На Netflix вышел пятый сезон «Большого рта» (Big Mouth) — анимационного сериала о пубертате, половом созревании и знакомстве со своими внутренними «монстрами». Все эмоции и чувства — от ненависти до тревожности — здесь визуализированы в виде комаров, лохматых существ и кошек. Благодаря этому мы видим, где характер героя, а где — его переживания в моменте. С каждым сезоном персонажи всё лучше изучают себя, и в новых сериях учащиеся настолько не стесняются своих мыслей, что местами это напоминает один большой поток кринжа. Но есть и хорошие новости.
В первых трёх сезонах персонажи только-только начинали знакомство со своим телом и «гормональным монстром», открывали для себя мастурбацию, много ссорились друг с другом, сходились и расходились. Четвёртый фокусировался уже на более сложных переживаниях: главного героя Ника атаковал тревожный комар Тито, а у его подруги Джесси появилась кошка, захватывающая героиню цепкими лапами в депрессию. Позже у психотерапевта её спас жаб благодарности, открывший глаза на всё хорошее вокруг.
Пятый сезон точечно бьёт по разным аспектам, связанными с сексуальностью и отношениями, причём не только романтическими, но и семейными, дружескими. Так, например, одну из героинь Лолу осуждают за публикацию эротического видео с её экс-бойфрендом; а друг Ника Эндрю начинает выстраивать диалог со своим закрытым и резким отцом. В рождественском спешле, восьмом эпизоде, нам показывают, как к мастурбации относятся разные религии. А вся четвёртая серия «на пальцах» объясняет, какой бывает любовь. Она может возникать и к друзьям — без фокуса на влечении друг к другу, основываясь на заботе и поддержке. И в таком случае она тоже может быть наполняющей.
Любовь визуализируется в виде мухамура — амурной бабочки, которая подсказывает героям, что они думают о своих возлюбленных. Интересно, что насекомое способно обратно стать гусеницей, а точнее — ненавусеницей, существом, питающимся ненавистью и завистью героев. И чем больше таких чувств в персонаже, тем сильнее становится, казалось бы, мелкая гусеница. Она способна за серию превратиться в грозного змея, удушающего и своего хозяина, и окружающих.
Но параллельно с важными вопросами мы наблюдаем пубертат во всей его красе: бесконечные туалетные шутки, странные сексуальные фантазии, местами напоминающие девиации, явный перебор с кровищей и разборками на кулаках — то ли создатели хотели подробно описать весь треш, который творится в головах подростков, то ли просто заигрались. Если первые сезоны выглядят образовательными, понятными и доступными к просмотру для таких же ребят, как герои мультсериала, то пятый явно балансирует на грани.
Проблема в том, что создатели не всегда показывают разрешение неприятных ситуаций. Так во второй серии герои приходят на физ-ру в бассейн, где видят друг друга в купальниках и плавках. Тогда открывается ящик беспощадного буллинга: за акне на спине, большие половые губы, обильную растительность — докапываются буквально до каждого. Каждый из учеников уходит тихо себя стыдить и ненавидеть, обрастает комплексами и нарочно причиняет себе боль. В этом им помогает колдун-стыдун, убеждающий героев в собственной ненужности. И только пройдя через собственные круги ада, персонажи становятся сильнее и увереннее, больше не разрешая другим себя обижать. Действительно, такие ситуации нас закаляют ещё со школьных лет. Но в том же Sex Education нам показывают, как герои переживают и извиняются, выстраивают здоровый диалог и стараются не причинить вред окружающим. В игровом сериале докапываются до истоков проблемы и искореняют её. В «Большом рте» герои только-только начинают этот путь.
Персонажи долго не осознают, что все эти разговаривающие с ними духи и существа — они сами. Это не гормональный монстр Мори задевает своего хозяина: «Теперь с Ником покончено, он снят с производства, как надоевший сериал». Это сам Ник ставит такую установку в голове. И принятие всех этих внутренних «я» — задача не из лёгких для подростков. Возможно, в новых сезонах они станут экологичнее относиться к себе и своим чувствам.
При всех ляпах в сценарии, пятый сезон заметно прокачался в визуале: один только рождественский спешл — сборник из разных техник. Тут и кукольные монстры Мори и Конни; и стилистика комиксов в эпизоде с собакой Джея, одного из главных героев; и местами примитивная анимация. Авторы не скупились и на поп-культурные пасхалки: пародии на «Спящую красавицу», введение анонимной сплетницы в школе, интерактивная игра со зрителем в духе «Кто хочет стать миллионером?», летающий дом, будто скопированный из мультфильма «Вверх».
Создатели хорошо подготовились, чтобы просмотр был комфортным и затягивающим. Постоянный слом четвёртой стены, где Ник обнаруживает плакат сериала «Большой рот»; камео создателя шоу и постоянное заигрывание со зрителем действительно располагают к себе. Но обилие туалетного юмора и треша, причём не всегда смешного и скорее отвратительного, отбивает желание получше разобраться в мотивах и поступках героев. Ведь забираясь к ним в голову, вероятность наткнуться на что-то чересчур мерзкое слишком велика.