С 14 по 18 июля прошёл анимационный фестиваль «Бессонница». За это время на экранах показали более 200 короткометражных мультфильмов. Один из них — «Крылья для друга» Михаила Алдашина. Российский мультипликатор, член жюри Американской киноакадемии, успевший поработать в студиях «Союзмультфильм» и «Пилот», а также сценарист японского «Чебурашки». Мы взяли у него интервью прямо на фестивале посреди палаток и костров.
— Вы член Американской киноакадемии. Насколько социальная повестка влияет на выбор жюри?
— Влияет и всегда влияла так или иначе. В академию входят тысячи представителей разных стран, и у каждого своё отношение к происходящему. Призёры выбираются голосованием, которое и является решающим. Но не все учитывают веяния, так сказать, времени, что по-моему правильно. Искусство прежде всего.
— А что для вас является решающим фактором для голоса?
— Это должно быть хорошее кино, вот и всё. От которого невозможно оторваться, которое вызывает чувства, эмоции, мысли. Когда вы, глядя на экран, плачете, смеётесь, грустите. Когда вы не знаете автора, не знаете, о чём кино, но оно заставляет вас чувствовать. И думать. А если это комедия, то просто должно быть дико смешно.
Есть, например, фильм Хитрука «Каникулы Бонифация». В нём нет прямого месседжа, есть просто нечто невыразимое словами. Я в детстве этот фильм смотрел бесконечно, и меня он восхищал. Хитрук гений, конечно. Сделать что-то восхитительное — задача непростая.
— Что самое кропотливое в работе над мультфильмом?
— Да всё там кропотливое. Нужно очень много времени сидеть и думать, чтобы создать историю, придумать и нарисовать персонажа: как у него лежат волоски и сколько их, сколько пуговок… Нужно продумать каждую мелочь. То же самое касается мира, в котором он живёт: фоны и декорации. Нужно найти актёров, которые озвучат героев — непростая задача, от голосов многое зависит. Даже титры не мелочь. Каждая составляющая фильма должна вступать в своё время и, как инструмент в оркестре, не должна звучать фальшиво, пропадать или наоборот выпирать.
Как сказал Толстой, если ты философ, молчи и думай. Что-то понял, есть что сказать — крикни и молчи дальше. Вот и короткометражное кино такое же. Должно быть. Потому я его и люблю, и смотреть, и делать.
— Что для вас талант?
— Талант — это реализованная способность. Способности во многом от природы. А человек, меняющий направление движения истории своими творениями, открытиями или другими делами, — это и есть гений. «Гении — маяки человечества», — кто это сказал не помню, но по-моему точно.
— А кто гений в анимации?
— Уолт Дисней, Эдик Назаров, Марк Бэйкер, Фёдор Хитрук, Юрий Норштейн. Есть и отдельные фильмы, которые можно назвать гениальными или по крайней мере выдающимися: например, работа Курчевского «Мой зелёный крокодил» о том, как крокодил влюбился в корову и писал ей стихи. Один из самых потрясающих фильмов о любви! Старое кукольное кино, сделанное очень простыми средствами, но это настоящая ода чувствам. Кстати, что такое любовь?
— Полное принятие человека, наверное.
— Я долго думал и, по-моему, есть одно, что вбирает в себя всё остальное. Про это же и фильм Курчевского. Это способность к жертве. Когда ради человека готов отдать всё, в том числе и жизнь. И да, конечно же любовь может быть не только к людям. Гении, да и не только гении, не всем это дано, безусловно и безоглядно любят своё дело. Когда сама работа является для тебя жизнью. Искусство для художника — суть существования. Таковы мои учителя, и я стараюсь тоже. И ещё одна важная мысль, которую я слышал от Норштейна, примерно так звучит: «Произведение не может быть лучше или умнее автора». Так что, вывод: хочешь сделать что-то хорошее, становись лучше. Расти, зрей, умней.