Псевдодокументальный хоррор «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» 1999 года (The Blair Witch Project) занимает особое место в пантеоне влиятельных фильмов ужасов и истории кинематографа. Низкобюджетный фильм студентов-кинематографистов стал хитом, популяризовал поджанр «найденной плёнки», проложил дорогу в прокат картинам без бюджета и разросся до целой франшизы. 14 июля первому (и до сих пор лучшему) фильму серии исполнилось 25 лет. По такому случаю вспоминаем, как простые студенты искали ведьму из устных преданий и сняли злополучную плёнку, рассказываем, как постановщики-новички старались сделать фильм страшным, как менялась франшиза и почему именно «Ведьма из Блэр» изменила консервативный жанр, а заодно и всю киноиндустрию.
Правдоподобное кино без бюджета
В девяностых киноиндустрия стремительно менялась, не в последнюю очередь из-за массового распространения бытовых видеокамер. Молодые режиссёры вроде Квентина Тарантино, Роберта Родригеса, Кристофера Нолана и Кевина Смита могли снимать дебютные фильмы прямо на заднем дворе, на дешёвую плёнку, чтобы потом представить работы на кинофестивалях, минуя большие студии, их требования и ограничения. Независимые постановщики взялись переосмыслять комедии, драмы, детективы и, конечно же, хорроры. Без десятилетий опыта за плечами и картинки высокого качества.
Правда, к ужасам обращались не так часто, как к драмам и комедиям. В основном потому, что успех по большей части зависел от качества практических и визуальных спецэффектов, костюмов, грима. Всё это было доступно большим студиям и проектам с хотя бы средними бюджетами, о которых не суждено и мечтать новичкам с VHS-камерами.
На тот момент у двух студентов киношколы из Флориды, которые любили фильмы ужасов, документалки про НЛО и «Звёздный путь», появилась идея «одного из самых страшных фильмов всех времён».
Дэниел Мирик и Эдуардо Санчес решили снять картину без спецэффектов, в одной локации и с минимумом актёров в кадре. Молодые режиссёры хотели создать фильм ужасов в документальном стиле, будто выдуманная история произошла на самом деле.
Санчес и Мирик чувствовали, что кинорепортаж о паранормальных явлениях или реально существующих маньяках куда страшнее дорогих и искусственных студийных ужастиков с приевшимися скримерами и реками бутафорской крови.
Авторам было важно, чтобы зритель после сеанса в кино не забыл только что увиденный фильм. Чтобы он помнил и думал о том, что посмотрел. В качестве ярких примеров подобных картин Мирик приводил «Изгоняющего дьявола» (1973), «Кэрри» (1976) и «Сияние» (1980). А в плане визуала отправными точками стали псевдодокументальные ужастики «Ведьма» (1922) и «Ад каннибалов» (1980).
«Я хотел чувствовать себя по-настоящему напуганным, но было ощущение, что мейнстримные фильмы больше не могли напугать. То ли Голливуд перестал рисковать, то ли не он хотел затрагивать щекотливые темы, то ли что-то ещё. Нам казалось, что ужасы копируют друг друга и, к тому же, не воспринимают себя серьёзно. Наверное, мы просто чувствовали, что чего-то не хватает. Поэтому решили сделать фильм, который действительно напугает зрителей. Старая добрая страшилка у костра, которая пробирает до костей. Как в детстве».
Дэниел Мирик
Режиссёр, сценарист
Помимо страшных историй из детства и хоррор-классики, Мирик и Санчес, сами того не подозревая, опирались на классические романы ужасов — «Дракулу» Брэма Стокера, «Франкенштейна» Мэри Шелли и «Зов Ктулху» Говарда Лавкрафта. Все книги были написаны в бытовом стиле — повествование состояло из череды писем или записей в дневниках.
Корни зла
В 1997-м начинающие режиссёры позвали на проект единомышленников — Робина Кови, Грегга Хейла и Майкла Монелло. Все они в итоге стали продюсерами фильма. Затем бывшие студенты основали студию Haxan Films, которую назвали в честь фильма «Ведьма» (1922), ставшего одним из основных референсов. План был прост — снять свой псевдодокументальный хоррор и найти прокатчика, желающего выпустить фильм хотя бы на видео или в ночной сетке на кабельном ТВ.
В качестве документальной основы постановщики выбрали местечковые легенды о Ведьме из Блэр, странных массовых исчезновениях, которые задним числом связывали с этой самой ведьмой, и истории о маньяке Растине Парре. Последний, опять же по слухам, похищал и убивал детей по приказу уже упомянутой ведьмы. Некоторое время Мирик и Санчес также хотели добавить в сюжет таинственный культ с ритуалами, но от этой идеи отказались.
При этом авторы не хотели пересказывать легенды целиком и подавать зрителю в лоб. Вместо этого они решили дать им несколько самых ярких кусочков, чтобы воображение дорисовало всё остальное. Прямо как в многочисленных неподтверждённых историях о Бермудском треугольнике с минимумом деталей и большой свободой для додумывания.
К тому же это было удобно с точки зрения бюджета — команда экономила не только на деталях в кадре, но и на оборудовании. По словам продюсера Грегга Хейла, авторы купили две видеокамеры Hi8, но одну пришлось отдать обратно в магазин, чтобы вернуть деньги и вложить их в производство картины.
В качестве локации выбрали мрачный лес в штате Мэриленд, близ городка Бёркитсвилль. Там соавторы написали схематичный сценарий на 35 страниц. Главной его особенностью стало отсутствие диалогов — режиссёры прописали лишь общие темы для разговоров персонажей. Все реплики должны были придумать малоизвестные актёры во время импровизаций на камеру. Так режиссёры хотели подчеркнуть живость будущей картины и ещё сильнее усилить эффект «документальности», очертить реальность ужаса.
Как и в случае с другим полу-документальным хоррором, «Техасской резнёй бензопилой», восемь дней съёмок «Ведьмы из Блэр» превратились в сущий ад, но не по случайности, а по задумке Мирика и Санчеса.
Постановщики держали сюжет картины в секрете и выдавали актёрам лишь обрывки сценария, не давали обсуждать историю друг с другом и делали всё, чтобы пребывание в лесу для исполнителей главных ролей стало максимально не комфортным — лишали актёров сна и с каждым днём уменьшали их завтраки и обеды на «площадке». Чтобы те постоянно находились в напряжении — боялись, ругались и спорили настолько правдоподобно, насколько это возможно. Всё это — со включёнными бытовыми камерами.
«Мы сказали актёрам снимать всё подряд. Просто снимайте, снимайте и ещё раз снимайте. Часть лучших моментов в фильме получились благодаря такому [подходу]».
Дэниел Мирик
Режиссёр, сценарист
В качестве компромисса (и опять же по задумке) актёрам дали полную творческую свободу в импровизации с одним условием — следовать отрывкам абстрактного сценария и соблюдать общее настроение будущей картины. Основная творческая задача Мирика и Санчеса заключалась в том, чтобы запечатлеть едва уловимые, нервные и натуралистичные нюансы в поведении и разговорах «настоящих» людей. По мнению авторов такие мелочи невозможно уловить во время создания большого кино с подробными сценариями и заранее продуманными сценами.
Однако свобода импровизации и отсутствие чёткого планирования сказались на одном из самых эффектных эпизодов сценария, в котором авторы на мгновение планировали показать ту самую ведьму. По легенде, актриса в панике забыла повернуть камеру в сторону деревьев, за которыми стоял художник-постановщик Рикардо Морено. Его облачили во всё белое, чтобы силуэт выделялся в темноте. Из-за короткого съёмочного периода сцену не стали переснимать и в финальный монтаж кадры с «ведьмой» не попали.
Но есть и другая версия. По словам продюсера картины Грегга Хейла, режиссёры даже не начали снимать сцену с ведьмой, потому что никак не могли определиться, каким образом её показать. Например, одним из рабочих вариантов был образ когтистых рук, появляющихся из стены заброшенной хижины.
За несколько дней до показа картины на кинофестивале Хейл принял решение не тратить время на подобную сцену и оставить всё как есть, потому что бюджета уже не оставалось. Эту версию подтверждает и режиссёр Эдуардо Санчес.
«На самом деле на этапе съёмок у нас не было концовки. Мы начали снимать фильм без концовки, и я помню, как Грегг (Хейл), наш продюсер, пришёл и сказал: “Чувак, у тебя есть пять дней [чтобы придумать концовку]”. Мы были по горло в делах, пытались доделать фильм, постоянно работали, следили за актёрами и направляли их три или четыре раза в день, чтобы выяснить, куда они идут [...] Я помню, как [люди из компании Artisan] сказали нам: “Ваша концовка будет стоить нам миллионов в прокате”».
Эдуардо Санчес
Режиссёр, сценарист
Отсутствие монстра в кадре и скомканный финал сыграли на руку картине — зло на плёнке стало ещё загадочнее, потому что в итоге так и не показало своего лица. Хотя в архивах студии остались альтернативные концовки, которые снимали уже после завершения основного монтажа специально для кинотеатрального релиза. Правда, ни одна из них в итоге не попала в финальный монтаж, потому что «дефолтная» версия работала лучше всего.
Параллельно со съёмками основного фильма, постановщики работали над так называемой «Второй фазой» — большой документалкой об исследовании легенды о ведьме в формате серии репортажей и интервью, выпусков новостей и записей с полицейских камер. По изначальной задумке эти материалы должны были чередоваться с кадрами из леса «от первого лица».
«Изначально мы думали, что у нас будет примерно 10 коротких сцен, а потом — новая фаза [...] В ней документалисты должны были изучать отснятый материал, искать фигуры на заднем плане и прочие жуткие вещи. Потом мы с Дэном [Мириком] отсмотрели весь материал первой фазы, а его было около 18 часов, и поняли, что у нас уже складывается фильм с чёткой структурой повествования. Тогда мы стали размышлять над идеей оставить всё как есть — чтобы весь фильм состоял из найденной плёнки. Хотя всё равно отсняли все материалы для “Второй фазы”».
Эдуардо Санчес
Режиссёр, сценарист
Монтаж основной картины затянулся на восемь месяцев, и от «Второй фазы» решили полностью отказаться. Режиссёры и продюсеры поняли, что она сбивала темп и портила тревожную атмосферу первобытного ужаса большим количеством пояснений, а заодно — слишком дорого стоила.
Как легенда стала реальностью
1999 год. Мирик и Санчес привезли «Ведьму из Блэр» на кинофестиваль «Санденс». Фильм не просто напугал зрителей и заставил их чувствовать себя некомфортно от картинки низкого качества и трясущейся камеры. Сработала основная ловушка режиссёров — все в зале поверили, что события в лесу Бёркетсвилля произошли на самом деле. Слухи об ужастике, который перевернул представление о жанре и заставил многих взглянуть на него по-новому, дошли голливудской компании Artisan.
Чувствуя громадный потенциал картины, компания выкупила права на широкий прокат у начинающих постановщиков за миллион долларов. Для двух бывших студентов это была баснословная сумма, которой бы хватило на съёмки десятка фильмов с бюджетом от 20 до 35 тыс. долларов. По данным из разных источников, именно столько стоило производство «Ведьмы из Блэр».
На первый взгляд незамысловатый хоррор про трёх студентов колледжа Монтгомери, которые решили снять документалку о Ведьме из Блэр, слухах вокруг легенды и её предполагаемом месте обитания, заработал в мировом прокате 248 миллионов долларов. Это в десять тысяч раз больше затрат на производство. Фильм даже занесли в Книгу Рекордов Гиннеса.
«Совпало множество факторов, которые “Ведьма из Блэр” использовала как сознательно, так и бессознательно. Именно [эти факторы] превратили её в культурный феномен, который никто из нас не мог предсказать. В свою защиту скажу, что за два года мы проделали чертовски много работы, чтобы сделать фильм, который действительно напугает зрителей [...] Многие пошли на него, потому что думали, что [там всё взаправду]. Многие услышали о нём в интернете. Вокруг фильма была шумиха, но если бы это был плохой фильм, который не сработал, он бы провалился с вероятностью в 60 или 70% в первый же уик-энд».
Дэниел Мирик
Режиссёр, сценарист
До «Ведьмы из Блэр» зрители не видели в широком прокате ничего подобного — безумно простую и настолько свежую картину, которая вместо выпячивания подробностей и демонстрации проработанных неприятных сцен, наоборот прятала детали за кадром или в расфокусе. А естественная игра актёров лишь усиливала иллюзию реальности и не давала воспринимать их как шаблонных персонажей из типичных ужастиков.
«Ведьма» не была яркой, динамичной и не спешила развлекать. Наоборот, она была максимально неповоротливой, повседневной и туманной. В фильме даже не было саундтрека — ни оркестра, ни фонового эмбиента для саспенса. Вместо них — звуки леса, треск деревьев, отдалённое карканье, а временами — хруст сучьев и детский плач.
Зритель охотно верил Мирику и Санчесу и легко мог представить, что история в лесу произошла на самом деле. Да и концовка у фильма была довольно приземлённой — ведьма была сильнее, умнее и хитрее, не нервничала и не паниковала, методично делая своё дело. Поэтому на эффектное сражение с финальным боссом в стиле Эша из «Зловещих мертвецов» не стоило надеяться.
Некоторые критики ругали фильм за хаотичную работу оператора, неумелое использование пространства в кадре и отсутствие действия на экране. Решение не показывать ведьму тоже подверглось критике — по мнению исследователя Джеймса Келлера, такой подход выступал как доказательство пустоты картины, авторы которой создали постмодернистское кино ради маркетинговых уловок и манипуляций зрителем.
Помимо удачных технических и творческих находок в успехе фильма большую роль сыграл вирусный маркетинг. Продюсер Стив Ротенберг (по другой версии это был Майк Монелло) запустил сайт, с помощью которого стал распространять слухи, что события в фильме не вымышленные, а найденная плёнка — вещественное доказательство из закрытого дела. Автор сайта разместил информацию о пропавшей группе кинематографистов, хронологию странных событий в Бёркетсвилле, фото улик из леса и опубликовал отрывки из дневника Хизер, главной героини фильма.
«Сайт заработал в июне 1998-го, то есть ещё до показа на Sundance. Мы притворялись, что все [события в фильме] реальны. Выложили хронологию [событий] и всё остальное, небольшую биографию Хизер и её дневник, биографии Майка и Джоша, хронологию дела [о пропаже героев]. Создали [фундамент] для легенды, якобы нас наняла мама Хизер для монтажа отснятого материала. Мы вообще не занимались маркетингом.
Когда приехали на Sundance, в списке рассылки было около 10000 человек. Довольно много для 1999 года. Сайт очень помог нам заявить о себе».
Эдуардо Санчес
Режиссёр, сценарист
После продюсер попросил отредактировать профили актёров на сайте-агрегаторе IMDb — у всех появилась приписка «пропали без вести». Мирик и Санчес подыгрывали как могли — во время интервью и предпоказов режиссёры уверяли, что плёнку и вправду нашли в хранилище вещдоков, а также просили зрителей поделиться информацией о пропавших студентах.
Все эти хитрости появились задолго до бесконечного полотна интернет-крипипаст и субкультуры аналогового хоррора. Даже спустя годы сайт «Ведьмы из Блэр» привлекал пользователей. Например, прирост посетителей случился в 2016-м, когда на экраны выходил третий фильм франшизы — «Ведьма из Блэр: Новая глава».
Рекламная кампания с поддельным сайтом сработала как надо — уже к старту массового проката его посетило около 80 миллионов человек. Многие активно распространяли информацию о пропавших среди друзей, знакомых и родственников.
И пока весь мир содрогался от страха, а Мирик и Санчес получали награды (включая приз Каннского кинофестиваля за дебют, премию «Сатурн» за лучший хоррор и антипремию «Золотая малина»), продюсеры размышляли как развить успех «Ведьмы из Блэр» в других медиа.
Три видеоигры по мотивам одного фильма
В 2000-м по мотивам «Ведьмы из Блэр» вышла неофициальная эротическая пародия «Ведьма из Блэр: Секс версия» (заметим, секса там было немного) и целых три видеоигры. Хотя скорее это была одна игра, которую разделили на три эпизода и продавали на трёх разных дисках эксклюзивно для ПК.
У всех эпизодов был общий геймплей в стиле первых частей серии Resident Evil и хоррор-боевика Nocturne с фиксированной камерой и «танковым» управлением, а также сюжетная привязка к первому фильму. Эпизоды разработали и выпустили три разных студии — Terminal Reality (будущие авторы дилогии BloodRayne), Human Head Studios (будущие авторы Rune и Prey) и Ritual Entertainment (SiN, Heavy Metal: F.A.K.K.²). Все они старались дополнить вселенную «Ведьмы» — рассказать истории о персонажах, которых упоминали в фильме. Правда, каждая из трёх студий делала это по-своему.
В Blair Witch Volume I: Rustin Parr повествование строилось вокруг маньяка Растина Парра, который выступал инструментом и убивал жертв по велению ведьмы в сороковых годах. Главная героиня игры, Криспин Холлидей — агент бюро по борьбе с паранормальными явлениями Spookhouse (авторы взяли её из своей предыдущей игры Nocturne). Она отправляется в Бёркетсвилль чтобы раскрыть дело, в котором фигурируют массовые исчезновения и ритуальные убийства. По мере прохождения героиня получает способность путешествовать во времени и узнаёт об истинной природе ведьмы и её слабостях.
События Blair Witch Volume II: The Legend of Coffin Rock перемещали игрока в 1886 год. В центре повествования оказывался раненый солдат Роберт Макникол. В качестве благодарности за приют герой отправлялся искать пропавшую внучку хозяйки фермы — Робин Уивер (её несколько раз упоминали в первом фильме). Найти девочку ему мешает нечистая сила, появившаяся в лесу из-за кровавых ритуалов, и «вьетнамские флэшбеки» — время от времени авторы будут перемещать игрока в прошлое, чтобы рассказать, как отряд героя заблудился в лесу и пережил события, схожие с событиями первого фильма.
Blair Witch Volume III: The Elly Kedward Tale отправляла игрока ещё дальше в прошлое — в 1786 год. Главным герой третьей игры становился боевой священник Джонатан Прай. Частью его ежедневных хлопот была охота на нечисть и демонов. Однажды Прай получил известие из деревни Блэр о погибшей в лесу ведьме Келли Эдвард и массовых пропажах детей. Недолго думая, Джонатан хватал ружьё и отправлялся в гиблое место, чтобы навести там порядок. Спойлер: по законам франшизы ведьму в игре не покажут, в финале Прай будет сражаться с макабрической лесной хтонью.
Помимо откровенно слабого и даже странного сюжета, проблемой всех трёх игр-эпизодов стал геймплей. Несмотря на стремление рассказать истории и расширить вселенную, все три студии сфокусировались на экшен-составляющей с редкими перерывами на поиск предметов и решение загадок.
Это сильно сказалось на восприятии. Все три боевика были заявлены как игры по мотивам, но суть «Ведьмы из Блэр» они передавали слабо. Ни о какой «найденной плёнке», бытовом хорроре, документальности и первобытном страхе в трилогии и речи не шло. Зато было много рядовых противников вроде призраков, демонов и зомби, много стрельбы, боссов, магии и крови, которая ложилась жирными пятнами на серую землю.
Игроки и пресса жаловались, что стрелять по однообразным монстрам и бродить по ещё более однообразным декорациям надоедает ещё в первые полчаса. Особенно ругали второй и третий эпизоды, потому что они сильнее всего концентрировались на стрельбе и забывали об истории.
Из-за скромного бюджета экшен в трилогии получился не самым интересным и далеко не самым разнообразным, даже несмотря на продолжительность игр — первая проходилась за шесть часов, а две другие — за два или три.
«Ведьма из Блэр 2: Книга теней» (2000)
Умеренный успех недорогих игр подтолкнул продюсеров к созданию полноценного сиквела «Ведьмы из Блэр». Сперва Artisan попросила снять продолжение Мирика и Санчеса, но постановщики отказались: им хотелось работать над новыми фильмами (например, над приквелом о молодости ведьмы или историей Растина Парра). К тому же они считали, что повтор той же идеи с новой историей может не сработать.
Пережившие вирусный маркетинг зрители, скорее всего, уже выработали иммунитет и пришлось бы действовать по-другому, чтобы заставить их поверить в «реальность». В качестве исполнителя для съёмок сиквела продюсеры выбрали молодого режиссёра Джо Берлингера. Ранее он снимал документальные фильмы о жестоких преступлениях в соавторстве с Брюсом Синофски. Самая известная на тот момент документальная лента постановщиков — трилогия «Потерянный рай» (1996-2011) о троице подростков-преступников из Западного Мемфиса. Фильмы несколько раз номинировали на «Оскар».
«Они сразу же захотели, чтобы мы сняли продолжение. Мы, в свою очередь, просто не были готовы или не хотели. Поэтому второй фильм сняли [без нашего участия]. Мы дали им своё благословение. Они хотели, чтобы мы были творчески вовлечены [в работу], но нам не понравилось увиденное. Ничего не имеем против Джо Берлингера. Мы любим его документальные фильмы, но эту историю было очень трудно воплотить в жизнь».
Эдуардо Санчес
Режиссёр, сценарист
Заодно продюсеры решили проверить коммерческий потенциал франшизы в новом направлении. «Ведьма из Блэр 2: Книга теней» не стала маскироваться под документалку на загадочной плёнке, предложив зрителям экспириенс вполне стандартного студийного ужастика с налётом постмодернизма. С помощью последнего новый автор пытался осмыслить успех первого фильма и размышлял о рекламных манипуляциях.
Главными героями в сиквеле стали фанаты первой части «Ведьмы из Блэр». Они смотрели ленту в кино, сидели на «документальном» сайте и пытались разобраться, при каких обстоятельствах пропали студенты, не забывая о факте, что плёнка вполне могла быть умелой мистификацией. В поисках ответов герои отправлялись в злополучный лес, чтобы пройти по местам, показанным в фильме. Чем всё закончилось — догадаться не трудно.
Зрителям и критикам новое видение одинаково не понравилось. Сиквел ругали за паразитирование на первом фильме, а автора — за непонимание того, почему первый фильм сработал. «Книга теней» оказалась не страшной и не бытовой, все её недостатки усиливала блёклая режиссура и вялая игра актёров, которые в этот раз работали не по методу импровизации, просто зачитывая не самые изобретательные реплики.
«Студии видели фильм, снятый с применением техники найденной плёнки, и хотели снять что-то похожее, потому что он [ранее] принёс им деньги. [...] Если бы они назвали [картину] по-другому, это был бы вполне приличный жанровый фильм. Но сейчас это своего рода надгробие для всей франшизы. Как будто они совершенно не понимали, как работал оригинал».
Дэниел Мирик
Режиссёр, сценарист
Постмодернистские комментарии в духе «Крика» Уэса Крэйвена о природе страха, фальсификациях и популярности оригинала тоже мало кто оценил. Стремление Берлингера творчески деконструировать первую часть превратилось в «бледную тень оригинала». Фильм получил пять номинаций на «Золотую малину», в том числе как «Худший ремейк или сиквел». Последнюю он выиграл.
Негативный приём «Книги теней» сказался на прокате — картина окупила производственный бюджет и немного заработала сверху, но до феноменального успеха и рекордов первого фильма ей было далеко. Неудачное продолжение напомнило зрителям, насколько необычным и цельным был первый фильм.
Тем временем в двухтысячных появилась новая волна режиссёров, которым также нравился оригинальный фильм. Они видели, как можно развить концепцию поджанра «найденной плёнки», чтобы использовать её уже в своих работах. Они будут снимать максимально жуткие бытовые хорроры с небольшим бюджетом и даже повторят успех Мирика и Санчеса.
Последователи
«В “Ведьме из Блэр” ни черта не видно, верно? Это удивительное свойство жанра ужасов. Самое эффективное средство — то, которого нет на экране. Я имею в виду, что это единственный жанр, в котором [можно сильнее воздействовать на зрителя] чего-то не показав, понимаете?»
Грегг Хейл
Продюсер
В 2007-м Орен Пели снял новый хит поджанра — фильм «Паранормальное явление», а догоняли его Жауме Балагеро и Пако Пласа со своим чуть менее хитовым «Репортажем». Все трое переосмыслили идеи Мирика и Санчеса, чтобы взглянуть на поджанр по-новому, а заодно — вновь хорошенько напугать зрителей. Картинка в обеих картинах стала гораздо чётче, сказался переход с плёнки на цифру. Постановщики могли размещать больше деталей в кадре и монтировать материал в несколько раз быстрее.
Сильнее всего пугал фильм Пели — в «Паранормальном явлении» он использовал камеру высокой чёткости, которую главные герои перемещали из одной комнаты в другую (по легенде декорацией для фильма стал дом режиссёра, а главные роли сыграли его девушка и его друг). Страх из глухого леса переместился в самую комфортную для человека область — домашний очаг. В этом контексте уютная повседневность семейной пары разрывалась вторжением демона, который незримо присутствовал в кадре — главные герои его не видели, как и зритель, но Пели настолько мастерски нагнетал напряжение, что каждое тёмное пятно на футажах и каждый посторонний звук заставляли вздрагивать.
«Паранормальное явление» не просто оказалось успешным и влиятельным фильмом — оно побило рекорд «Ведьмы из Блэр», заработав почти 200 миллионов долларов при бюджете всего в 15 тысяч. Псевдодокументальная падача и эстетика «найденной плёнки» в очередной раз доказали, что визуальная стилизация — мощный инструмент воздействия на зрителя, который работает даже без притворства съёмочной команды. Маркетинговая кампания «Паранормального явления» также опиралась на легенду о плёнке из архивов, но в заблуждение она вводила не так яростно, как это делала маркетинговая кампания «Ведьмы».
Идеи Пели в 2008-м развили Мэтт Ривз (в будущем поработает над перезапущенной франшизой «Планета обезьян» и снимет «Бэтмена» с Робертом Паттинсоном) и Джей Джей Абрамс («Остаться в живых», в будущем — «Звёздные войны: Пробуждение силы») в фильме «Монстро». Авторы использовали «найденную плёнку» чтобы показать зрителям фильм-катастрофу о вторжении инопланетян «от первого лица», не забыв об элементах хоррора.
О вирусном маркетинге тоже не забыли — «Монстро» снимали в атмосфере строгой секретности, в интернет попадали небольшие кусочки информации, из которых особо заинтересованные пользователи могли сложить своеобразный нарративный коллаж, а потом сравнить, насколько их догадки совпадут с фильмом на релизе. Как и «Ведьма из Блэр» или «Паранормальное явление», фильм Ривза и Абрамса превратился в большую франшизу с продолжениями (хоть и непрямыми) и продукцией по мотивам.
Со временем эстетика «найденной плёнки» ещё сильнее укрепилась в хоррорах. На неё опиралась антология молодых постановщиков «З/Л/О» (2012-2021), фильмы «Озеро Мунго» (2008), «Охотники на троллей» (2010), «Париж. Город мёртвых» (2014) и «Ублюдок» (2014). Популярность направления сказалась и на других жанрах — в псевдодокументальном стиле снимали супергероику («Хроника»), полицейские боевики («Патруль»), комедии («Горько!», «Проект X: Дорвались») и кинопародии («Дом с паранормальными явлениями»).
Найденная плёнка отслоилась от классических хорроров и стала отдельным поджанром. У неё, в свою очередь, появилось своё ответвление — десктоп-фильмы, в которых зритель смотрит не на кинематографическое пространство воспроизведённой реальности в стандартном понимании, а на экран чужого компьютера с присущими ему элементами — браузером, чатами, видеозвонками и файловыми системами с фотографиями и видеороликами. Как и «плёнка», поджанр накладывает на авторов множество ограничений и ещё сильнее снижает палитру выразительных средств, но, тем не менее, хорошо интегрируется в драмы («Профайл»), триллеры («Поиск») и хорроры («Убрать из друзей»).
«[Найденная плёнка] определённо оформилась как поджанр. И я думаю, что этот поджанр так или иначе появился бы [даже без нашего фильма]. Сегодня люди снимают на видео всё, что угодно — это часть нашей поп-культуры [...]. Мне кажется, что многие фильмы, которые сняты в [технике] найденной плёнки, плохо работают из-за огрехов повествования и фундаментальных ошибок, которые сделают любой фильм плохим [...]. Но время от времени появляется действительно крутой фильм, в котором всё сделано круто. Я думаю, что [поджанр] заработал плохую репутацию из-за кажущейся простоты и дешевизны съёмочного процесса».
Дэниел Мирик
Режиссёр, сценарист
Успех найденной плёнки среди зрителей больших кинотеатров заставил компанию Lionsgate обратить внимание на популяризатора — «Ведьму из Блэр». Lionsgate выкупила Artisan за 160 миллионов долларов и сделала всю интеллектуальную собственность студии частью своего портфолио. Все усилия ради запуска в производство «настоящего» продолжения.
«Ведьма из Блэр: Новая глава» (2016)
Руководство Lionsgate захотело продолжить первый фильм и проигнорировать второй, вместе с неоднозначными сюжетами видеоигр по мотивам. На пост режиссёра «Новой главы» выбрали Адама Вингарда, одного из создателей киноантологии «З/Л/О» (в которой поучаствовали в том числе Мирик и Санчес), а также постановщика слэшера «Тебе конец» (2011) и синтвейв-триллера «Гость» (2014) с Дэном Стивенсом.
Сценарий написал Саймон Баррет, который в десятых выступал постоянным соавтором Вингарда. Заручившись поддержкой Мирика и Санчеса, новый дуэт авторов возвращался не только к корням серии и поджанра, но и к своим собственным — когда-то они тоже снимали кино на бытовую видеокамеру.
В Lionsgate «Новую главу» видели одновременно и как перезапуск и как продолжение первой «Ведьмы из Блэр». По сюжету после пропажи студентов в лесу прошло 20 лет. Младший брат главной героини первого фильма случайно находил на YouTube загадочные футажи с пропавшей сестрой. Вместе с друзьями он отправлялся в поход в проклятый лес, попутно снимая всё происходящее на камеру. Правда, вместо вместо обычных камер, герои продолжения использовали экшен-камеры и коптер. Благодаря современным методам записи видео Вингард комбинировал кадры от первого лица с редкими панорамными видами.
«Мы решили, что если будем [снимать этот фильм, то сделаем]... “Американские горки” — это самое подходящее выражение [для описания]. С самого начала мы к этому стремились. Давайте возьмём мир “Ведьмы из Блэр” и превратим его в аттракцион! Если бы мы попытались сделать то же, что уже было в первом фильме, то сильно бы потеряли в аутентичности, потому что с тех пор вышло много фильмов, снятых на плёнку. А первая часть была в этом плане очень хороша. [...] Ещё никто не снял более подлинную и реалистичную картину».
Адам Вингард
Режиссёр
Винград повторил первый фильм в новом контексте и с новыми персонажами, но сделал это по-своему. Режиссёр показывал больше деталей и грамотнее поработал с пространством кадра, но при этом добавил в фильм не самые изобретательные скримеры и даже показал на экране ведьму. Атмосферы всепроникающего, параноидального ужаса и бесплотного страха в «Новой главе» не было, зато картина выглядела современно и с технической точки зрения не ощущалась как анахронизм.
«Я отдаю должное [сценаристу “Ведьмы из Блэр” Саймону Барретту и режиссёру Адаму Вингарду], потому что, как мне кажется, ребята искренне отнеслись к фильму, и мне это нравится. Наверное, они оба были поклонниками оригинальной картины, но также есть ощущение, что ими управляла студия. Для меня это тревожный сигнал. Иногда студия просит автора оригинального фильма прийти и прочитать сценарий с глазу на глаз, но совершенно не интересуется его комментариями. Они просто хотят, чтобы вы всё одобрили и ушли. По сути, именно это они и просили меня сделать».
Дэниел Мирик
Режиссёр, сценарист
Критики ставили средние оценки и сомневались в будущем поджанра найденной плёнки, а зрители называли фильм скучным и предсказуемым. «Новая глава» заработала в мировом прокате почти 50 миллионов долларов при бюджете всего в 5 миллионов. Далеко до успехов первого фильма, но достаточно чтобы передохнуть и подумать, как развивать франшизу в будущем.
Польская «Ведьма из Блэр»
Спустя три года после релиза «Новой главы» Lionsgate анонсировала видеоигру по мотивам франшизы — Blair Witch (2019). Разработчиком стала польская студия Bloober Team, авторы дилогии Layers of Fear и киберпанк-хоррора Observer. Киностудия выдала команде творческий карт-бланш на новые идеи, а взамен потребовала, чтобы события игры происходили в основном каноне. Так было решено, что история развернётся спустя два года после пропажи студентов из оригинальной картины.
Бывший полицейский Эллис напару с верным псом Пулей отправлялся искать пропавшего ребёнка в составе поискового отряда и по пути натыкался не только на плёнки, отснятые жертвами ведьмы из Блэр, но и на собственное тёмное прошлое. По вступлению действительно казалось, что Blair Witch старалась дотошно следовать оригиналу. Главный герой ходил по жуткому лесу, искал кассеты с подсказками, а на фоне медное солнце постепенно сменялось непроглядной тьмой.
Но чем дальше в лес уходил игрок, тем сильнее менялась Blair Witch, потому что мифологию оригинала поляки использовали лишь в качестве основы (хотя в интервью перед релизом они говорили об обратном), отойдя от беспомощного страха и параноидального ужаса в сторону психологизма, игр с восприятием героя (всё не то, чем кажется), сюрреалистичных галлюцинаций, флэшбэков из тяжёлого прошлого и других элементов, которые можно встретить в серии Silent Hill. Но фильм Мирика и Санчеса не мог похвастаться проработанной драматургией.
Чтобы игроку было не скучно ходить кругами по инфернальному лесу, авторы добавили в игру не только вездесущую ведьму, но и других противников, с которыми нужно было бороться при помощи фонарика на манер Alan Wake. Геймплей часто смещался в сторону экшена со стелс-элементами — игрок даже мог дать отпор монстрам, спрятаться или убежать, практически не чувствуя реальной опасности.
Скрывающаяся между сухими деревьями тьма не могла отравить главного героя страхом, потому что Элис боялся самого себя гораздо сильнее. Авторы сильно сместили акценты и частично потеряли суть оригинального фильма, хоть и стремились «аккуратно добавлять новые идеи, не изменяя тем оригинальной картины». К тому же чересчур мрачную обстановку разбавлял четвероногий компаньон — с ним можно было разговаривать, давать команды и гладить.
«Каждый хочет получить от фильма что-то своё. Некоторые ждут то же самое, что и в оригинале, потому что им было так круто [во время просмотра], но... всё зависит от ситуации. Я бы сказала, что это проблема видеоигр по кинолицензии. Некоторые не понимают, что эти два медиа не всегда хорошо сочетаются друг с другом. Мы считаем, что ключ к созданию хорошей игры, основанной на киносюжете, — это наш собственный колорит. [...] Мы хотим опираться на историю, но при этом хотим быть оригинальными. Это наша игра».
Барбара Кчук
сценарист и геймдизайнер Bloober Team
На релизе Blair Witch получила смешанные отзывы от игроков и критиков. Хвалили за густую атмосферу и двухчасовой сегмент в хижине Растина Парра, который погружал в атмосферу закольцованного безумия не хуже легендарной P.T Хидэо Кодзимы и гораздо лучше недавней Silent Hill: The Short Message. Ругали за баги, бюджетность и предсказуемый финал, не самый разнообразный геймплей, короткую продолжительность и уход от оригинальной концепции в сторону других популярных хоррор-серий.
Но главный недостаток Blair Witch заключался в её принадлежности к франшизе. Это неплохая игра с интересной режиссурой и неоднозначной историей, в которой есть пространство для размышлений. Но если бы авторы назвали её по-другому (Silent Hill: Forest, Layers of Fear 3, The Evil Within), глобально ничего бы не изменилось.
«Ведьма из Блэр» явилась из тьмы бессознательного в далёком 1999 году. С тех пор серия разрослась и проделала долгий путь, а её авторы и соавторы не только изменяли жанр и рассказывали новые страшные истории, но и совершали ошибки.
Фанаты уверены, что франшиза «Ведьмы» зашла в тупик и остро нуждается в свежих идеях, которые не противоречат концепции оригинала. Возможно, в будущем Lionsgate даст поклонникам то, чего они хотят. В 2018-м анонсировали сериал по мотивам, в создании которого принимали участие Мирик и Санчес, а также новый фильм франшизы, концепцию которого Lionsgate разрабатывает вместе с Blumhouse Productions («Паранормальное явление», «Астрал», «Синистер»). Компании хотят освежить серию и подойти к созданию картины с «новым видением». Кто будет снимать фильм и когда он выйдет — пока что неизвестно.
«Я не считаю, что мы изобрели [поджанр]. Мы просто чуть по-новому подошли к трёхактной структуре [в фильмах] ужасов. На нас повлияли те, кто был до нас. Кто-то другой под влиянием от [нашего фильма] несомненно сделает то же самое. На самом деле всё сводится к хорошей истории, в каком бы виде её ни показали, и хорошему исполнению. [...] В этом и заключается вся прелесть искусства. Когда ты думаешь, что всё понял, или тебе кажется, что ничего нового сделать нельзя, обязательно придёт [новый автор] и сделает это».
Дэниел Мирик
Режиссёр, сценарист
А чтобы скрасить ожидание можно снова посмотреть первую часть или впервые с ней познакомиться. Даже сегодня просмотр «Ведьмы из Блэр» может вызвать истерику у неискушённого зрителя. Не благодаря детальному насилию, как в других ужастиках, а наоборот, при помощи тёмной неизвестности и минимуму деталей. Если вы хотите посмотреть хоррор о монстре, авторы которого прячут этого самого монстра за кадром, но всё равно могут не на шутку напугать — «Ведьму из Блэр» обязательно нужно включить в число фильмов, которые стоит посмотреть.