Блэд Раннер. Насколько хорош культовый фильм Ридли Скотта?

Блэд Раннер. Насколько хорош культовый фильм Ридли Скотта?

Иван Афанасьев
Вконтакте

Знаменитому киберпанк-фильму «Бегущий по лезвию», снятому Ридли Скоттом в 1982 году, в 2022-м исполняется 40 лет. Насколько хорошо он смотрится сейчас? Кинокритик Иван Афанасьев прикинулся репликантом, напустил туману и попытался найти ответ на этот вопрос.

Интересно, что в момент выхода «Бегущий по лезвию» с треском провалился в прокате, собрав чуть больше $27 миллионов, не окупив даже свой бюджет. Рецензенты хвалили визуальную составляющую и спецэффекты, отмечая шикарную актерскую игру Харрисона Форда и Рутгера Хауэра, но ругали за отсутствие глубины (лишь одни намеки на нее), сюжетные дыры и посредственное развитие характеров персонажей.

Зрители тоже плевались — говорили, что фильм чрезвычайно мрачный и пессимистичный, над чем сам Ридли Скотт потом посмеялся, сказав, что возмущение зрительских масс напоминает реакцию маленьких детей. Ну и каков он сейчас, культовый «Блэйдраннер»? Давайте для начала определимся с плюсами.

Кадр: Universal

КРАСИВЫЙ

Даже по сей день ретро-футуризм, в котором космические технологии совмещаются с обязательными атрибутами нуар-детективов (суровый и молчаливый герой, вечная ночь, непрекращающийся дождь), выглядит впечатляюще. У Ридли Скотта вообще есть определенная любовь к «ламповым» интерьерам будущего, в которых мягкие разреженные цвета сочетаются с экспрессией неоновых переливов и неслыханным масштабом (просто вспомните огромный рекламный щит с японской девушкой).

«Бегущий по лезвию» — это, как минимум, очень стильно. Даже сейчас, во времена перегруженной CGI фантастики. Не говоря уже о музыке Вангелиса, которая и в 2020 году впечатляет своим гипнотическим воздействием.

ЗАСТАВЛЯЕТ ЗАДУМАТЬСЯ

В отличие от своего собрата-сиквела Дени Вильнева, который просто наслаждается своей визуальной неотразимостью, но не дает ничего больше, оригинал смотрится сейчас удивительно актуально. Идея роботов-репликантов, способных вытеснить человека на производстве, а то и в обычной жизни, начинает приобретать пугающе узнаваемые контуры.

Плюс — любимые Ридли Скоттом библейские аллюзии, не такие навязчивые, как в его поздних творениях: от знаменитого «поцелуя Иуды» в исполнении Рутгера Хауэра до репликантов как единственно непорочно зачатых существ, близких по своей натуре к людям.

Кадр: Universal

ПЕРСОНАЖИ

Несмотря на то, что, по мнению некоторых критиков, герои в фильме получились нераскрытыми, они навсегда вошли в пантеон лучших персонажей кинематографа. Рик Декард — классический нуарный детектив, удивительно хорошо прижившийся на почве научной фантастики. Рой Бэтти — репликант-фаталист, чьи хаотичные и импульсивные поступки во многом напоминают характер Джокера из «Темного рыцаря». Разбитая экзистенциальным кризисом Рэйчел, осознавшая, что ее сознание — продукт труда посторонних. Актерский ансамбль в фильме, безусловно, одно из самых больших достоинств.

Но нельзя не обойти стороной и кое-что, не прошедшее проверку временем.

ФАБУЛА УСТАРЕЛА

Для нового зрителя «Бегущий по лезвию» может показаться попурри из самых популярных штампов научной фантастики. Роботы, маскирующиеся под людей, философский экзерсис о формировании собственного опыта у машин, затянутые ширмой из дождя мрачные города, в которых солнце никогда не светит — это уже было в «Симпсонах»… то есть в остальных киберпанк-фильмах и сериалах: от «Призрака в доспехах» до «Видоизмененного углерода».

Безусловно, все эти творения произросли из питательного гумуса «Блэйдраннера», но… Это как если бы вы в 2020 году говорили со своей бабушкой, прошедшей через продуктовые карточки и стихи Булата Окуджавы, о том, что 2x2 — это круто.

Кадр: Universal

СЛАБАЯ ДРАМАТУРГИЯ

В сюжетной пустоте фильм обвиняли в 1982 году, и не зря. Знаменитый критик Роджер Корман и вовсе написал, что «у фильма возникает та же самая проблема, что и у репликантов: отсутствие "плоти и крови" у героев и преобладание механики, бросающееся в глаза». Чаще всего нельзя просто так взять и забросить красивых актеров в красивые декорации, и пусть история рассказывается. Если начать копаться, то выяснится, что персонажи особо не развиваются, не двигают сюжет (за исключением, возможно, Роя Бэтти) и просто несутся по фабуле, которая подчинена, в первую очередь, стилю и нехитрой философской подоплеке, нежели раскрытию характеров своих подопечных.

Мы, разумеется, не говорим, что «Бегущий по лезвию» — плохой фильм. Наоборот, это выдающееся произведение, вполне способное взбудоражить и незнакомых с ним зрителей. В отличие от многих других фантастических фильмов XX века (например, «Дюны» Дэвида Линча или «Метрополиса» Фрица Ланга), он не состарился и по сей день смотрится впечатляюще. И да, ребята, нужно идти в кино — забудьте ненадолго про торренты и стриминговые сервисы с просмотром дома под чипсики и пивко. Потому что на экране компьютера или даже плазменного телевизора пленочный Лос-Анджелес 2019 года (ох уж эти воспоминания о будущем!) будет смотреться даже близко не так круто — максимум, как «бэшка», стилизованная под старину. И только в зале с белым полотном вы увидите «Блэйдраннера» во всем своем величии.

Так что мы настойчиво советуем ознакомиться с ним или освежить свои воспоминания — ведь однажды все эти мгновения исчезнут, как слезы под дождем.

Кинокритик и киновед, чуть-чуть сценарист. Обожаю триллеры и хорроры не меньше, чем сложное фестивальное кино.

Читайте ещё
Рекомендуем
Популярное
Понятно
Вы успешно подписались на 2х2.медиа
Добро пожаловать! Вы успешно авторизовались
Отлично! Вы успешно зарегистрировались
Срок действия ссылки закончился
Отлично! Ваш аккаунт полностью активирован, теперь у вас есть доступ ко всему контенту
https://media.2x2tv.ru/bladerunner-1982-kino/
Блэд Раннер. Насколько хорош культовый фильм Ридли Скотта?
Блэд Раннер. Насколько хорош культовый фильм Ридли Скотта?
Делимся эмоциями от культового фильма в честь его сорокалетия.
Кино и сериалы
2022-05-25T14:05
2022-05-25T15:05
Кино и сериалы
https://media.2x2tv.ru/content/images/2022/05/bladerunner_sequel.jpg
1440
1440
true
1440
1080
true
1440
810
true

Знаменитому киберпанк-фильму «Бегущий по лезвию», снятому Ридли Скоттом в 1982 году, в 2022-м исполняется 40 лет. Насколько хорошо он смотрится сейчас? Кинокритик Иван Афанасьев прикинулся репликантом, напустил туману и попытался найти ответ на этот вопрос.

Интересно, что в момент выхода «Бегущий по лезвию» с треском провалился в прокате, собрав чуть больше $27 миллионов, не окупив даже свой бюджет. Рецензенты хвалили визуальную составляющую и спецэффекты, отмечая шикарную актерскую игру Харрисона Форда и Рутгера Хауэра, но ругали за отсутствие глубины (лишь одни намеки на нее), сюжетные дыры и посредственное развитие характеров персонажей.

Зрители тоже плевались — говорили, что фильм чрезвычайно мрачный и пессимистичный, над чем сам Ридли Скотт потом посмеялся, сказав, что возмущение зрительских масс напоминает реакцию маленьких детей. Ну и каков он сейчас, культовый «Блэйдраннер»? Давайте для начала определимся с плюсами.

Кадр: Universal

КРАСИВЫЙ

Даже по сей день ретро-футуризм, в котором космические технологии совмещаются с обязательными атрибутами нуар-детективов (суровый и молчаливый герой, вечная ночь, непрекращающийся дождь), выглядит впечатляюще. У Ридли Скотта вообще есть определенная любовь к «ламповым» интерьерам будущего, в которых мягкие разреженные цвета сочетаются с экспрессией неоновых переливов и неслыханным масштабом (просто вспомните огромный рекламный щит с японской девушкой).

«Бегущий по лезвию» — это, как минимум, очень стильно. Даже сейчас, во времена перегруженной CGI фантастики. Не говоря уже о музыке Вангелиса, которая и в 2020 году впечатляет своим гипнотическим воздействием.

ЗАСТАВЛЯЕТ ЗАДУМАТЬСЯ

В отличие от своего собрата-сиквела Дени Вильнева, который просто наслаждается своей визуальной неотразимостью, но не дает ничего больше, оригинал смотрится сейчас удивительно актуально. Идея роботов-репликантов, способных вытеснить человека на производстве, а то и в обычной жизни, начинает приобретать пугающе узнаваемые контуры.

Плюс — любимые Ридли Скоттом библейские аллюзии, не такие навязчивые, как в его поздних творениях: от знаменитого «поцелуя Иуды» в исполнении Рутгера Хауэра до репликантов как единственно непорочно зачатых существ, близких по своей натуре к людям.

Кадр: Universal

ПЕРСОНАЖИ

Несмотря на то, что, по мнению некоторых критиков, герои в фильме получились нераскрытыми, они навсегда вошли в пантеон лучших персонажей кинематографа. Рик Декард — классический нуарный детектив, удивительно хорошо прижившийся на почве научной фантастики. Рой Бэтти — репликант-фаталист, чьи хаотичные и импульсивные поступки во многом напоминают характер Джокера из «Темного рыцаря». Разбитая экзистенциальным кризисом Рэйчел, осознавшая, что ее сознание — продукт труда посторонних. Актерский ансамбль в фильме, безусловно, одно из самых больших достоинств.

Но нельзя не обойти стороной и кое-что, не прошедшее проверку временем.

ФАБУЛА УСТАРЕЛА

Для нового зрителя «Бегущий по лезвию» может показаться попурри из самых популярных штампов научной фантастики. Роботы, маскирующиеся под людей, философский экзерсис о формировании собственного опыта у машин, затянутые ширмой из дождя мрачные города, в которых солнце никогда не светит — это уже было в «Симпсонах»… то есть в остальных киберпанк-фильмах и сериалах: от «Призрака в доспехах» до «Видоизмененного углерода».

Безусловно, все эти творения произросли из питательного гумуса «Блэйдраннера», но… Это как если бы вы в 2020 году говорили со своей бабушкой, прошедшей через продуктовые карточки и стихи Булата Окуджавы, о том, что 2x2 — это круто.

Кадр: Universal

СЛАБАЯ ДРАМАТУРГИЯ

В сюжетной пустоте фильм обвиняли в 1982 году, и не зря. Знаменитый критик Роджер Корман и вовсе написал, что «у фильма возникает та же самая проблема, что и у репликантов: отсутствие "плоти и крови" у героев и преобладание механики, бросающееся в глаза». Чаще всего нельзя просто так взять и забросить красивых актеров в красивые декорации, и пусть история рассказывается. Если начать копаться, то выяснится, что персонажи особо не развиваются, не двигают сюжет (за исключением, возможно, Роя Бэтти) и просто несутся по фабуле, которая подчинена, в первую очередь, стилю и нехитрой философской подоплеке, нежели раскрытию характеров своих подопечных.

Мы, разумеется, не говорим, что «Бегущий по лезвию» — плохой фильм. Наоборот, это выдающееся произведение, вполне способное взбудоражить и незнакомых с ним зрителей. В отличие от многих других фантастических фильмов XX века (например, «Дюны» Дэвида Линча или «Метрополиса» Фрица Ланга), он не состарился и по сей день смотрится впечатляюще. И да, ребята, нужно идти в кино — забудьте ненадолго про торренты и стриминговые сервисы с просмотром дома под чипсики и пивко. Потому что на экране компьютера или даже плазменного телевизора пленочный Лос-Анджелес 2019 года (ох уж эти воспоминания о будущем!) будет смотреться даже близко не так круто — максимум, как «бэшка», стилизованная под старину. И только в зале с белым полотном вы увидите «Блэйдраннера» во всем своем величии.

Так что мы настойчиво советуем ознакомиться с ним или освежить свои воспоминания — ведь однажды все эти мгновения исчезнут, как слезы под дождем.

ru-RU
https://media.2x2tv.ru/legal/
2х2.медиа
batman@2x2tv.ru
+7(495) 644 22 24
ООО «Телерадиокомпания «2x2»
192
31
2021
Иван Афанасьев
https://media.2x2tv.ru/content/images/2020/12/121803473_2697979797186788_30894972928904224_o.jpg
Кинокритик и киновед, чуть-чуть сценарист. Обожаю триллеры и хорроры не меньше, чем сложное фестивальное кино.
Иван Афанасьев
https://media.2x2tv.ru/content/images/2020/12/121803473_2697979797186788_30894972928904224_o.jpg
Кинокритик и киновед, чуть-чуть сценарист. Обожаю триллеры и хорроры не меньше, чем сложное фестивальное кино.
Блэд Раннер. Насколько хорош культовый фильм Ридли Скотта?
https://media.2x2tv.ru/bladerunner-1982-kino/