Жестоких и кровавых шутеров в последние годы выходит мало. О следующем DOOM ничего не слышно со времён Eternal в 2020-м, а многочисленные Call of Duty от Activision Blizzard и Far Cry от Ubisoft превратились в аттракционы — предсказуемо весёлые и динамичные, но вау-эффект от них не получить. Жанру словно не хватает пинка — лекарства от длительного застоя. В 2014-м такой дала Wolfenstein: The New Order от шведских разработчиков MachineGames — получилось не только взбодрить серию, но и удивить бывалых геймеров. Спустя 10 лет пускаемся в ностальгию по мясорубке на экране и вспоминаем, за что игру полюбили.
Первые две части серии Castle Wolfenstein (1981) и Beyond Castle Wolfenstein (1984) разработала и выпустила американская и ныне почившая компания Muse Software во главе с Сайласом Уорнером. Узнать в тех играх драйвовый боевик невозможно: обе были в 2D, с видом сверху и кроме перестрелок предлагали стелсовые прохождения. И это до того, как в 1987-м вышел первый Metal Gear! Сюжет и цели умещались в пару предложений. В первой безымянный главный герой во времена Второй мировой войны разыскивал в вымышленном немецком замке Вольфенштайн секретные чертежи. В сиквеле вольно пересказывались события 20 июля 1944-го и операция «Валькирия», где группа заговорщиков планировала убить Гитлера и совершить государственный переворот.
В 1987-м Muse Software обанкротились, а к 1992 году истекли и права на товарный знак Wolfenstein. Серия переехала в надёжные руки id Software, где тогда трудились будущие создатели DOOM (1993) — Джон Кармак и Джон Ромеро.
«Беги и стреляй»
Wolfenstein 3D вышла 5 мая 1992-го и задала стиль будущей серии. Немногочисленные шутеры от первого лица на тот момент уже появились, причём как раз от id Software — Hovertank 3D и Catacomb 3D (май и ноябрь 1991-го).
Следующим важным обновлением стало появление у главного героя имени — Уильям «Би-Джей» Бласковиц. Первый шаг к становлению полноценного персонажа с характером сделан, но до глубины The New Order ещё очень далеко. Личность, внешность и звание значения не имели, а протагонист по-прежнему оставался лишь выполняющей приказы фигурой. Само действо стало более динамичным и жестоким — расстрелянные враги даже истекали кровью. Джон Ромеро, геймдизайнер и программист Wolfenstein 3D говорил:
«Игровой процесс был упрощён до основного "беги и стреляй". Всё, что замедляло движение, мы убрали».
Стелс поэтому практически исчез, от реализма тоже мало что осталось, и так серия свернула от сеттинга Второй мировой войны в сторону альтернативной истории. Например, кроме наступающих толп нацистов и агрессивных собак, был босс Гитлер в костюме робота. В Return to Castle Wolfenstein (2001) и Wolfenstein (2009) сценаристы решили черпать вдохновение из многочисленных слухов вокруг оккультизма при Третьем рейхе. В сюжетах появлялись тайные культы, магия, воскрешения из мёртвых и далее по списку мистической дури. И ведь умудрялись же объяснять и подавать с серьёзным видом! Играешь и веришь, что в этом мире возможно всякое… Но уже в Wolfenstein: The New Order фанатам предстоит погрузиться в более приземлённую и человечную историю.
Мягкое переосмысление
В 2009-м id Sofware вместе со брендами Wolfenstein, DOOM и Quake купила американская компания Zenimax Media, в которую тогда уже 10 лет как входила Bethesda Softworks. Они и предложили студии MachineGames, свежесозданной выходцами из Starbreeze (Syndicate, The Chronicles of Riddick: Assault on Dark Athena), разработать игру по одной из приобретённых серий. Креативный директор Йенс Маттис рассказывал:
«Не было заинтересованности в конкретном IP. Но были вещи, к которым команда особенно тяготела, и в первую очередь мы большие поклонники Wolfenstein. Спросили, работает ли кто-нибудь над ней, и нам ответили, что никто. Тогда мы её и получили».
В 2013-м вышел анонсирующий трейлер будущей Wolfenstein: The New Order, а спустя год состоялся релиз. Игра аккуратно перезагрузила серию, отправив события в альтернативный 1960-й. Немцы отказались от магии, совершили технологический скачок и смогли поставить весь мир на колени. Бласковиц 14 лет пробыл в состоянии овоща в одном из госпиталей и помешать случившемуся не смог. Зато решил бороться с режимом нового мира, едва вернувшись в сознание.
Геймплейно игра сочетала узнаваемые элементы прошлых частей и с ними создавала собственный стиль. Большую часть оружия можно брать в две руки, что добавило ещё больше скорости, хотя и патроны уходили быстрее. Это весело — факт, но важнее то, насколько мощным ощущается Бласковиц и как это передаётся игроку. Косить толпами врагов, держа по дробовику в каждой руке физически невозможно, а The New Order это позволяет, потому и чувство всемогущества доставляет удовольствие. До тех пор, пока не убьют. Враги не самые умные, зато числом превосходят и лезут из каждого угла. Отсидеться в укрытии или остановиться на несколько секунд ради смены ствола невозможно — со всех сторон обстреляют.
Кроме задорных пострелушек вернулся и стелс. На средней сложности на его существование внимание не обращаешь и бесстрашно врываешься в каждую комнату. А вот на максимальной с говорящим названием Uber так не выйдет. Враги делают слишком больно при всё тех же высоких скоростях, потому без вдумчивого изучения расстановки противников многие локации пройти не получится.
С другого ракурса
Впервые в серии Wolfenstein появился полноценно поставленный сюжет с прописанными героями и отношениями. Глобально формула прежняя: бравый солдат против злых захватчиков — но история концентрируется на более живых и понятных темах. Показателен момент в начале игры, где Би-Джею приходится выбрать, кем из сослуживцев пожертвовать. Так, оба персонажа кажутся стандартными напарниками-пустышками, потому от смерти незнакомца не ожидаешь ощутимых последствий. Геймплейно их почти нет, зато в сюжетных кат-сценах при упоминании погибшего чувствуешь боль тех, кто по нему скорбит. Потому и печалишься вместе с ними.
Позже Бласковиц проникается высокими чувствами к медсестре Анне, что выхаживала его годами. Начинает думать о будущем, семье и спокойной жизни. Пока от выстрелов на экране брызжет кровь и летают останки фашистов, он ненавязчиво рассуждает о мечтах и причинах борьбы. Люди из Сопротивления, куда они с возлюбленной вступают, становятся близкими друзьями, с которыми интересно просто поболтать и узнать поближе.
Между миссиями много бытовых сцен в местном хабе. Парадокс, но один самых мясных боевиков качественно и эмоционально рассказывает о миролюбивых людях. Герои могут не только заниматься планами по свержению фашизма, но и просто читать на кроватке книгу или играть на гитаре. Эти моменты — отдых от безумной мясорубки и одновременно напоминание о тех, кто рядом. Отсюда и главное отличие от остальных частей, да и от большинства шутеров. Идти, стрелять и убивать врагов хочется не ради высоких идеалов о правде и справедливости, а ради защиты близких.
Йенс Маттис так объяснял новый подход: «Мы уделяем большое внимание мотивации игрока. Хотим, чтобы он эмоционально совпадал с нашим протагонистом. Для этого используем множество методов, и один из них — подвергнуть вас тем переживаниям, которые мотивируют главного героя».
Благодаря скачку во времени MachineGames показали по-настоящему другую реальность. Мрачное фашистское отражение знакомых вещей — словно переезжаешь прямиком внутрь кривого зеркала. В Wolfenstein: The New Order сделано всё, чтобы игрок поверил в мир, куда его закинули. Негодуешь, удивляешься и пугаешься абсолютно искренне. В местных вырезках газет узнаются настоящие события, например, высадка на Луну первого человека или упоминание группы Beatles, переименнованных в Die Käfer. И даже с пугающе схожими фотографиями! Ради погружения разработчики даже создали немецкоязычный лейбл музыки — Neumond Recording. Пит Хайнс, вице-президент по связям с общественностью и маркетингу Bethesda говорил:
«Именно такие маленькие штрихи делают игру более аутентичной и увлекательной. 1960-е были великой эпохой культурных перемен, и некоторые из этих вещей случились бы независимо от того, что произошло. Это показывает, какой в альтернативной истории могла бы стать музыка».
Всего записано восемь оригинальных песен и три кавера известных хитов 1960-х. Из последних в игре звучит только версия The House of the Rising Sun от The Animals — остальные лицензионные ограничения не позволили использовать рядом с нацистской символикой.
Бласковиц, мы всё…
После релиза Wolfenstein: The New Order получила любовь прессы, игроков и заодно набрала множество номинаций на различных премиях. В 2015-м вышло самостоятельное дополнение Wolfenstein: The Old Blood — приквел на шесть-семь часов к основной части. Вдохновлено оно во многом было Return to Castle Wallenstein, потому Бласковиц вновь столкнулся с мистикой и магией. Но полноценное продолжение было вопросом времени.
Wolfenstein II: The New Colossus не только продолжала историю The New Order, но и во всём превосходила предшественницу. Баланс драмы и абсурда сместился в сторону последнего: героев стало больше, а стрельба стала ещё быстрее — хотя, казалось, куда уж! Игра очаровывала проработкой каждой мелкой детали, но, увы, это не спасло продажи. Издатели из Bethesda были настолько вдохновлены успехом прошлой части, что не побоялись выпустить прямой сиквел сюжетно-ориентированного приключения в один день с Super Mario Odyssey и Assassin's Creed: Origins — 27 октября 2017-го. Выбор многих покупателей, очевидно, склонялся к проектам, где не обязательно знать прошлую часть.
Последняя на данный момент (и, видимо, на ближайшие годы) Wolfenstein: Youngblood вышла в 2019-м и оказалась спин-оффом, спойлер, о дочерях Би-Джея. Создатель The New Order и The New Colossus Йенс Маттис в разработке участия не принимал, что заметно. Из одиночного приключения игра превратилась в кооперативную стрелялку, где над врагами теперь висели плашки здоровья. Сюжет и герои пострадали ещё больше: раздражающая глупость и плоские несмешные шутки вылезали в каждой кат-сцене. Положительной стороной оказался дизайн уровней. MachineGames делали эту часть совместно с Arkane Lyon, потому и локации местами подозрительно похожи на мир дилогии Dishonored. Кто знает, возможно, это были наработки для так и не вышедшей третьей части… Не выбрасывать же!
Сейчас в стиме у Wolfenstein: Youngblood лишь 45% положительных отзывов — грустный конец для серии-дедушки шутеров от первого лица. В 2021-м компанию Zenimax купила Microsoft, а MachineGames анонсировали игру по Индиане Джонсу. Йенс Маттис с неисполненными идеями для трилогии про Би-Джея студию покинул в августе того же года. Без его видения серию Wolfenstein если и решат возродить, то это уже будет совсем другая игра.