые» Николая Хомерики. Оба говорят о проституции, правда — с разницей в столетие. О первом мы уже рассказали, поэтому приступим ко второму, который уже успел наделать немало шума в телеграм-канальных кулуарах. Разбираемся, как «Чистые» демонстрируют дом терпимости 1900-х годов, обыгрывают название и цепляют кастом.
«Вы — цветы, которым нужно обмануть, что они бумажные».
Матушка Анна Константиновна (Виктория Исакова) туго затягивает корсеты дочерям. Показывает, как выглядеть стройнее с помощью трёх быстрых вдохов, а ещё советует прикусывать нижнюю губу для большей невинности. Она называет девушек «чистыми» и каждый день принимает от них подарки в виде денежной суммы. Всё потому, что перед нами хозяйка дома терпимости.
Под крылом женщины — порядка 13 девушек. У каждой свой уголок в Петербурге, а также выдуманная история. Так, Стеша (Диана Милютина) роняет платок на вокзале, одаривая мужчин улыбкой, а Ксения (Софья Синицына) уже два года играет в траур. Этим героиням уделено больше всего экранного времени. Анна Константиновна отказывается называть подопечных проститутками. У них нет жёлтого билета, да и по вызову они не работают. Девушки разыгрывают спектакли, выманивая у мужского пола подарки и деньги.
Николай Хомерики переносит действие в сварливый Петербург 1903 года, где барышни ходят в пышных платьях, а кавалеры — в цилиндрах. В первых двух сериях практически не затрагиваются исторические события: лишь один раз упоминается двухсотлетие столицы на Неве, да что-то о канале между Белым и Балтийским морями судачат. Естественно, расплачиваются здесь ассигнациями, а мигрень лечат кокаиновой микстурой. Однако не стоит искать в «Чистых» исторической достоверности. Сериал создали не для этого. Работа сценариста Александра Родионова и Николая Хомерики — лишь стилизация, потому что ХХ век, очевидно, предоставляет простор драматургии.
Родионов не разделяет публичный дом и жестокость. Анна Константиновна прикладывает к девушкам горячий утюг, как к животному раскалённое железо, если те не хотят ложиться в койку с мужиками. Отметина служит знаком повиновения. Она их оскорбляет, запирает и начисляет долги. Ей нравится быть плохой. Каждая из девчонок мечтает сбежать, однако любая попытка скрыться может закончиться кровавой расправой, ведь женщина слаба на месть.
Как можно заметить по трейлеру, «Чистые» — довольно откровенное зрелище, что вызвало резонанс в обществе кинокритиков, приехавших на фестиваль «Пилот» в Иваново. Нет кадра, где грудь бы не вываливалась из платья или белья. Но неужели можно ожидать целомудренности в сериале о питерском доме терпимости? При этом в первых двух эпизодах авторы не перебарщивают, находясь где-то между и стыдливо прикрываясь простынкой.
Новинка демонстрирует бытовуху проституток, которые из кожи вон лезут, чтобы не получить нагоняй от матушки. Например, Стеша целыми днями торчит на вокзале, но из раза в раз испытывает неудачу. А траурная Ксения пытается найти мужчину, который спасёт её от авторитарной старухи. Институт развратных девиц обслуживает патриархальный город, где девчонок выбирают за глупость и умение вовремя пасть к ногам. Одновременно зритель вязнет в завязке: по прошествии второй серии мы так и не поняли, к чему должны прийти героини. К эфемерной свободе?
«Чистым» удалось собрать великолепный каст. Некогда мы хвалили Викторию Исакову в образе супергероини. Вдобавок ей очень идёт быть злодейкой. В отряде «чистых» отчётливо выделяются Софья Синицына и Диана Милютина, которых мотает из стороны в сторону. Отдельно хочется отметить мужской альянс: Никиту Кологривого, Даню Воробьёва, Риналя Мухаметова и Марка Эйдельштейна. Последний вспомнил роль Юры из «Монастыря» и перевоплотился в блаженного гимназиста.
Вторая сильная сторона проекта — работа художников, облачивших куртизанок в красные одеяния, вышедшие прямиком из «Рассказа служанки». Мрачные комнаты, ободранные кабинеты правоохранителей — авторы то и дело намекают на кровь и насилие. Собственно, они и секс приравнивают к жестокости. Кстати, если вы решили включить «Чистых» в надежде услышать Инстасамку, спешим разочаровать — «За деньги да» звучит только в трейлере.
Хомерики и Родионов попытались сделать эротический блокбастер, но, несмотря на обвинения в непотребстве, не дожали в постели. При этом у авторов получилась интересная история о быте дореволюционных проституток, которые к чему-то да придут. Пока выглядит интересно. Посмотрим, что будет дальше.