Сегодня «Королевская битва» известна в качестве жанра многопользовательских онлайн-игр, где игроку даётся полная свобода действий и единственная цель — выжить. А при чём тут книга Косюна Таками и крайне жестокие фильмы о японских (и не только) подростках? Разбираемся в статье.
Истоки беспорядочных сражений
Родоначальником жанра, где группа людей оказывается в месте, откуда можно выбраться лишь победив всех остальных соперников, стал Косюн Таками и его роман «Королевская битва». Книга впервые была опубликована в 1999 году, а через год обзавелась экранизацией. С 2000 по 2006-й вышло пятнадцать томов одноимённой манги, которая практически не отличалась по содержанию от первоисточника, но позволила проиллюстрировать и добавить ещё больше насилия в оригинальную историю.
По сюжету, в альтернативной тоталитарной Японии власти ежегодно отбирают группу учеников, которую в тайне вывозят на необитаемый остров. В незнакомом месте им приходится сражаться друг с другом до тех пор, пока не останется один победитель. Цель правительства: устроить публичную «зачистку», выявляющую, кто достоин жить в обществе и приносить ему пользу, а кто нет.
В основу сюжета книги и её экранизации легла довольно распространённая для современного кинематографа тема: что случится, если предоставить человеку возможность безнаказанно убивать взамен за свободу? Героям «Королевской битвы» приходится защищаться подручными средствами, часто в качестве оружия в выданном снаряжении могут попасться не только пистолеты, но и неожиданные вещи: от бинокля до крышки сковородки. Пытаться бежать бессмысленно, ведь на каждого одевают ошейник, способный одним разрядом тока взорвать голову. В общем, распределение ресурсов между игроками не самое справедливое, и только смекалка поможет выбраться с острова, чтобы доказать, что достоин вступить во взрослую жизнь.
Кому-то покажется, что «Королевская битва» напоминает «Повелителя мух» Уильяма Голдинга, по сюжету которого кучка детей попадает на необитаемый остров и получает полную свободу действий и её безнаказанность. Но Таками в отличие от Голдинга делает упор на кровавость сражений и устраивает конкурс на самые жестокие убийства: разрубить топором череп, поэтично скинуться с маяка. Смерти героев зачастую не имеют сложной психологической подоплёки. Одни персонажи погибают из-за глупого стечения обстоятельств, другие самостоятельно решают свести счёты с жизнью, не желая участвовать в параде смерти.
Как экранизация дала толчок жанру
В своё время «Королевская битва» с опаской была принята общественностью и японскими властями, однако роман сразу после выхода стал бестселлером на территории Японии. Но одно дело читать о том, как дети убивают друг друга самыми изощренными способами, а другое — смотреть на это с экрана. Именно фильм позволил жанру распространиться по всему свету. «Королевская битва» даже входит в число любимых фильмов Квентина Тарантино.
Популярности фильма поспособствовало огромное количество скандалов, прогремевших ещё до начала съёмок, в том числе сопротивление японского парламента, пытавшегося запретить книгу из-за чрезмерной жестокости. Также в 1998-м «Королевская битва» была номинирована на лучший роман в жанре «хоррор», но так ничего и не получила из-за консервативного жюри в лице писательницы Марико Хаяши, которая раскритиковала книгу. Ещё напряжёнее ситуация стала из-за того факта, что фильм собирался снимать Киндзи Фукасаку, известный своей страстью к кровавым самурайским сражениям.
Это, впрочем, не помешало зрителям раскупать книги и билеты на сеансы с космической скоростью, ведь сработал извечный закон: то, что пытаются запретить, вызывает ещё больше интереса. Кино вышло на экраны только благодаря пометке «18+». Сейчас фильм — один из самых кассовых в Японии и пользуется популярностью по всему миру. Лента породила множество похожих историй, зачастую постапокалиптических: «Голодные игры» (2012), «Страшная воля богов» (2014), «Алиса в пограничье» (2020) и другие.
Самые известные последователи «Королевской битвы»
В кинематографе и литературе жанр «королевской битвы» закрепился на долгие годы и получил множество интерпретаций. В 2010-е большой популярностью пользовались подростковые антиутопии. Например, «Голодные игры» Сьюзен Коллинз, которая частично переработала «Королевскую битву». Писатель добавила к оригинальному сюжету несколько страдающих от неграмотного распределения ресурсов Дистриктов (районов), ввела «справедливую» жеребьёвку и в некоторых случаях позволила вызваться добровольцем. В остальном сюжет следует правилам первоисточника: игры спланированы правительством «во благо», это показательное развлечение, а многие победители становятся звёздами.
Во многом на первоисточник похож «Бегущий в лабиринте» Джеймса Дэшнера и его экранизации. Подростки неизвестным образом попадают в центр огромного лабиринта, наполненного монстрами. Героям на свой страх и риск приходится исследовать головоломку, неся потери в виде бесстрашных бегунов, которые каждый день отправляются в неизвестность.
Если подростковый адреналин и романтика не сильно вдохновляют, то можно вспомнить франшизу «Судная ночь» Джеймса ДеМонако. Сеттингом этой кровавой резни становится американский мир будущего, утопия, где преступность и безработица давно исчерпали себя благодаря Судной ночи. Один день в году все преступления становятся легальны, поэтому люди выходят на улицы в поисках жертв. Этот праздник тоже имеет свою историю: элита спроектировала его для своих нужд, в том числе для того, чтобы добиваться власти и устранять конкурентов.
Постепенно жанр «королевской битвы» приобретает структурированность и превращается в сложный аттракцион с головоломками. Об этом говорит популярность корейской «Игры в кальмара», где героям тоже приходится сражаться до последнего выжившего — победителя. Здесь беспорядочные смерти и конкуренция разбавляются детскими играми, вроде той, где требуется замереть, как только ведущий закончит считать стишок и обернётся на игроков.
А в сериале «Алиса в Пограничье», например, люди примеряют роли героев известной сказки Льюиса Кэрролла и участвуют в соревнованиях разной сложности: от догонялок до мафии с серной кислотой. В проекте даже используют тот же механизм с бьющими током ошейниками, которые можно увидеть в оригинальной «Королевской битве».
Как «Королевская битва» появилась в видеоиграх?
Вернёмся к «Голодным играм», которые в далёком 2012-м вдохновили разработчиков Minecraft на создание игры. Проект известен открытым миром, позволяющим не только строить домики из блоков, но и собственноручно придумывать различные квесты. Но создатели пошли дальше и добавили отдельный режим для игры — Survival Game, где пользователи больше не бессмертны и могут погибнуть из-за враждебных мобов-криперов.
Но одним Minecraft всё не ограничилось. Режим «королевской битвы» или мод DayZ появился в многопользовательском шутере Arma 2. Игрокам предоставили огромную территорию, где им предстояло выживать в борьбе с другими пользователями. Автором модификации был Брендан Грин, который позднее перенёс формат в игру DAY-Z Standalone и основал студию Bluehole, которая занялась переработкой жанра кровавой бойни до последнего выжившего.
В 2017 году студия выпустила игру PlayerUnknown’s Battlegrounds, в которой сотню игроков высаживают на необитаемый остров, где им предстоит самостоятельно добыть себе оружие и убить остальных пользователей, оставшись единственным выжившим. Одним из главных препятствий в игре стала безопасная зона, которая постепенно уменьшается, повышая вероятность столкновения игроков.
В том же 2017 году режим «королевской битвы» появился в GTA 5: Online и Fortnite, который до этого имел только режим выживания среди нападающих на команду монстров. В своё время Fortnite «позаимствовала» игровой движок у PlayerUnknown’s Battlegrounds, что привело к скандалу и сделало игровые студии вечными конкурентами. Сейчас же мод перекочевал и в другие игровые проекты, вроде Call of Duty: Infinite Warfare и Battlefield 1, полюбившихся большому количеству игроков.
PUBG и сам жанр приобрели такую популярность благодаря полной свободе действий, не ограниченной повторяющимися маршрутами, большому количеству экшена в виде бесконечных перестрелок и квестам по поиску случайных предметов, разбросанных по игровому полю. Отдельную роль играет соревновательный процесс, пробуждающий в игроках азарт, ведь каждый хочет стать единственным победителем.
«Королевская битва» как жанр даёт режиссёрам и создателям компьютерных игр огромное пространство для размышлений. Перед ними открытый мир, где они могут делать с персонажами и игроками всё, что им захочется и пустить их в свободное плавание. Если вам интересно узнать больше об истоках «Королевской битвы», то смотрите легендарную ленту в эфире 2х2 25 сентября в 0:50