В 2023 году фанаты кинокомиксов много говорят об усталости от жанра, о «пройденном пике» с «Мстителями: Финал», а также о том, что будущее жанра неопределённо — даже с учётом богатых планов Джеймса Ганна на перезапуск киновселенной DC. При этом самые строгие критики супергеройского жанра признают — Amazon Prime делает всё правильно. Как так получается, что «Пацаны» и «Неуязвимый» продолжают собирать положительные отзывы, когда каждый второй кинокомикс выходит под ворох негативных отзывов? Давайте разбираться.
Так уж вышло, что в 2010-х произошёл бум киносупергероики, преимущественно силами Marvel Studios, задававших тренды на представление могучих героев в кинематографе. Зритель впервые увидел, как супергерои способны проиграть, потерять кого-то из своих и даже застрять на другом конце вселенной. А что нового предложил Amazon Prime?
Осторожно, спойлеры!
Физиологичность
Недавний спин-офф «Пацанов» под названием «Поколение “Ви”» одной из центральных тем ставит физиологичность суперспособностей. Не все сверхсилы одинаково легко даются их владельцам. Так, Мари Моро в детстве случайно убила родителей — из-за неумения владеть своим даром. Девушка способна управлять кровью, своей и чужой. Вот только даже во взрослом возрасте она до конца не понимает предел своих способностей и всё ещё боится навредить окружающим.
Её соседка Эмма умеет уменьшаться (и увеличиваться). Вот только процесс максимально дискомфортный. Для потери роста ей нужно вызвать рвоту, для увеличения — поесть. И смена размера не происходит мгновенно, это долгий неприятный процесс, каждый раз доставляющий неудобства.
И подобных примеров во вселенной «Пацанов» множество. Люди, приобретая суперсилы в детстве (благодаря сыворотке V) не всегда способны понять, как именно работает их дар. Чувство ответственности и стыд перемешиваются с подростковым мироощущением и рождают микс неуверенности, закрытости и отчасти импульсивности. Пытаясь всем вокруг и себе в особенности доказать, что они чего-то стоят, эти дети становятся злыми и радикализированными. И тут возникает корпорация Vought с армией специалистов, готовых любого перешедшего черту подростка превратить в супергероя с красивого агитационного постера. А то, что глубоко внутри он всё ещё закомплексован и не уверен в своей силе, не так уже важно.
Фанаты кинокомиксов возразят, мол, Железный человек в сиквеле страдал от палладиевого заражения, Человек-паук на заре своих суперсил носил специальные суживающие обзор очки, а Халк получил серьёзную травму, воспользовавшись Перчаткой Бесконечности в «Финале». Подобные эпизоды действительно были, но акцент в этих историях героев смещён на другие аспекты, когда как физиологичность их суперсил была и остаётся даже не второстепенной, а третьестепенной.
Гораздо лучше в этом плане показаны телесные травмы героев «Рокового патруля», где каждый супергерой сломан физически и ментально, что неминуемо влияет на его способности и самовосприятие.
Последствия
В супергеройских сериалах Amazon Prime серьёзный акцент сделан на том, как мир переживает последствия любых сражений героев. Так, финал первого сезона «Неуязвимого» оставляет опустошёнными не только Марка и Дебби Грейсонов, но и буквально всех жителей США.
Чикаго оказался практически разрушен в результате сражения Неуязвимого и Омни-Мэна. Погибли сотни случайно оказавшихся рядом граждан, и Марк не может спокойно жить с этим — даже осознавая, что он сделал всё возможное для их спасения. Героя терзают сомнения, а не было ли иного пути, мог ли он сделать что-то ещё. И самое трудное для него — многие по-прежнему не верят Грейсону, будучи убеждёнными, что он ничем не отличается от своего отца.
В «Пацанах» есть схожий контекст — Хью Кэмпбелл, присоединившись к Билли Бутчеру, долго пытается быть в стороне от «тёмной стороны» их деятельности. Но когда его выводят из себя, он тоже замарывает руки в крови суперов, окончательно переходя черту. Впоследствии Хьюи не раз задаётся вопросом, а стоило ли того это кровопролитие, если за несколько лет борьбы им так и не удалось кардинально изменить положение дел, а суперы всё ещё у власти благодаря Vought.
И вновь можно возразить и вспомнить, например, Железного человека, случайно создавшего Альтрона, или Человека-паука, открывшего разрывы в мультивселенной. При этом киновселенная не даёт в полной мере оценить последствия для героев. Первый не предстал перед судом, хотя создал опасный ИИ, второй же — пожертвовал памятью близких и изолировался от них. Возможно, развитие линии Питера мы ещё увидим, но лишь через несколько лет.
Вседозволенность
Главная фишка мира «Пацанов» — злоупотребление суперсилой. Каждый обладатель сверхспособностей здесь — суперзвезда, упивающаяся славой. Им выгодно выглядеть хорошо на публике, пряча свои недостатки стараниями PR-служб Vought. Но одно дело быть плохим человеком с положительным имиджем на публике и совсем другое — нарушать законы и убивать людей, встающих на пути. На примере Хоумлендера и других морально разложившихся супергероев авторы «Пацанов» показывают то, что редко можно встретить в комиксах Marvel и DC.
Образом «злого Супермена» в 2020-х удивить трудно (мы видели и Омни-Мэна в «Неуязвимом», и Супермена в Injustice, и Хоумлендера в «Пацанах»), а вот недавний спин-офф «Поколение “Ви”» показывает супергеройский колледж Годолкина, в котором авторы исследуют, как способности меняют для человека восприятие окружающих «простых» людей, как они развязывают руки и размывают понятие человечности. Если лучшие супергерои Земли подобны Хоумлендеру, то в колледже в них закладывают основу для будущих социопатов. И лишь в руках избранных студентов есть возможность на это повлиять.
В иной супергероике тоже можно встретить подобное. Например, в телевселенной The CW, а точнее в «Легендах завтрашнего дня», был Рип Хантер, некогда Мастер времени (в чём-то местный аналог Доктора Кто), собравший свою команду, чтобы с их помощью «спасти будущее». Он отправлял героев на различные безумные задания, а в итоге оказалось, что Рип использовал всех в корыстных целях. Хантер пытался изменить будущее, в котором погибла его семья. Он, кстати, не единственный, кто считает себя героев во вселенной CW, оправдывая этим не самые этически верные поступки (вспомните хотя бы Обратного Флэша).
Кинокомиксы постоянно развиваются. Marvel Studios делают работу над ошибками, Джеймс Ганн активно следит за опытом своих бывших коллег при разработке новой киновселенной DC, а количество супергеройских сериалов сокращается в пользу качества, нежели количества. Получится ли? Покажет время. Зато Amazon Prime продолжит развивать жанр, представляя то, что мы прежде не видели в массовых экранизациях супергероики.
Авторы адаптаций комиксов позволяют себе вольности при адаптации, сохраняя при этом суть. Спин-офф, например, основан на одном из сюжетов оригинала, но рассказывает о совершенно новых персонажах, большинство из которых не появлялось в оригинальном комиксе. С «Неуязвимым» история похожая — мультсериал меняет очерёдность некоторых событий, сохраняя суть первоисточника, но дополняя её новым контекстом. Даже хардкорные фанаты комиксов, кто хорошо помнит оригинальных «Пацанов», могут смотреть эти сериалы, не зная наверняка, что будет дальше.