Есть тайтлы, которые, казалось бы, уже давно прошли пик своей популярности, но по какой-то причине всё равно остаются с нами. Не просто как приятное воспоминание, а то, что хочется пересматривать, обсуждать, цитировать, а заодно, наконец-то, увидеть законченным. Пожалуй, главным легендарным аниме десятых, которое приобрело популярность несмотря на статус вечного онгоинга, стал «Охотник х Охотник». А из нулевых всё ещё тянется «Тёмный дворецкий». В честь выхода его нового сезона — долгожданной арки «Зелёной ведьмы» от режиссёра Окада Кэндзиро — вспомним тайтл и расскажем, почему он по-прежнему хорош.

Напомним, что по сюжету юный аристократ Сиэль Фантомхайв после трагической гибели родителей заключает контракт с демоном Себастьяном. Он становится дворецким лорда и обязуется служить ему до тех пор, пока не будет выполнена главная цель — месть тем, кто разрушил жизнь Сиэля. В обмен на это демон получит душу Фантомхайва. Вместе они расследуют тёмные дела в викторианской Англии, сталкиваются с убийцами, культистами, сверхъестественными существами и самыми мрачными сторонами человеческой природы.
Казалось бы, самый обычный сюжет для детективного аниме из категории «середнячка». Но почему «Тёмный дворецкий» всё ещё отлично смотрится даже спустя годы и огромное количество похожих историй? Главный ответ — у него особый стиль, который сразу цепляет и переносит зрителя в британский сеттинг. Всё в аниме работает на создание цельной узнаваемой и почти театральной атмосферы запретного таинства среди жестокого мира аристократии. «Тёмный дворецкий» полюбился зрителям тем, что смешивал несовместимое: в викторианскую Англию помещал демонов, а в быт графа — попытку помочь молодому господину хотя бы немного расслабиться посреди вечного поля битвы (все же помнят, что Сиэль любил сладости, несмотря на то, что это выдавало в нём «ребёнка»?) Отдельно стоит отметить и то, как необычно раскрывается детективный жанр — с элементами триллера, хоррора и иногда откровенного сюра. Где ещё вы увидите ангела смерти с бензопилой и неадекватной привязанностью к «обычному» дворецкому? В своё время Reddit взрывался комментариями о том, что произведение Яны Тобосо — идеальный пример того, как бы выглядело сотрудничество Агаты Кристи и Тима Бёртона, если бы они написали совместный сценарий, а потом передали его анимационной студии. В тайтле каждое здание словно вырезано из готической открытки, все герои носят своё горе, как изысканный аксессуар (а мы с радостью и волнением его впитываем), а сюжетные повороты часто работают по принципу: «О, вы думали, что поняли что к чему? Ну-ну».

Демон-дворецкий и юный аристократ
Но главный магнит аниме, конечно, Себастьян. Он не просто демон-дворецкий, а идея — воплощённая харизма, холодный разум, абсолютный контроль и фирменная ухмылка, с которой мужчина подаёт чай сразу после того, как уложил десяток противников на лопатки. Момент из первой арки, где дворецкий расправляется с противниками с помощью столового серебра графства Фантомхайв, настолько засел в голове зрителей, что его продолжают обсуждать до сих пор. А фраза: «Yes, my lord» давно стала мемом, но, что удивительно, не утратила ни капли очарования даже спустя время. Себатьсян может быть грубым с противниками (его остроты в сторону врагов можно публиковать в паблике «Хами красиво») и бесконечно преданным своему господину — всё, что ему прикажет граф Фантомхайв тут же будет выполнено, будь то просьба принести десерт или защитить от наёмников. Себастьян — идеальный антигерой, персонаж и фансервис в одном персонаже. И в элегантном фраке.

Не будем забывать и про Сиэля — юного аристократа с трагической судьбой, которого так легко было бы записать в список «мальчиков с травмой», если бы не его интеллект, жёсткость и абсолютное понимание своей итоговой цели — продолжить великое дело семьи и отомстить за смерть близких. Несмотря на то, что большую часть сюжета юный граф слишком мал для вещей, которые ему приходится творить. Он не вызывает жалости, только уважение. Их связка с Себастьяном — не просто «хозяин и слуга», а сложная и психологически многослойная система, в которой персонажи растут в созависимости. Пока Сиэль становится старше и опытнее (хотя никогда не сможет вырасти достаточно), Себастьян шаг за шагом приобретает человечность. Да, выборочную, но всё-таки. Даже ежедневный ритуал, в котором дворецкий готовит новые десерты для своего господина, раскрывает персонажей как постоянно растущих напарников. Контракт между ними — не про магию, а про внутренних (или не совсем) демонов, ответственность, отчаяние и выбор.

Главный бриллиант тайтла
Очевидный плюс истории — сюжет. Странный, но в хорошем смысле. «Тёмный дворецкий» — это не только трагическая история мести. Благодаря второстепенным героям — цирк, за счёт Сиэля — школа, а из-за «вкусных» вставок с пирожными из первого сезона — кулинарный баттл. А ещё философская притча о том, что самое ужасное зло на поверку оказывается более милосердным, чем милые с виду люди. Сезоны не боятся меняться стилистически, тонально и сюжетно — чем дальше по истории мы продвигаемся, тем меньше «внешнего света» и больше глубокого раскрытия обстоятельств персонажей. Фансервисные шутки меняются на рассуждения о величии короны, а завораживающая архитектура викторианской Англии на пыльные трущобы или непроходимые леса. Иногда сложно понять, что происходит, но это даже хорошо, потому что, при всей внешней мишуре, в тайтле есть понятные и очевидные истины: будь добрым, не предавай, помогай окружающим, и в один день тебе тоже протянут руку. Аниме контрастно: оно может развеселить очередной выходкой в исполнении глупых слуг дома графа или эпизодом с невестой Сиэля, а через серию воткнуть монолог о цене души и разрушительности мести. И обязательно скажешь: «Ага, вот за это я и смотрю этот тайтл».

Что ждать от новых эпизодов?
На фоне 17 лет с премьеры тайтла новый сезон с подзаголовком «Зелёная ведьма» с самого начала не обещал многого. Но стал тем редким случаем, когда возвращение культового аниме не выглядит как попытка сыграть на ностальгии. Это не просто ещё один сезон, сделанный по шаблону, а стильная адаптация одной из ключевых арок, сделанная с уважением к манге, даже несмотря на значительные различия в сюжете. Но спойлерить мы не будем, лишь предложим ознакомиться с двумя источниками и сравнить самостоятельно. Хотя бы ради родословной Фантомхайв этим стоит заняться!
«Зелёная ведьма» переносит зрителя из викторианского Лондона в таинственные немецкие леса, где под покровом древних деревьев скрывается деревня, живущая по собственным законам. Здесь ходят слухи о ведьмах, происходят странные смерти, а местные женщины с подозрением относятся к чужакам. Атмосфера становится тревожнее и мрачнее. В тишине лесов Сиэлю предстоит понять, почему в последнее время здесь умирают люди. А, как говорится, чем дальше в лес, тем ближе оборотни, ведьмы, таинственные хозяйки чащи и попытки спастись от проклятия вервольфов.

Пока вышло всего три эпизода, но уже понятно, что аниме выросло. В нём меньше фансервиса, шуток и попыток завлечь зрителя посмотреть ещё одну серию. Тайтл работает на аудиторию повзрослевших фанатов и говорит с ними серьёзно, без лишней мишуры. Если вам нравится, когда в сюжете поднимаются вопросы веры, страха и вины, а также если вы хотите не просто «ещё немного Себастьяна», а полноценную, тревожную и захватывающую историю, то этот сезон для вас. С ним возвращается тот самый «Тёмный дворецкий», за которого мы когда-то зацепились: готичный, умный, стильный и пугающе красивый.
Мы всё ещё смотрим это аниме, потому что режиссёр Окада Кэндзиро не подстраивается под тренды, а в очередной раз исследует темноту человеческой души с философским подтекстом. Он красиво говорит о боли, контракте, выборе, цене души и чае в фарфоровой чашке, которого очень не хватает в лесах Германии. Как и в самом аниме иногда просто хочется, чтобы кто-то уверенно сказал: «Yes, my lord» и взял всё под свой контроль. Хотя бы на одну серию.
