Год подходит к концу, а мы продолжаем подводить итоги. В этот раз собрали лучшие фильмы 2025-го по мнению редакции: от проекта с Дженнифер Лоуренс и Робертом Паттинсоном «Умри, моя любовь» и нашумевших «Орудий» до «Метода исключения» Пак Чхан-ука и даже «Иллюзии обмана 3».
Алина Кувшинникова, редактор и автор рубрики о кино «Короткий дайджест»
«Сентиментальная ценность»
Нора — актриса, которую чаще можно увидеть на сцене театра, нежели в кино. Несмотря на отца-режиссёра Густава Борга, она не пользуется особой популярностью в индустрии. Девушка страдает от панических атак почти перед каждым выступлением, но не бросает профессию. Неожиданно Густав, не проявлявший к жизни дочери особого интереса, предлагает ей главную роль в своём новом фильме, обещая сделать девушку звездой. Норе предстоит принять важное решение: простить отца или разорвать связь навсегда.

«Сентиментальная ценность» Йоакима Триера получила Гран-при жюри и 19 минут оваций на прошедшем Каннском фестивале. Фильм стал апогеем разговора о родственных связях в творчестве режиссёра. Статус главного героя принадлежит пятерым участникам ленты, в том числе неодушевлённому предмету. Семейный дом здесь — центрообразующий персонаж и основной лейтмотив, в котором сосредоточены моменты зарождения семьи и её распада. Тут и отсылки на Бергмана, и разбор феномена памяти, и дискуссия о свободе творчества, и Эль Фаннинг в привычном для себя образе голливудской актрисы. Что ещё нужно для картины года?

«Гадкая сестра»
Обедневшая Ребекка выходит замуж за вдовца Отто и перевозит двух дочерей, Эльвиру и Альму, в его поместье. Мужчина умирает сразу же после свадьбы, оставляя новой семье бесконечные долги и красавицу Агнес, которой долгое время придётся находиться под гнётом мачехи. Единственное решение поправить финансовое положение — выдать Эльвиру замуж за принца. Однако молодой человек королевских кровей никогда не посмотрит в сторону десятка лишних килограммов и скоб на зубах.

Режиссёр Эмили Блихфельдт переупаковывает популярную сказку о Золушке в стильный и сюрреалистичный боди-хоррор. Она ломает знакомый сюжет, подобно типичным книгам и экранизациям о злодеях Disney вроде «Круэллы» или «Малефисенты». Эльвира — жертва собственной матери, которая истязает девушку диетами и многочисленными операциями. В одной сцене героине вправляют нос стамеской, в другой она по собственной инициативе разводит в организме ленточного червя, чтобы сбросить вес, а в следующей уже отхаркивает его яйца.«Гадкая сестра» — самобытное повествование из Норвегии, в очередной раз доказывающее, что Голливуд — уже давно не единственный поставщик хитов. Этот фильм лучше «Субстанции», поверьте.

Арина Пырина, выпускающий редактор
«Умри, моя любовь»
Очередная великолепная работа Линн Рэмси, которая ещё в 2011-м прогремела с фильмом «Что-то не так с Кевином». В новой ленте дуэт Дженнифер Лоуренс и Роберта Паттинсона создаёт неповторимую атмосферу и ощущение безысходности и ужаса в отношениях между людьми, где партнёры уходят в глубокое одиночество, находясь рядом друг с другом.
По сюжету влюблённая пара переезжает в домик в глуши и заводит ребёнка. Грейс погружается в послеродовую депрессию, стремительно перерастающую в психоз, сопровождающийся навязчивыми мыслями и галлюцинациями. Её партнёр Джексон не замечает проблему, списывая всё на восстановление после беременности. Сам он погружён в свои увлечения, работу и случайные связи с другими женщинами.

Рэмси безукоризненно тонко передаёт борьбу души с телом, разума с волей человека. И в очередной раз приоткрывает для зрителя завесу человеческой души, поражённой горем и утратой собственого я.

«Верни её из мёртвых»
Вторая работа многообещающих режиссёров Дэнни и Майкла Филиппу, которая исследует темы утраты и проживания горя. И если в фильме «Два, три, демон, приди!» это была девушка, переживающая смерть матери, то здесь мать проходит через смерть ребёнка.
Осиротевшие брат и сестра попадают под опеку одинокой Лоры, которая потеряла дочь. Подростка Энди женщина не очень жалует, а вот в слепой с детства Пайпер души не чает, ведь та напоминает ей погибшую дочь. После переезда, дети знакомятся с ещё одним приёмным сыном Лоры — немым и несколько странным мальчиком Оливером.

Несмотря на то, что Энди собирается оформить над сестрой опеку, так как совсем скоро ему исполнится 18, девочка всё больше начинает доверять приёмной матери. А Энди тем временем замечает, что в доме происходит что-то жуткое, а их приёмная мать не только настраивает Пайпер против него, но и проводит оккультные ритуалы с помощью Оливера. Ужасающий, но в то же время трогательный хоррор, который стал очередной вехой в творчестве Филиппу.

Эльмира Любаева, руководитель диджитал-проектов
«Одно Целое»
В век доступной психотерапии (наконец-то) и психологической осознанности нам довелось познакомиться и даже попытаться разобраться в разных видах романтической привязанности. А что делать дальше? Правильно! Снять об этом кино, возведя в абсолют созависимость. Так поступили женатые в реальной жизни Дейв Франко и Элисон Бри.

Ради работы герои переезжают в глубинку. Так проще и дешевле зарабатывать на жизнь, да и дописать музыкальный альбом горе-музыканту Тиму вдали от шума города. Но обоих беспокоит вопрос — кто они друг другу? Сложно понять, проведя столько лет вместе, где заканчивается один и начинается другой. Остается ли субъектность в таких отношениях или пара живёт по принципу: «всё общее — всё мое»? Фильм очень буквально отвечает на эти вопросы, ввергая персонажей в такие обстоятельства, что им в прямом смысле приходится оторваться друг от друга, если, конечно, они действительно этого хотят.
Отличный романтический триллер с курьёзными и по-настоящему смешными сценами, приправленными кровью и ошмётками конечностей.

Юля Андрианова, диджитал-продюсер
«Микки 17»
Один из самых долгожданных релизов от корейского гения жанрового кино Пон Джун-хо, автора драмы «Паразиты», собравшей в своё время аж четыре Оскара. Ожидания были высоки и в моём случае полностью оправдались.
Земля, середина 21 века. Планета в упадке, человечеству приходится осваивать дальний космос в надежде найти подходящие для колонизации планеты. Микки Барнс, незадачливый бизнесмен, вербуется в межзвёздную экспедицию, чтобы скрыться от кредиторов. Так как Микки обделён нужными для миссии навыками и талантами, единственной подходящей работой оказывается должность «расходника». На герое испытывают смертельный газ, отправляют чинить обшивку корабля, при этом получая смертельную дозу радиации. После каждого летального исхода мужчину заново распечатывают на специальном биопринтере. И вот на 17-й раз что-то идёт не так…

Это зубастая сатирическая антиутопия. Мастер высмеивает нынешнее мировое сообщество, иронизирует над видными политическими фигурами, вводя в картину гротескного диктатора, обесценивает его перед лицом общества.
Фильм не получил коммерческого успеха, не окупился в мировом прокате и был неоднозначно воспринят зрителями. Но именно эта картина раскрывает талант Роберта Паттинсона во всей его силе и многогранности, а поэтому определённо стал заметной премьерой уходящего года.
Евгений Белоусов, редактор
«Орудия»
2025 год оказался довольно скудным на громкие хиты, поэтому для меня «Орудия» Зака Креггера — один из ярчайших фильмов. История о загадочной пропаже целого класса детей отличилась как минимум жуткой тётей Глэдис в исполнении Эми Мэдисон (не зря же о ней теперь отдельный проект делают). На манер «Магнолии» зрители наблюдают за шестью фрагментами, отведённым разным персонажам. Где-то к середине детективная составляющая улетучивается, а к финалу хоррор становится чуть ли не чёрной комедией.

Креггер, несколько лет назад переживший смерть друга, подтверждает свой режиссёрский талант, который в нём разглядели с премьерой «Варвара». Его вторая работа стала кассовым хитом и получила ворох восторженных отзывов, а следующий проект покажет, сможет ли молодой постановщик снять проклятие с экранизаций Resident Evil. «Орудия» после премьеры называли «хоррором года», на что в августе я смотрел с сомнением, но на излёте 2025-го всё-таки убедился в этих заявлениях.

«Метод исключения»
Южнокорейская чёрная комедия, где внезапно уволенный мужчина решает обойти конкуренцию на желаемую должность весьма кровавым способом. Блистательно поставленный и искусно снятый фильм Пак Чхан-ука с Ли Бён-хоном, критикующий разом и капиталистическую систему, и развитие искусственного интеллекта. Как по мне, лента вполне достойна встать на уровень с «Паразитами», хотя на кинофестивале в Венеции наградами её обделили. Невероятно смешная и одновременно грустная история, где каждый выбор персонажа оказывается неправильным, но в каком-то смысле успешным. Самая буквальная экранизация выражения: «От работы кони дохнут» (никто же не говорил, что их убила именно трудовая деятельность). Лично для меня — это фильм года, хотя с «Иллюзией обмана 3», конечно сложно тягаться.


Алекс Ким, контент-менеджер
«Иллюзия обмана 3»
«Иллюзия обмана 3» ворвалась на большие экраны так, будто «Всадники» и не делали паузы в девять лет: просто ушли за кулисы на небольшой антракт. На этот раз к оригинальной пятёрке присоединились трое молодых фокусников-самоучек. Всей компании предстоит выкрасть легендарный и самый большой алмаз «Сердце» и вывести корпорацию Вандербергов на чистую воду, ведь семья много лет занимается нелегальной добычей драгоценных камней. Ну а из этого вытекает всё то, за что зрители полюбили франшизу много лет назад: игры в кошки-мышки с полицией (на этот раз с французской), эпичные трюки и отборный (иногда по нижней планке) юмор. Сюжет быстрый, пёстрый и местами совершенно нелогичный, но в этом и заключается обаяние всей серии!

И да, я считаю эту ленту лучшим фильмом года, потому что франшизу «Иллюзия обмана» любят не за сюжет, который можно пересказать одной строчкой, а за ощущение безнаказанного масштабного пранка. Актёры выглядят так, будто им правда нравится вытворять безумный магический хаос — и эта энергия мгновенно передаётся зрителю. Каждый трюк одновременно возмутительно неправдоподобен и невероятно забавен. А «Всадники» снова делают невозможное и подмигивают на камеру: «Ну да, мы знаем, что это полный бред, но смотри, как круто мы его исполняем». На фоне всех серьёзных, мрачных и чересчур умных релизов года именно эта лента напоминает простую истину: кино может быть глупым, но это не делает его плохим.

Вася Ясакова, SMM-редактор
«Бугония»
Захватывающая чёрная комедия Йоргоса Лантимоса впервые была показана на Венецианском кинофестивале. Режиссёр представил сатиру на капитализм, параноидальное размышление о судьбе нашей планеты с яркой картинкой и нетривиальным сюжетом.
Мишель Фуллер — бизнес-леди и глава фармацевтической корпорации, заканчивает рабочий день со свежей укладкой и садится в свой гелик, напевая под нос. Всё резко меняется, когда у дома её подкарауливают Тедди и его недалёкий друг Дон. Парни похищают девушку, обривают налысо и запирают в подвале своего дома в глуши. Какая у них мотивация? Деньги? Но от них неухоженные нищеброды отказываются. Секс? Неудачникам и он не нужен, ведь они провели себе химическую кастрацию и не способны на сексуальное возбуждение. Причина преступления кроется намного глубже: по мнению обезумевшего Тедди, Мишель — инопланетянка, готовящаяся к уничтожению Земли.

Эмма Стоун великолепно справляется с ролью холодной расчётливой представительницы крупной компании. В её арсенале классический набор: агрессивный спорт, фальшивая улыбка и острый язык. Но особенно хочется отметить актёрскую игру Джесси Племонса. Здесь он похудевший, одержимый и непредсказуемый. Теория заговора и конспирология погрузили его сознание в пространство без логики и закона. В своей реальности любые поступки, находящиеся вне морали, оправданы высшей целью спасения целой планеты, а отчаяние и готовность идти на крайние меры пугают и завораживают.

