В российский прокат 14 октября выходит «Семейка Аддамс: Горящий тур» (The Addams Family 2) от режиссёра первой части и «Полного расколбаса» Грега Тирнана. Попытка реанимировать загробную историю разочаровала нас своей пресностью и поверхностью — почти вековой опыт экранизаций «Семейки» ничего не подсказал авторам. После просмотра сиквела мы решили разобраться, чем подкупали предыдущие истории Аддамсов и чего не хватило анимационной серии Тирнана.
Аддамсы на улице Вязов
Американскому художнику Чарльзу Аддамсу было по душе всё мрачное: он жил на улице Вязов в доме викторианской эпохи. В детстве будущий художник боялся духов, мертвецов и призраков, а чтобы преодолеть страх, часто ходил на пресвитерианское кладбище.
Вестфилд, 1938 год. Чарльз Аддамс рисует тогда ещё безымянную семейку для журнала The New Yorker, мечтая однажды проснуться знаменитым. В одном из первых выпусков будущая Мортиша встречает в холле продавца пылесосов, а человек-шкаф на заднем фоне (прототип Ларча) бездумно наблюдает за ними. На протяжении полувека художник будет создавать всё новые и новые истории, придумает персонажам имена (например, Мортиша означает «смерть» и «гробовщик») и застанет первые экранизации своего детища.

В 1964 году вышел первый телесериал о семейке, задавший тон и планку дальнейшим интерпретациям: отличный актёрский состав — Джон Эстин (Гомес), Кэролин Джонс (Мортиша), Джеки Куган (дядя Фестер) — выразительно раскрыл героев и их парадоксальное сходство с типичными американскими семьями. После двух сезонов шоу закрыли, и вернулись персонажи только в 1991 году — уже в формате полнометражки.
Аддамсы Зонненфельда
Старый звёздный состав сменился не менее удачным новым: Кристофер Ллойд сыграл пропавшего Фестера, Рауль Хулиа — Гомеса, а Анжелика Хьюстон — Мортишу. На место режиссёра «Семейки Аддамс» претендовали тогда многие: среди них был и Тим Бёртон, мастер мрака, который в будущем ещё расскажет свою историю Аддамсов. Но тогда, в 1991 году, проект отдали Барри Зонненфельду. Он же ещё через два года снял продолжение — «Ценности семейки Аддамс».
Все три проекта были едины во мнении, какими должны быть Аддамсы. Семейка на первый взгляд казалась странной: детские игры с топорами и виселицами, праздники на кладбищах и высокий болевой порог. Эту семейку невозможно было убить: Фестер проглатывал ножи и выживал в ванной с включенным магнитофоном. Уэнсдей не раз сажала Пагсли на электрический стул без особых последствий. Из-за таких развлечений Аддамсов считали странными, но если углубиться в их философию, они во многом всегда обгоняли другие семьи.


Герои никогда не стеснялись своих интересов и образа жизни, ценили общие традиции и не навязывали другим свои взгляды. Мортиша и Гомес относились к детям как к взрослым, не контролировали каждый их шаг и уважали личное пространство. Поэтому и Уэнсдей с Пагсли свободно отстаивали свои права и желания как в разговорах с родителями, так и с незнакомцами. Герои и проводили время вместе, и могли спокойно побыть в одиночестве — никаких условий и обид. Сложно вспомнить эпизод, где Мортишу бы что-то вывело из себя или Гомес наказал кого-то из детей. Всё решалось через диалог и внимание друг к другу. Мама Мортиши, которая жила вместе с семьёй, не вмешивалась в воспитание детей или отношения дочери с Гомесом — никакого контроля или манипуляций.
Получается, Аддамсы — идеальная семейка с правильно выстроенными личными границами каждого из её членов. Они живут в своё удовольствие, не навязывают соседям свои идеи и не осуждают; при этом, в случае опасности герои быстро сплочаются. Обычно же нам, наоборот, показывают проблемные семьи, у которых только с виду всё хорошо.

Главный конфликт в обеих полнометражках строился на угрозе извне: в «Семейке Аддамс» это было непонятное возвращение Фестера. Знакомый Гомеса, знающий о богатствах героя, решает подослать похожего на брата Гомеса мужчину. Он должен был втереться в доверие, а потом украсть всё накопленное Аддамсами. Во втором фильме за деньгами семейки охотилась Дебби Джелински (Джоан Кьюсак), няня для Уэнсдей, Пагсли и новорождённого сына. Она отправила детей в лагерь, а сама вскружила Фестеру голову — как однажды он сделал с Аддамсами. В обоих фильмах герои не искали ответа за пределами своей семьи: наоборот, они сближались, из-за чего проблемы одного персонажа становились общими.
Взаимодействие с другими людьми им было не так уж интересно: Уэнсдей явно чувствовала себя выше остальных детей в лагере. Воспитанная в семье со здоровыми отношениями друг к другу, она не опускалась до уровня местных задир. Но при необходимости герои были готовы принять в семью не похожих на них людей: так в начале фильма Мортиша и Гомес искренне верили, что у Дебби с Фестером всё получится.
Что-то пошло не так
Сериал «Новая семейка Аддамс» 1998-1999 годов, который транслировали в России по СТС, пытался довести характеры героев до пика. Вышло не очень: Гомес походил на сумасшедшего, Мортиша стала более кроткой, а Уэнсдей пыталась выглядеть «нормальной». Шоу получилось слабоватым, но стало неплохим стартом для погружения во вселенную Аддамсов. Не самым лучшим решением было снимать и третью часть полнометражной истории «Воссоединение семейки Аддамс», где герои превратились в обычных людей, которых Фестер определил по колдовской книге как больных (но излечимых).
Спустя двадцать лет выходит уже новая «Новая семейка Аддамс», но в анимационном формате от Грега Тирнана. Визуально семья копирует героев из комиксов Чарльза Аддамса, остальной же мир мультфильма показан в приторных розовых тонах. Также авторы хорошо подмечают детали вроде домашнего льва или обстановки в доме. Первая часть концентрировалась на проблемах Уэнсдей и Пагсли: дочь начинает сомневаться, что она действительно любит весь этот мрак Аддамсов. Её брату же предстоит станцевать мазурку на семейном вечере, что даётся на репетициях нелегко.

Тогда авторы не внесли ничего нового в известную историю: мультфильм получился довольно стерильным и рассказывал о банальном столкновении обычных людей и «не таких, как все». Через Уэнсдей создатели пытались рассказать историю самоидентификации, но вышло тогда поверхностно — этакий подростковый бунт, из-за которого взрослые её не понимали. Но Аддамсы всегда и славились полным принятием друг друга и честным диалогом: это заметно по прошлым экранизациям. Тут же между героями появилось натяжение, которое не спадало и в сиквеле.
Горящий сиквел
«Семейка Аддамс: Горящий тур» рассказывает о роуд-трипе героев, в который они отправляются не просто так. Уэнсдей погружается в науку, но не отличается на школьном конкурсе: тогда во имя дружбы награждают всех участников. Героиня пропускает совместные ужины, и Гомес решается наладить отношения с дочерью, а заодно попутешествовать. Изначально мотивация кажется нелогичной и слабой: во-первых, в семье, где всё решалось диалогом, вдруг этого самого диалога и нет. Во-вторых, после просмотра «Митчеллов против машин» повод Гомеса выглядит неправдоподобно. В мультфильме от Netflix ситуация была действительно накалена: у Рика с Кэйти всю жизнь были сложности во взаимопонимании. Проблему можно было откладывать, но тут дочь собралась на учёбу в другой город. Там совместная поездка выглядела спонтанным, но логичным ходом — такой последней попыткой отца поговорить с дочерью. У Аддамсов же конфликт выглядит надуманным, а ситуация с Уэнсдей решается за один разговор.


На протяжении всего мультфильма сюжет концентрируется только на Уэнсдей. Это она то отдаляется, то сближается, остальные же герои не привлекают особого внимания. Из мрачных персонажей с колдовскими замашками они часто превращаются в безвольных и беззащитных. Вместо диалога и личных границ — гробовое молчание и робость. Авторы действительно постарались и сохранили визуал оригинальных комиксов, только вот забыли про характеры и сюжет.
Анимационные экранизации «Семейки» пытались выпускать и в 1973 году, и в 1992-ом. Оба раза проекты сворачивали: Аддамсы выглядели примитивно, а сериалы были рассчитаны на детскую аудиторию. С новыми мультфильмами происходит то же самое: сюжетно нам рассказывают истории, которых сегодня в анимации полно. Сейчас авторы пытаются запрыгнуть в повестку, говорить о внутренних метаниях, пропасти между поколениями и проблемами коммуникации, когда истинные Аддамсы ещё в прошлом веке все эти вопросы решали. Этим они отличались и покоряли. Сегодняшние экранизации рушат всю магию мрачной семейки, не давая ничего исключительного зрителю.



В следующем году выйдет сериал про Уэнсдей от Тима Бёртона. Верим в режиссёра и надеемся, что новый проект не станет ещё одним пятном на истории Аддамсов. Их там уже предостаточно.