В январе на Netflix вышла стоп-моушн антология «Этот дом» (The House) — три сюрреалистические истории, герои которой объединены лишь локацией. Проект разрабатывала четвёрка представителей независимой анимации — Эмма де Свааф и Марк Роэлс из Бельгии, Палома Баэза (обладательница премии BAFTA) и шведская постановщица Ники Линдрот фон Бахр — вместе с Nexus Studios. В день премьеры, 14 января, мы рассказывали, чем и как «Этот дом» пугает и восхищает. Теперь давайте обсудим, как он создавался. Из серии интервью AWN с авторами антологии рассказываем самое интересное.
История №1 — «И слышно, как плетёт узор свой ложь»
В первой части мы узнаём о постройке дома и знакомимся с его первыми владельцами: в 1800-х годах обедневший Раймонд заключает странную сделку с незнакомцем, который обещает переселить его с семьёй в особняк. Герои вольны делать что угодно, единственное условие — они больше никогда не должны переезжать.
Эту историю разрабатывали бельгийские режиссёры и аниматоры Эмма де Свааф и Марк Роэлс: «Я не могу точно вспомнить как [пришла идея антологии], но однажды мы заинтересовались тем, чтобы рассказать историю дома до того, как он появился, историю происхождения, так сказать. Я тогда читал графический роман Ричарда Макгуайра "Здесь" про отдельный уголок мира и то, как он меняется на протяжении тысячелетий. Вы видите его как сельскохозяйственные угодья, заселённым коренными американцами и во времена динозавров. И вдруг вы оказываетесь в 1950-х годах, где кто-то пылесосит пол. Это породило идею [рассказать], например, что было там до дома? Мы смешали это с чем-то личным — многие наши друзья и родственники прямо сейчас сходят с ума по рынку жилья, как, я думаю, и многие другие люди», — рассказывает Роэлс, ответственный за сюжет.
Дизайном кукол занималась Эмма де Свааф: при разработке она больше доверяла интуиции, нежели детально продумывала, как должны были выглядеть герои. Ориентиром она выбрала работы американского художника Эдварда Гори. Задачи довести внешний вид персонажей до совершенства не было: «Мы не хотели, чтобы он ["Этот дом"] выглядел совершенным и отполированным. Мы просто хотели создать ощущение, как будто его создал слегка одержимый, сумасшедший человек», — комментирует Роэлс.
Для работы над антологией продюсер Анджела Пощет собрала большую команду в Великобритании и привлекла аниматоров, некогда делавших мультфильмы Тима Бёртона и Уэса Андерсона (и это заметно по визуалу: центричность, мрачность и размеренный темп повествования).
Авторы первой истории хотели минимально задействовать CGI и даже огонь с водой решили сделать из натуральных материалов: «<...> Свет очень важен для нас в том контексте, как он взаимодействует с куклами. Мы боялись, что если сделаем все элементы отдельно [с помощью CGI], то потеряем визуальную связь пожара с марионетками», — объясняет Свааф.
История №2 — «Утрачена правда, которую не отстоять»
Вторую часть о застройщике, который пытается побыстрее продать недвижимость после ремонта, разрабатывала Ники Линдрот фон Бахр. Не первый раз постановщица выбирает мышь главным героем: в её предыдущей работе «Бремя» тоже бегали грызуны.
Работа в технике стоп-моушн терапевтична: «Для меня очень важно — иметь возможность создавать свою собственную вселенную и своих собственных персонажей, и то волнение, что приходит, когда начинаешь какое-то дело с нуля. Кроме того, я сама изготавливаю куклы и декорации. Я очень тактильна, и мне просто нравится создавать. Это замечательный способ работать с реализмом, но в какой-то более высокой форме. Даже если это очень скучная или уродливая обстановка, которую вы создаёте, — это всегда труд любви. В моей истории, например, даже в эту ужасную бездушную мебель в стиле нуворишей и другие вещи я вкладываю очень много любви. Это как-то целебно для меня», — рассказывает постановщица.
Если вы помните, именно во второй части мы наблюдаем за танцующими тараканами. Для этого фрагмента Бахр вдохновлялась номерами Басби Беркли — американского хореографа и постановщика:
Мне всегда нравилось работать с противоречиями, и, хотя этот эпизод — начало падения нашего героя, когда он полностью теряет самообладание, я не думаю, что процесс должен выглядеть отвратительно. Это тоже может быть довольно забавно. Большинство из нас сталкивались с вторжением насекомых, это ужасное чувство. Мне понравилась идея добавить странный, но жизнерадостный стиль Басби Беркли, и заодно заставить грубую личинку сексуально танцевать. Это было просто весело.
История №3 — «Внемлите снова и ищите солнце»
Завершает антологию часть Паломы Баэзы: мы наблюдаем, как в ближайшем будущем домом управляет кошка Роза (можем, она и выгнала грызунов?). Здание полуразрушено и сильно потрёпанно из-за постоянных наводнений. Палома рассказала, что для каждой истории были сконструированы отдельные дома, схожие по внешнему виду и внутренней архитектуре. И хотя за короткометражки отвечали разные авторы, они часто созванивались и встречались на съёмочных площадках, где могли обмениваться опытом и поддержкой.
Для уравновешивания всего апокалиптического хаоса Баэза выбрала главной героиней кошку: «Я люблю кошек <...> Мне нравится, что у них много выразительности и телесности, они очень эстетичны. Кажется, это подходящее животное, чтобы уравновесить апокалиптическую обстановку. Я помню, как в то время, когда я писала сценарий, в Австралии были лесные пожары, в воздухе витала красная пыль, которая была прекрасной и ужасной одновременно, ведь она разрушала жизни и дома людей. Тогда у меня сформировалось представление о красоте хаоса или апокалипсиса; а у кошек есть мягкое, пленительное качество, которое отлично сработало [на контрасте]».
В отличие от первой истории, в третьей части многое сделано именно с помощью CGI. Действие происходит во время наводнения, поэтому важен туман. Его сложно зафиксировать, что большая проблема для стоп-моушн. Поэтому аниматоры решились снимать некоторые сцены на зелёном фоне и уже на постпродакшне добавить остальной визуал. Идея не очень понравилась Паломе, но выхода не было. К счастью, итоговый результат всех устроил более чем.
На вопрос о реакции аудитории каждый из авторов ответил по-своему: Роэлсу хотелось бы, чтобы в истории каждый нашёл что-то знакомое; Бахр подумала, что скорее всего её часть вызовет зуд и неудобство; а Баэза хотела бы вдохновить зрителя: «Эти куклы, сделанные вручную действительно невероятными мастерами, — они так вдохновляют, на что вообще способен человек».