Жанр ужасов в кино существует почти 100 лет: за это время режиссёры нашли огромное количество повторяющихся способов напугать зрителя. Но среди однотипных хорроров можно найти и скрытые жемчужины: картины, имеющие нестандартный сюжет и особенную концепцию. В честь десятилетия инди-хоррора «Оно» Дэвида Роберта Митчелла мы решили сделать подборку необычных концептуально хорроров, вышедших в течение последней декады.
«Солнцестояние» (2019)
Я так рад, что Ари Астер, очевидно, никогда не ходил к психологу…
Представьте, что вместо привычного отпуска на море или в горах вы отправляетесь в шведское поселение, далёкое от цивилизации. Это само по себе звучит как хоррор (сразу же вспоминаются ненавистные поездки на дачу с родителями, где вместо отдыха предстоит целыми днями копать картошку), но здесь всё куда глубже и страшнее. Переживая личную трагедию, Дэни (Флоренс Пью) отправляется вместе с парнем и его однокурсниками в шведскую деревню на день летнего солнцестояния, но местные жители вовлекают их в свои необычные ритуалы, обязательно сопровождающие празднование.
Этот хоррор пугает не обилием спецэффектов и скримеров, а гнетущей атмосферой и психологическими приёмами, заставляющими чувствовать дискомфорт все два с половиной часа хронометража. Режиссёр буквально играет с чувствами зрителя, заставая его врасплох: почти всё, что пугает в фильме, происходит при дневном свете, а не в типичном для хоррора сумеречном полумраке. Каждую деталь показывают медленно и дотошно, заставляя понервничать и ожидать продолжения жутковатого праздника.
«Мы» (2019)
Чёрт, меня заставили купить два билета на этот фильм… Для себя и своей копии.
Говорят, у каждого человека обязательно есть хотя бы один двойник. В этом фильме Джордан Пил решил поиграть с этой идеей, представив мир, в котором у людей есть копии. По сюжету приехавшая в загородный дом семья сталкивается с их агрессивными двойниками, жаждущими крови, после чего отдых превращается в кошмар, а фильм — в сюрреалистический экспириенс, исследование мира, полного копий, игру на выживание.
Конечно, Пил в «Мы» не только пугает зрителя, но и делает публичное заявление: режиссёр высказывается о потере идентичности американским народом, обращая внимание зрителей на эту проблему, и это лишь один из смыслов, заложенных автором. Пил также намекает, что человек сам свой злейший враг, и это красной нитью проходит через весь фильм, ведь действительно, на экране герои борются со своим вторым «я».
«Дом, который построил Джек» (2018)
Титры: срежиссировано Ларсом Фон Триером
я: это было очевидно
Если вы ищете ужасный, но в то же время затягивающий и увлекательный фильм для просмотра на вечер, эта картина идеально подходит. Здесь не будет традиционных для жанра скримеров или ужасающих кукол, призраков, духов, в центре внимания человеческая жестокость. Кино строится вокруг исповеди хладнокровного маньяка по имени Джек (Мэтт Диллон), он воспринимает себя творцом, художником, в общем и целом — деятелем искусства, произведения которого — убийства. 152 минуты ужасающего путешествия по глубинам подсознания преступника, переходящего из философских монологов в жестокий юмор (да, временами фильм даже будет смешить абсурдными моментами).
«Дом, который построил Джек» сочетает в себе сразу несколько жанров. Помимо триллера и преступления, заявленных режиссёром, в картине также есть мистический эпилог, заставляющий задаться вопросом «что только что произошло?» Примечательно, что его посмотрели явно не все: с показа в Каннах ушло более ста зрителей, утверждая, что в фильме неоправданно большое количество жестокости по отношению к женщинам и детям.
«Маяк» (2019)
Уиллем Дефо пять минут материт Роберта Паттинсона за то, что тот продолжает говорить, как ненавидит его еду… это я называю кинематографом!
Картина, которая состоит из смеси реальных историй о пропавших смотрителях маяка, рассказов Эдгара Алана По и Говарда Лавкрафта и морских мифов. А что будет, если добавить в это комбо актёрский дуэт Уиллема Дефо и Роберта Паттинсона? Получится артхаусный инди-хоррор об отдалённом английском острове, на котором смотрители маяка постепенно сходят с ума: их гложет собственное прошлое и настигают странные видения: русалки, отрезанные головы и прочая нечисть.
Роберт Паттинсон во время съёмок слишком сильно старался вжиться в роль: по словам актёра, ему приходилось «быть сумасшедшим». Перед началом записи он кружился на месте, чтобы пошатываться в кадре, кидал камушки себе в ботинки, чтобы более убедительно показывать физическое недомогание и рычал, сидя на полу на съёмочной площадки, стараясь почувствовать себя сходящим с ума.
«Тихое место» (2018)
Представьте, что все вокруг ходят босиком, как в грёбаной фантазии Квентина Тарантино.
Название фильма действительно не обманывает — количество слов в картине близится к нулю, а со звуком проделана невероятно тонкая работа: он появляется очень редко, но всегда пробирает до мурашек. Мир очутился в эпицентре апокалипсиса: повсюду ходят пугающие инопланетные монстры, которые реагируют на любой шорох. Семье, живущей на ферме в собственном доме, удалось выжить и разработать систему жестов для бесшумного общения друг с другом, но удастся ли им сохранять идеальную тишину всегда?
«Тихое место» — это фильм, в котором молчание становится громче любого шума. Именно в тишине весь шарм картины, и именно она пугает больше всего. Во время просмотра обращаешь внимание на самые маленькие звуковые детали, которые казались бы незначительными в любом другом кино: всё, что хотя бы слегка нарушает молчание, становится огромной опасностью, будь это звук игрушки с батарейками или скрип половиц.
Успех породил продолжение фильма (2021), а в этом году выйдет приквел под названием «Тихое место: День первый». В нём представят первые часы вторжения на Землю.
«Злое» (2021)
Мне нужно то, что курит Джеймс Ван.
Абсурдный, но цепляющий фильм «Злое» стал камбэком Джеймса Вана в сферу хорроров после череды блокбастеров, среди которых, например, седьмой «Форсаж» и «Аквамен». Мэдисон (Анабелль Уоллис), отчаянно пытающаяся завести ребенка вместе с мужем, во сне становится свидетельницей ужасающего преступления — убийства родного человека некой сущностью. Проснувшись, она осознаёт, что кошмар воплотился в реальности.
Дальше жизнь Мэдисон превращается в сущий кошмар: в своих снах (или, скорее, сонных параличах) девушка из раза в раз со стороны следит за различными кровавыми убийствами, которые впоследствии оказываются более чем реальными, но не может даже пошевелиться, чтобы предотвратить происходящее.
«Варвар» (2022)
Это реально сумасшедший фильм, но я бы, скорее всего, всё равно оставил положительный отзыв дому на «эйрбиэнби», потому что не хотел бы казаться грубым.
К сожалению, по приезде в другой город или страну не всегда удаётся успешно разобраться с жильём. Могут возникнуть проблемы с бронированием, и именно это стало для Тэсс (героини Джорджины Кэмпбелл) испытанием: разделив с парнем по имени Кит (Билл Скарсгард) на одну ночь съёмный дом из-за ошибки сервиса, девушка совершенно случайно раскрыла зловещую тайну. Оказалось, что в подвале есть комната с кроватью и камерой, где явно происходило что-то незаконное и пугающее…
Зак Креггер, снявший «Варвара» по своему сценарию, не только режиссёр, но и комик, и это явно отразилось на фильме, добавив резкость в сюжетные повороты и уместную иронию. И «Варвар» действительно много раз ломает ожидания, заставляя зрителя подозревать каждого героя и иногда даже сопереживать злодеям.
Благодаря этой картине сформировался поджанр «airbnb-хоррор» (хотя она не была первопроходцем) — фильмы ужасов о не самом удачном опыте бронирования домов героями.
«Оно» (2014)
Им стоило послушать того физрука из «Дрянных девчонок»...
Переведённый локализаторами как «Оно» фильм с оригинальным названием «It Follows» может по ошибке показаться русскому зрителю очередной адаптацией одноимённого романа Стивена Кинга, но включивших картину с надеждой увидеть клоуна ожидает сюрприз. Вместо детей и Пеннивайза главными героями предстают подростки и… венерическое заболевание, если подобный вирус можно так назвать. Необычная концепция для хоррора, не так ли?
После полового акта с молодым человеком главная героиня начинает видеть людей, которых никто больше не замечает. Единственный способ избавиться от преследований злой сущности, именуемой Оно и старающейся ей навредить, — передать заражение дальше по цепочке с помощью полового акта с другим человеком. Но ключевое условие — смерть следующего «заражённого» запускает цикл с самого начала, возвращая видения отправителю.
«Оно» собрал в мировом прокате сумму, более чем в 10 раз превышающую изначальный бюджет, став невероятно успешным фильмом Дэвида Роберта Митчелла. Выход фильма породил большое количество подобного рода картин, выходящих по сей день. Среди них «Улыбка» 2022 года, где также передаётся проклятие от человека к человеку.
Недавно стало известно, что «Оно» вновь вернется на большие экраны, но на этот раз с сиквелом, главную роль в котором снова исполнит Майка Монро. Съёмки проекта начнутся в 2024 году.
А какой фильм вы бы добавили в список? Делитесь в комментариях!