К католическому Рождеству Netflix решил сделать подарок фанатам «Ведьмака» и выпустил мини-сериал «Происхождение» (The Witcher: The Blood Origin). Подарок не удался: проект получил крайне низкие оценки (одну из худших в истории Rotten Tomatoes, например). Частично это классическая реакция фанатов франшизы на очередную «адаптацию Netflix», но на самом деле внутри там полная катастрофа. Собрали всё нужное, чтобы убедиться, что смотреть его не надо.
Внутри будут спойлеры, но лучше уж так, чем четыре часа нудятины.
О чём «Происхождение»
Мини-сериал рассказывает о Сопряжении Сфер — событии, которое породило мир «Ведьмака» (в интерпретации Netflix), смешав эльфов, людей и монстров в результате магического межвселенского катаклизма. Причиной всему стали эльфы, так что дополнительно в сюжет вписали закат империи Старшей расы и их дворцовые интриги , от которых сильно веет «Игрой престолов» (не в хорошем смысле). Ну и появление монстров ознаменовало создание первого ведьмака, которым стал воин Фьял (Лоуренс О’Фуаран). Его Испытание Травами — наверное, единственный интересный момент сериала, так что потом как-нибудь найдите на ютубе и посмотрите.
Структурно «Происхождение» — это рассказ обо всём вышеперечисленном какой-то сущности Лютику (есть версия, что сущность — это Господин Зеркало, но надеемся, что нет). Она поймала его посреди битвы, остановив время, увела в лес и попросила написать песенку про Семерых — главных героев сериала. На деле это нужно было, чтобы Лютик узнал о пророчестве Старшей крови и понял опасность, которую таит в себе Цири. Ведь «Происхождение» внезапно рассказывает о появлении этой Старшей крови, которое переиначили по полной.
Ведьмачий Замес
В сериале много изменений по отношению к книгам Анджея Сапковского, хоть там и не было историй о Сопряжении Сфер. Сценаристы писали оригинальный сюжет, но всё равно зацепили образующих персонажей «Ведьмака» и сделали их woke — тут сюрпризов нет. Мы сконцентрируемся на появлении первого ведьмака, потому что там самый мрак.
Кандидатов на мутацию два — тот самый Фьял и темнокожая эльфийка Эйле (София Браун). Они — сильные воины из двух противоборствующих кланов, которые после государственного переворота остались их последними представителями. Вместе они решили разрушить образовавшуюся империю, собрали команду, впервые столкнулись с монстрами и поняли, что для победы нужно создать своё чудовище. Только маги, которые будут проводить процедуру, предупреждают: она может закончиться смертью подопытного. Дальше хронология событий:
— Эйле вызывается на роль ведьмака, потому что в начале сериала услышала пророчество, якобы это должна быть она.
— Фьял не особо спорит, хотя очевидно считает себя более подходящим на роль монстра.
— Все бухают и веселятся на «проводах» Эйле, на всякий случай.
— Пьяная Эйле, по совместительству бард, поёт очень хорни песню с припевом буквально: «Приди ко мне мой любовник».
— Эйле и Фьял оказываются одни в лесу, лежат на траве, пьют и болтают.
— Фьял с намёком напевает песню, на что Эйле реагирует а-ля «Да ладно тебе, перестань».
— Через пару мгновений они уже целуются, но НЕ занимаются сексом.
— Утром Эйле просыпается и понимает, что Фьял пошёл на процедуру вместо неё. Ну, не заметила, что ж.
— Фьял проходит Испытание Трав, становится ведьмаком и первое, что он делает — спит с Эйле.
— В конце выясняется, что тогда эльфийка забеременела, несмотря на то, что ведьмаки бесплодны.
— Оказывается, что она — предок той самой Цири. Голос за кадром объясняет: «Так появилась Старшая кровь — смесь крови эльфа и монстра». Занавес.
Для справки: в книгах Старшая кровь — результат длительных генетических экспериментов эльфов по выведению идеального сосуда для магии и путешествия между мирами. Для многих эта история — уже явный сигнал, что в «Происхождение» лезть незачем. Но мы только начинаем.
Факити фак
Тут коротко: перед вами первая реплика в сериале. Создатели, видимо, заметили, как фанатам нравились Fuck Кавилла, и решили пропитать проект «отборным» матом.
Геральт теперь расист
В попытках придумать фразы и шутки для Лютика, который на экране от силы минуты три, сценаристы решили сделать Геральта расистом. На новости о том, что первый ведьмак был эльфом, бард говорит: «Геральту это не понравится». Почему? Почему не понравится?! Геральту, который один из главных защитников принижаемых рас, да и сам постоянно сталкивается с проблемами из-за своей инаковости. Если у вас получится придумать хоть одну причину, почему Геральту может не понравится эльфийскость первого ведьмака, которая не будет расистской, напишите, пожалуйста, в комментариях, потому что мы не смогли.
Побег года
Одна из самых больших проблем «Происхождения» — отвратительный темп повествования. Сюжетных линий две — Фьял, Эйле и их команда, плюс разборки во дворце эльфов (они бьются ещё на две под-линии). Сценаристы делают столько прыжков между сюжетами в минуту, что может начать укачивать. Например, вас могут выдернуть из дворца буквально на десять секунд, показать корабль Фьяла и Эйле (не показав самих героев), тупо чтобы сказать, куда они плывут, а потом вернуть обратно к интригам.
Ещё забавнее получилось с чародеем Синдрилом — следите за пальцами. В первой серии нам показали, что он сидит в тюрьме, которая блокирует его силы. Во второй серии герои встречают его в лесу с сестрой, как ни в чём не бывало. Ближе к концу эпизода он наконец рассказывает, как же ему удалось вырваться из-под стражи из столицы Империи. Он говорит: «Я сбежал». Всё. Учитывайте, что это он открыл путешествия между мирами и является важнейшим пленником главного злодея сериала. Он сбежал. Просто сбежал.
Трёхслойное повествование
Тут речь не о том, насколько глубок сериал, а о том, насколько он поверхностен. Все уже давно поняли, что если вам нужно добавлять закадровый голос, объясняющий происходящее, то вы что-то сделали не так. Одно из главных правил хорошего кино: показывай, а не рассказывай. Но сценаристы «Происхождения» решили, что нужно рассказывать, причём несколько раз. Вот пример сцены — мы не будем рассказывать, что с ней не так, потому что это видно.
Визуально: три человека видят огромную армию империи, против которой они ничего не могут без поддержки.
Диалогово: три человека вслух говорят, что это бойня, у них нет шанса и нужны наёмники, но нет денег.
Закадровый голос: «Без денег на наёмников, они были лишь пылинками в борьбе против империи».
Писающая краснолюдка
Просто пятисекундная сцена, как краснолюдка идёт в кусты, которая совершенно не нужна в сюжете. Без комментариев.
Графика
«Ведьмака» Netflix уже с первого сезона ругают за местами плохую компьютерную графику. «Происхождение» решило не нарушать традицию: там, конечно, есть хорошо прорисованные сцены, но вот, например, кадр с главным монстром сериала. Видимо, он прилетел из вселенной мыла.
Актёрская игра
Она плохая. Это, конечно, вкусовщина, но когда прекрасная Мишель Йео из «Всё, везде и сразу» играет безэмоциональную героиню и всё равно крадёт все сцены со своим участием, от звука тревожных звоночков можно оглохнуть. Она — единственный луч света во всём сериале, её запихнули на все постеры и во все трейлеры, потому что Йео сейчас на слуху. Но и тут нас обвели вокруг пальца, потому что её в сериале катастрофически мало.
Людские эльфы
Если раньше вы считали эльфов великой расой, философами, первооткрывателями, учёными и т.д., то можете об этом забыть. В «Происхождении» эльфов от людей отличает только форма ушей, а так они тоже зависают в борделях, дерутся по любому поводу, тупят в любой ситуации, не умеют управлять государством и жаждут власти и наживы. С таким заходом вообще непонятно, почему они не смогли ужиться с людьми после Сопряжения сфер, настолько расы похожи по духу.
Дно
Это далеко не все грехи «Происхождения», но их должно быть достаточно, чтобы понять, как всё плохо. Да, Netflix пробил очередное дно в переиначивании первосточника, но это не главная проблема. Сериал ужасный, потому что он сделан ужасно — режиссура, монтаж, актёрская игра, сценарий, графика заслуживают внимание только как урок «Как не надо делать». «Происхождение» кажется плохой шуткой над всеми попытками Netflix сделать из «Ведьмака» свою «Игру престолов». Только, кажется, это совсем не шутка.